Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии 11 страница
Родители ребенка находятся в командировке, бабушка в отчаянии, отказывается решать вопрос о госпитализации ребенка в отсутствии родителей.
Задания
1. Установите предположительный диагноз.
2. Сформулируйте проблемы пациента.
· настоящие;
· потенциальные;
· социальные.
3. Установите вид медицинской помощи (неотложная, амбулаторная, стационарная).
4. Укажите необходимость дополнительного обследования, консультации специалистов.
Эталоны ответов
1. Заглоточный абсцесс.
А - боли в горле, отказ от приема пищи, шумное, затрудненное дыхание, вынужденное положение головы, гиперемия задней стенки глотки, выпячивание на уровне ротоглотки, резко увеличен подчелюстные лимфоузлы, температура 39,50 (состояние тяжелое).
2. Потенциально: самопроизвольное вскрытие абсцесса, аспирация гноя.
· Б - отказ бабушки решать вопрос о госпитализации ребенка до возвращения родителей из командировки.
· В - возможность летального исхода на дому.
3.
· Психологическая - объяснить бабушке вероятность исходя заболевания и необходимость экстренной госпитализации.
· Медицинская - экстренная госпитализация в ЛОР отделение для проведения вскрытия абсцесса.
· Социальная - предупредить бабушку, что в случае отказа от госпитализации она должна дать расписку о том, что берет на себя ответственность за жизнь ребенка.
4. Лечения стационарное, оперативное:
· подготовить для операции необходимые инструменты, медикаменты;
· после анестезии производится пункция абсцесса с максимальным отсасыванием гноя;
· при вскрытии абсцесса продолжается удаление гноя электроотсосом;
· назначается антибактериальное, стимулирующее лечение.
1. Бактериологическое исследование полученного гноя.
ЗАДАЧА 9
Ваши соседи по купе дали трехлетнему ребенку арбуз, во время еды мальчик засмеялся, после чего сильно закашлялся, отмечался кратковременный приступ удушья, затем дыхание восстановилось, но беспокоит судорожный кашель, при этом слышен хлюпающий звук.
Пассажиры предложили родителям опустить ребенка вниз головой и похлопать по спине рукой для удаления инородного тела, в вагоне вы оказались единственным медицинским работником.
Задания
3. Поставьте диагноз
4. Определите лечение
Эталоны ответов
1. Инородное тело трахеи.
2.
· А - приступ сильного кашля с кратковременной остановкой дыхания во время еды, судорожный кашель, симптом хлопка, (состояние тяжелое)
· Потенциально: обтурация стволового бронха, ущемление инородного тела голосовыми связками.
· Б - беспокойство родителей.
· В - отсутствие квалифицированной медицинской помощи, опасность неправильного оказания помощи.
3. Психологическая - предупредить окружающих об опасности оказания неквалифицированной помощи.
Социальная - сообщить начальнику поезда о необходимости связаться с крупной станцией, имеющей специализированное отделение для оказания экстренной помощи ребенку с инородным телом нижних дыхательных путей.
4.Стационарная помощь:
· проведение бронхоскопии;
· удаление инородного тела специальными инструментами;
5.Рентгенограмма органов грудной клетки по показаниям.
ЗАДАЧА №10
На загородном дачном участке пожилой мужчина ел рыбу, внезапно почувствовал резкую боль за грудиной, затруднения прохождения пищи, соседи по даче посоветовали глотать корки.
При осмотре полость рта свободная, у пациента имеется съемный протез верхней челюсти, отмечается обильное слюнотечение, позывы на рвоту, поблизости нет медицинского учреждения.
Задания
1. Установите предположительный диагноз.
2. Сформулируйте проблемы пациента.
· настоящие;
· потенциальные;
· социальные.
3. Установите вид медицинской помощи (неотложная, амбулаторная, стационарная).
4. Укажите необходимость дополнительного обследования, консультации специалистов.
Эталоны ответов
1. Инородное тело пищевода.
2. А - резка боль за грудиной во время еды, затруднение прохождения пищи, обильное слюнотечение, позывы на рвоту, полость рта свободна, имеется съемный протез верхней челюсти, (состояние средней тяжести).
Потенциально:
· Повреждение инородным телом стенки пищевода, стенки трахеи, развитие эзофагита, медиастенита и др.
· Б - обеспокоенность случившимся.
· В - отсутствие квалифицированной медицинской помощи.
· 3. Медицинская - оказание неотложной доврачебной помощи.
· Социальная - организовать окружающих на поиски транспорта для госпитализации в специализированное отделение.
· Психологическая - объяснить соседям опасность глотания корок при остром инородном теле пищевода, успокоить пациента.
4. Неотложная помощь:
· осмотреть полость рта и гортаноглотку, удалить протез;
· попытаться удалить инородное тело с помощью рвотного рефлекса;
· при отсутствии эффекта транспортировать пациента на попутном транспорте в специализированное отделение.
5. Лечение в специализированном стационаре:
· рентгенография органов грудной клетки;
· эзофагоскопия, удаление инородного тела специальными инструментами.
ЗАДАЧА 11
Вы работаете в медпункте железнодорожного вокзала. К вам обратился больной 65 лет БОМЖ с жалобами на сильную головную боль, боль в правом ухе, иррадирующую в глаз. зубы. усиливающуюся при жевании, озноб, общее недомогание. снижение слуха.
