Настоящий воображаемый фрукт

Наши мысли непосредственно воздействуют на наши тела с помощьюрепрезентативных систем. Представьте себе на мгновение, что вы держите вруке один из своих любимых фруктов. Вообразите, что вы чувствуете его вес икожуру. Он твердый или мягкий, когда вы его сжимаете? Какого он цвета?Произнесите про себя его название. Теперь закройте глаза и представьте, чтовы нюхаете его. Какие ощущения вызывает этот запах? Сейчас вы собираетесьего попробовать. Мысленно разрежьте, если это необходимо, и медленноподнесите ко рту. Откусите кусочек, чтобы почувствовать сок у себя подязыком. Если при этом у вас не выделилось ни грамма слюны, то вы, должно быть,спите. Запахи и вкусы способны очень легко пробуждать воспоминания. Ваш мозг не воспринимает различий между телом и разумом. Чем дольше выдумаете о чем-то, тем сильнее тело и разум реагируют так, как будто это насамом деле происходит. Подумайте о значении для здоровья этого простогоэксперимента с воображаемым фруктом. То, о чем мы думаем, непосредственно действует на наше тело. Чем более живо мы себе представляем это, тем сильнее реагирует тело. Поэтому создание яркого, живого представления о собственном здоровьебыло бы полезным. Чем свободнее вы пользуетесь всеми своимирепрезентативными системами, тем лучше вы будете контролировать их влияниена свое тело. Сознательное использование репрезентативных систем можетвначале показаться странным, но с практикой это становится легче с каждымразом. У нас разные способности использования своих репрезентативных систем.Некоторые действительно видят ясные мысленные картинки, и лишь небольшойпроцент людей заявляют, что они не видят совершенно никаких картин. Таков ихсубъективный опыт. Он лишь означает, что они не осознают своих мысленныхкартин. Мы все визуализируем, в противном случае мы никогда не узнали бысвоего собственного лица, машины и входной двери. Если вы с трудом визуализируете, проведите следующий эксперимент.Начните с мысленного представления одного осколка цветного стекла. Запишитена бумаге или на аудиокассете то, что вы видите, если даже это едва уловимоеизображение. Если это трудно, притворитесь, что вы можете видеть его своимвнутренним взором. Какого он цвета? Какого размера? Какой формы? Теперь вообразите себе звук гитары. Громко ли он звучит? Можете ли выувеличить громкость? Это высокий звук или низкий? Прислушайтесь к ритмумузыки. Она исполняется быстро или медленно? Как выглядит гитара? Опишите еепро себя. Представьте себе, что вы лежите в удобной позе. Какие ощущения в вашемтеле? Представьте, себе, как выглядит окружающая вас обстановка, и вспомнитезвуки наподобие звука тикающего будильника. Чтобы помочь себе мыслить более ярко и живо, воспользуйтесь связьюмежду телом и разумом. Если вы хотите визуализировать, расфокусируйте взгляди поднимите свою голову вверх. Чтобы более отчетливо услышать внутренниезвуки, наклоните голову в ту или иную сторону, а глаза поверните налево.Чтобы лучше прислушаться к своему внутреннему диалогу, посмотрите внизвлево. Чтобы сделать ощущения более интенсивными, поверните глаза внизвправо. Вероятно, вы замечали, что люди совершают движения глазами когдадумают. Эти движения не случайны, глаза не вращаются в своих впадинах простотак под действием гравитации. У всех этих движений есть свой смысл. Ониназываются "глазными сигналами доступа" и представляют собой еще однопроявление тесной связи тела и разума. НЛП предполагает, что большинстволюдей смотрит вверх или расфокусирует свой взгляд, чтобы представить себевнутреннюю картинку, а смотрит по сторонам, чтобы прислушаться к внутреннимзвукам. Многие смотрят вниз вправо, чтобы получить доступ к своим ощущениям,и вниз влево, чтобы послушать свой внутренний диалог. У некоторых людей этипривычные движения меняются местами: они смотрят вниз влево для ощущений ивниз вправо для разговора с самим собой. Глазные сигналы доступа имеют практическую ценность, и подробное ихописание можно найти в других книгах по НЛП. Поэкспериментируйте с ними, онипомогут вам лучше видеть, слышать и ощущать внутри себя.

