Тема 5. этические аспекты эвтаназии
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ 125
1. ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДОБРОВОЛЬНОЙ ЭВТАНАЗИИ. 127
2. ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АССИСТИРОВАННОЙ ЭВТАНАЗИИ. 128
3. ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ЭВТАНАЗИИ. 129
4.ЭТИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЭВТАНАЗИИ. 131
5. ЭВТАНАЗИЯ И ГУМАНИЗМ. 133
6. ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УЧЕНЫХ ПО ЭТИКО-СОЦИАЛЬНОМУ АСПЕКТУ ЭВТАНАЗИИ. 139
7. ПОЛОЖЕНИЕ С ПРАВОВЫМИ ОСНОВАМИ ЭВТАНАЗИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОТНОШЕНИЕ К ЭВТАНАЗИИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ. 150
8. являются ЛИ ХОСПИСЫ АЛЬТЕРНАТИВОЙ ЭВТАНАЗИИ. 153
Примечание: В Российской Федерации "ОсновЫ законодательства об охране здоровья граждан" проблемы, связанные с эвтаназией отражены в следующих статьях: 156
Статья 20. Право граждан на медико-социальную помощь. 156
Статья 26. Права граждан пожилого возраста. 157
Статья 31. Право граждан на информацию о состоянии здоровья. 157
Статья 43. Порядок применения новых методов профилактики, диагностики, лечения, лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и дезинсекционных средств и проведения биомедицинских исследований. 159
Статья 45. Запрещение эвтаназии. 160
Статья 46. Определение момента смерти человека. 160
Статья 47. Изъятие органов и (или) тканей человека для трансплантации. 161
Статья 48. Проведение патологоанатомических вскрытий. 161
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ К ТЕМЕ 162
ВВЕДЕНИЕ
Большие достижения современной медицины обусловили в последние годы в средствах массовой информации на Западе новую активизацию дискуссии вокруг эвтаназии. Обсуждаются медицинские, этические, юридические, философские, теологические, а также экономические аспекты этой проблемы. Спектр мнений весьма широк: от требований юридически легализовать права врача прервать жизнь пациента с его согласия или без него, до полного неприятия эвтаназии как акта, противоречащего основам человеческой морали. По мере развития дискуссии каждая из спорящих сторон приводит все новые случаи, факты и аргументы.
Что касается России, то отдельные публикации по данной проблеме дискуссией, даже с большой натяжкой, не назовешь. А деятельность недавно созданного в нашей стране комитета "За достойную смерть" для общества малозаметна.
Серьезные научные дискуссии вокруг эвтаназии - явление относительно новое. Всего четверть века назад в западном мире все еще господствовало отношение к ней как к "самоубийству", если это совершал сам пациент; либо как к "убийству", если это делал кто-то другой, независимо от того, происходило ли это с согласия или без согласия пациента. Предпринятые в 30-х годах общественностью Великобритании и США попытки легализации эвтаназии успехом не увенчались. Ощутимый удар по этому движению нанесло и обнародование после второй мировой войны нацистских программ насильственной эвтаназии определенных категорий населения. Однако, к концу 60-х годов движение за легализацию эвтаназии стало вновь набирать силу. Предпринимались, хотя и безуспешно, попытки добиться принятия соответствующих законов в Великобритании, а также в американских штатах Айдахо (1969г.) и Орегон (1973г.). Тем временем в Канаде и других странах постепенно попытки самоубийства безнадежно больных пациентов переставали расцениваться как преступления. Одновременно принимались законы, фиксирующие понятие "естественная смерть", что позволяло обреченным больным заранее отказываться от активного лечения. Это было расценено как сторонниками, так и противниками эвтаназии как шаг по пути к легализации активной эвтаназии.
Заметное влияние на дискуссии вокруг эвтаназии оказали два события: фактическая легализация этого акта в Нидерландах и появившаяся в номере от 8 января 1988 года журнала медицинской ассоциации статья "Все кончено, Дебби", где анонимный автор описывает свое участие в осуществлении активной эвтаназии в клинике США.
Что же касается так называемой пассивной эвтаназии, то в данном случае неопределенность ситуации проистекает из расплывчатости самого этого понятия, по-разному трактуемого различными авторами. Для одних она по сути дела сводится к прекращению терапевтически бесполезного лечения безнадежно больных пациентов. Для других же это "сознательное убийство пациента, который может и не быть безнадежным, путем отказа ему в таких средствах поддержания жизни, как пища или медикаменты". Последняя интерпретация вызывает большие разногласия этического и юридического характера.
Некоторые участники дискуссии по эвтаназии, рассматривая различные виды эвтаназии, понимают под ней "сознательное убийство, осуществляемое прямыми или косвенными методами" .
В учебном пособии делается попытка рассмотреть различные точки зрения российских, американских, канадских, немецких, итальянских и других исследователей по проблемам эвтаназии. Приведены также некоторые правовые положения по эвтаназии, действующие в Российской Федерации и других странах.
В современной дискуссии основной акцент делается на рассмотрении трех видов эвтаназии: добровольной, ассистированной и принудительной. Каждый из них включает свои этические дилеммы и требует специфических регламентации.