Влияние христианства на развитие СД.
Раздел 1 МДК 1
Теория и практика сестринского дела.
Тема 1.2.1. История сестринского дела
Лекция
Разработала
преподаватель
по предмету «ТПСД»
Марычева Н.А.
Согласовано
на заседании ЦМК
Протокол №_____
от «___»_______2012г.
Председатель ЦМК
Боркун Н.М.
Оренбург 2012 г.
Занятие №3 Лекция
Тема 1.2.1. История сестринского дела
Студент должен иметь представление:
-об основных вехах истории сестринского дела;
Студент должен знать:
-зарождение российского сестринского дела
- историю создания и задачи сестринских общин в России;
- влияние христианства, войн, движения за равноправие женщин на развитие СД.
Самостоятельная работа.
1. Подготовка рефератов по темам: «Сестринское дело в памятниках литературы и искусства », «Сестринские общины в России»
План лекции
1. Влияние христианства на развитие СД.
2. Зарождение российского сестринского дела.
3. История создания и задачи сестринских общин в России.
4. Влияние войн, движения за равноправие женщин .
Лекция
Влияние христианства на развитие СД.
Полная история сестринского дела охватывает тысячелетия. Особенно много для ухода за больными сделало христианство, т.к. в основе христианской идеи – внимание и справедливость к личности, жалость к человеку Милосердие было отличительным свойством русского народа. Среди женщин Московской Руси была глубоко развита благотворительность. Одно из первых упоминаний о стационарном лечебном учреждении на Руси относится к середине Х века, когда княгиня Ольга образовала больницу, где уход за больными был поручен женщинам.
Много делали для больных монастыри. Монахи часто приглашались для ухода за больными на дому, а в тяжёлых случаях больных отправляли в монастырские больницы. Ещё до татарского нашествия в летописи упоминаются больницы в Киеве, Смоленске, Чернигове, Новгороде и др. Сёстры-монахини ухаживали за больными бескорыстно, т.к. считалось, что взимание платы за уход отнимает священный характер работы сестры милосердия.
В 988 -989 годах Русь принимает христианство. Это событие стало началом для общественного развития медико- санитарной помощи человеку. По мнению историков, "сестринское дело как отдельная объективно существующая реальность зародилась в ранний христианский период.
Почему именно христианство послужило толчком для развития медико-санитарной помощи человеку? "Христианство в огромной степени имело отношение к признанию ценности каждого отдельного человека как личности. Служить человеку значило служить Богу".
В 996 году Киевский князь Владимир издает официальный Устав, в котором вменяет в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятую часть от дохода на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. Общественное призрение, согласно Толковому словарю
В. Даля, - есть забота о нищих, калеках, больных, сиротах, содержание их за счет общественной помощи.
С момента выхода Устава 996 года начала развиваться монастырская медицина. В XI веке при монастырях Киевской Руси начали строиться монастырские больницы- для тех, кто нуждался в лечении; и приюты (богадельни)- для калек, нищих и всех тех, кто по каким- либо причинам не мог обеспечивать себе самостоятельного проживания.
Одним из древнейших русских монастырей является Киево- Печерская Лавра, основанная в 1051 году. При монастыре его основатели Феодосий и Антоний Печерские устроили богадельню, в которой Феодосий занимался врачеванием.
Медицинская помощь в монастырских больницах чаще всего заключалась в применении уже известных народных средств в виде целебных снадобий и мазей. Лечение сопровождалось религиозными обрядами. Однако, уход, который получали больные в монастырских больницах - в виде регулярного питания, чистой одежды и постели, промывания ран, доброго успокоительного слова- такой уход был вполне реальным и осуществлялся в монастырских больницах вплоть до XV-XVI веков.
Княжна Анна Всеволодовна дочерь великого князя Киевского Всеволода Ярославича и греческой царевны Марии, дочери Константина Мономаха в XI веке в Киеве открыла светскую школу, в которой преподавалась медицина.
Внучка Владимира Мономаха - Евпраксия[1] сделала поистине революционный шаг - написала медицинский труд, посвященный вопросам физиологии, гигиены, пропедевтики и профилактики некоторых болезней. В 30-х годах XII века она пишет медицинский трактат "Мази". Медицинский трактат состоит из пяти частей. В первой части- общий обзор представлений о гигиене. Во второй части - советы по соблюдению гигиены в браке, во время беременности и по уходу за новорожденным. В третьей части - представления о гигиене питания. В четвертой- информация о наружных болезнях и рецепты лечения зубных и кожных заболеваний. В пятой части- сердечные и желудочные заболевания и советы по их профилактике. Некоторые советы, данные Евпраксией в ее труде, вполне соответствуют современным подходам. Русские историки считают его первым научным медицинским трудом, написанным женщиной.