При осмотре правый слуховой проход резко сужен за счет гиперемированого инфильтрата, резкая болезненность при надавливании на козелок, увеличены и болезненны околоушные лимфатические узлы. Температура 390С.
Задания
1. Установите предположительный диагноз.
2. Сформулируйте проблемы пациента.
· настоящие;
· потенциальные;
· социальные.
3. Установите вид медицинской помощи (неотложная, амбулаторная, стационарная).
4. Укажите необходимость дополнительного обследования, консультации специалистов.
Эталоны ответов
1. Фурункул наружного слухового прохода.
2. А - боль в правом ухе, усиливающаяся при жевании, иррадиирущая в глаз, снижение слуха. головная боль, озноб, общее недомогание, значительное сужение слухового прохода за счет гиперемированного инфильтрата, резкая болезненность при надавливании на козелок, увеличение и болезненность околоушных лимфатических узлов, температура 390, (состояние тяжелое).
3. Потенциально:
· Рецидивирующее течение.
· Б - пациент не уверен в возможности получения помощи.
· В - отсутствие жилья и возможности обеспечить лечение.
· Социальная - вызвать машину скорой помощи для госпитализации пациента.
· Медицинская - консервативное лечение в стационаре.
· Психологическая - проявить доброжелательное отношение к пациенту.
4. Лечение в стационаре:
· тампон с бальзамической мазью, туалет 3% раствором перекиси водорода, обработка дезинфицирующими растворами;
· антибактериальная, стимулирующая терапия;
· физиотерапевтическое лечение.
5. Бактериологическое исследование гнойного содержимого, анализ крови на сахар.
ЗАДАЧА 12
Вы работаете в медпункте школ. Преподаватель физкультуры сообщил Вам, что во время занятий учащийся 14 лет упал с турника, потерял сознание, из правого слухового прохода отмечается истечение прозрачной жидкости с примесью крови. Врача в школе в настоящее время нет.
Задания
1. Установите предположительный диагноз.
2. Сформулируйте проблемы пациента.
· настоящие;
· потенциальные;
· социальные.
3. Установите вид медицинской помощи (неотложная, амбулаторная, стационарная).
4. Укажите необходимость дополнительного обследования, консультации специалистов.
Эталоны ответов
1.Травма внутреннего уха.
А - падение с турника, потеря сознания, истечения из правого уха прозрачной жидкости с примесью крови, (состояние крайне тяжелое).
2. Потенциально: летальный исход.
Б - у преподавателя физкультуры, директора школы, у родителей.
В - отсутствие квалифицированной медицинской помощи, тяжкое телесное повреждение с угрозой для жизни в процессе занятий.
Медицинская - обеспечение покоя, щадящая экстренная транспортировка в стационар.
Социальная - вызвать реанимационную бригаду, сообщить директору школы, который известит родителей о несчастье.
Психологическая - подготовить седативные средства, сердечные, гипотензивные препараты.
4. Неотложная доврачебная помощь:
· предупредить окружающих о недопустимости перемещения пострадавшего, укладывания на подушку и т.д.;
· вложить в наружный слуховой проход стерильный шарик
· противошоковые мероприятия.
5. Лечение в реанимационном отделении.
ЗАДАЧА №13
На приеме на ФАПе к Вам обратилась мать с 5 летней девочкой, болеющей острым средним отитом. На 4-ый день заболевания отметила ухудшение состояния, повышение температуры до 38,50С, усиление болей в ухе, преимущественно в заушной области, шум в ухе, снижение слуха, обильное гноетечение из уха. При осмотре отмечается оттопыривание ушной раковины, гиперемия, отек и инфильтрация кожи сосцевидного отростка, болезненность при пальпации, заушная складка сглажена. Слуховой проход заполнен гноем. Температура 38,50С.
Задания
1. Установите предположительный диагноз.
2. Сформулируйте проблемы пациента.
· настоящие;
· потенциальные;
· социальные.
3. Установите вид медицинской помощи (неотложная, амбулаторная, стационарная).
4. Укажите необходимость дополнительного обследования, консультации специалистов.
Эталоны ответов
1. Подозрение на мастоидит.
А - у ребенка, болеющего отитом. ухудшение состояния на четвертый день, усиление болей в ухе, преимущественно в заушной области, шум в ухе. обильное гноетечение пульсирующего характера, оттопыривание ушной раковины, сглаженность заушной складки, отечность и болезненность сосцевидного отростка, температура 38,50.(состояние тяжелое).
2. Потенциально: развитие внутричерепного осложнения.
· Б - волнение матери по поводу ухудшения состояния ребенка.
· В - необходимость госпитализации ребенка в ЛОР отделение и дальнейшее диспансерное наблюдение.
3. Медицинская - необходимость срочной госпитализации ребенка в ЛОР отделение.
Психологическая - объяснить матери, то в стационаре девочке будет проведено соответствующее лечение.
Социальная - взять на диспансерный учет ребенка после выписки, провести санацию очагов инфекции.
4. Лечение в ЛОР отделении:
· осмотр оториноларинголога, необходимое обследование;
· решение вопроса о методе лечения - консервативном или оперативном.
5. Рентгенограмма височной кости, бактериологическое исследование гнойного отделяемого из уха.
Консультация окулиста, невропатолога и др.