СУБМОДАЛЬНОСТИ

Все те различия, которые мы обнаруживаем во внешнем мире с помощьюсвоих органов чувств, мы можем найти и во внутреннем мире. Различия вовнутренних картинках, звуках и ощущениях называются субмодальностями. Этокачественные характеристики нашего внутреннего мира, мельчайшие кирпичики,из которых строится наш опыт. Цвет и движение являются примерами визуальных субмодальностей -- двехарактеристики внутренних картинок. Громкость и направление являютсяпримерами аудиальных субмодальностей, а температура и давление -- этокинестетические субмодальности. Ниже приведен список наиболее распространенных субмодальных различий. Визуальные субмодальности ассоциированный (вижу своими собственными глазами) или диссоциированный(вижу себя в картинке) цветной или черно-белый в рамке или без границы глубина (плоский или объемный) местоположение (например, справа или слева, вверху или внизу) расстояние (далеко или близко от вас расположена картинка) яркость контрастность резкость (размытый или сфокусированный) подвижность (фильм или слайд) скорость (быстрее или медленнее, чем обычно) количество (разделенный экран или составной образ) размер Аудиальные субмодальности стерео или моно слова или звуки громкость (громко или тихо) тон (резкий или мягкий) тембр (окраска звука) местоположение источника звука (далекий или близкий) расстояние до источника звука длительность (короткий или длительный звук) непрерывный или прерывистый темп (быстрее или медленнее обычного) отчетливость (отчетливый или приглушенный) Кинестетические субмодальности местоположение интенсивность давление (сильное или слабое) размер текстура (гладкий или шершавый) тяжесть (легкий или тяжелый) температура продолжительность форма. Субмодальности -- это способ кодирования опыта. Все наши воспоминания,надежды, убеждения и опасения имеют субмодальную структуру. Если мы изменимсубмодальности, мы изменим структуру своего опыта и вместе с ней его смысл.А когда изменится смысл, наши внутренние реакции тоже изменятся. Вспомните картинку приятного переживания. Обратите внимание на цвет,яркость и место в пространстве. Теперь посмотрите на картинку неприятногопереживания. Многие люди видят более темные и замедленные картинки,расположенные немного в другом месте. А какие различия заметили вы? Мы начали эту книгу с примера субмодальных различий между понятиями"здоровье" и "быть здоровым". Субмодальности предоставляют вам возможность управлять своим внутреннимопытом. Это еще один способ увеличения вашей гибкости на пути к здоровью.

ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ

Говоря о времени, мы используем очень богатый набор субмодальныхвыражений. Мы говорим "туманное и далекое прошлое", "впереди нас ждетогромное будущее", "обернись на прошлое и посмейся" и "время остановилось".Что бы ни представляло собой время в действительности, мы думаем о нем,используя пространственные представления. Как вы организуете время у себя в голове, умудряясь при этом отличатьпрошлые воспоминания от надежд на будущее? Как вы узнаете, что какое-тособытие произошло вчера, а не пять дней назад? Вы просто оформляете ихразными субмодальностями. Подумайте о прошлом событии. Определите то направление, в котором, повашему мнению, оно возникло. Подумайте о каких-нибудь планах на будущее. Гдевозникли эти образы? Вообразите себе линию, которая связывает прошлое сбудущим. Это и есть ваша линия времени. У многих людей образы прошлых событий находятся слева, настоящее --прямо перед ними, а будущее уходит вправо. Эта линия получила название"сквозь время". Другие прошлое воспринимают позади себя, будущее передсобой, а сами находятся в настоящем. Это называется "вдоль по времени". Линии времени удивительны. В качестве инструмента терапии они имеютсамые разнообразные применения. Для здоровья очень важно уметь видетьбудущее, которое устремляет вас вперед. Насколько далеко распространяетсяваше представление о будущем и насколько привлекательным оно выглядит?Работа с временной линией очень важна для серьезно больных пациентов, потомучто надежда возникает из- способности "видеть" будущее и наводить порядок впрошлом.

Наши рекомендации