Задания для самостоятельной работы. Заполните пропуски в словаре терминов
Заполните пропуски в словаре терминов
Словарь терминов
____________________ – сложный непрерывный процесс, в результате которого постоянно обновляется газовый состав крови.
__________________________________________________ – количество воздуха, которое человек может максимально выдохнуть после максимального вдоха.
__________________________________________________ – количество воздуха, которое человек вдыхает и выдыхает при спокойном дыхании.
__________________________________________________ – количество воздуха, которое человек может дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха.
__________________________________________________ – количество воздуха, которое человек может дополнительно выдохнуть после спокойного выдоха.
__________________________________________________ – количество воздуха, остающееся в лёгких после спокойного выдоха.
__________________________________________________ – объём дыхательных путей, в котором не происходят процессы газообмена между воздухом и кровью.
Функциональной единицей легких является _____________ – терминальная бронхиола, которая заканчивается альвеолярным мешком (альвеолярные ходы с альвеолами).
Рассмотрите рисунок
Укажите, какие дыхательные объёмы и емкости обозначены на рисунке цифрами:
1. ___________________________________________________________
2. ___________________________________________________________
3. ___________________________________________________________
4. ___________________________________________________________
5. ___________________________________________________________
6. ___________________________________________________________
Заполните таблицу
Показатели легочной вентиляции в состоянии покоя:
Показатель | Значение |
Частота дыхания, движений/мин | |
Минутный объём дыхания, л/мин | |
Дыхательный объём, мл | |
Резервный объем выдоха, мл | |
Резервный объем вдоха, мл | |
Жизненная емкость легких, мл |
Допишите предложения и вставьте пропущенные слова
4.1. Ритмическая последовательность вдоха и выдоха, а также изменение характера дыхательных движений в зависимости от состояния организма регулируются ___________________ центром, расположенным в _____________________ мозге.
4.2. В верхней части моста головного мозга (варолиев мост) находится _____________________ центр, который контролирует деятельность расположенных ниже центров вдоха и выдоха и обеспечивает правильное их чередование.
4.3. Функциональной единицей легких является _____________ – терминальная бронхиола, которая заканчивается альвеолярным мешком (альвеолярные ходы с альвеолами).
4.4. Минутный объем дыхания – объем воздуха, проходящий через легкие за одну минуту. Он складывается из двух факторов, перечислите их:
____________________________ и ______________________________
Вопросы и задачи для самопроверки
5.1. При физической нагрузке минутный объем дыхания увеличивается. Почему?
5.2. За счет чего будет увеличиваться минутный объем дыхания при физической нагрузке у тренированного и нетренированного испытуемого?
5.3. На какую величину изменится минутный объем дыхания (МОД). если в покое число дыхательных движений (ЧД) равно 20 в мин, ДО – 600 мл., а при физической работе ЧД увеличилась вдвое, ДО – на 300 мл.
5.4. В плазме крови повысилась концентрация углекислоты. Повлияет ли на это на процесс выделения кислорода из крови или нет. Почему?
5.5 Вследствие ранения грудной клетки у больного образовался открытый пневмоторакс. Возможно ли в этих условиях участие лёгкого в дыхательных движениях?
5.6. Как изменятся положение ребер и купола диафрагмы при вдохе и выдохе?
5.7. Что такое анатомическое и физиологическое мертвое пространство?
5.8. Какие рецепторы контролируют изменения газового состава воздуха? В каких структурах они расположены?
5.9. Какую роль играет кора больших полушарий в регуляции дыхания?
5.10. Какой механизм обеспечивает смену вдоха на выдох?
5.11. В какой форме транспортируется большая часть кислорода, углекислого газа?
5.12. Какую роль выполняет сурфактант альвеолярной жидкости?
Литература
1. Основы физиологии человека. Под ред. Б.И. Ткаченко. СПБ., 1994. Т. 1. 567с.
2. Мышкин И.Ю., Тятенкова Н.Н., Ботяжова О.А. и др. Физиология человека и животных: учебное пособие. Ярославль, 2007. 144 с.
3. Тятенкова Н.Н. Физиология висцеральных систем. Часть 1. Физиология сердечно-сосудистой и дыхательной систем: текст лекций. Ярославль: ЯрГУ, 2012. 68 с.
4. Физиология человека. Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. М.: Медицина, 1997. Т 1. 448 с.
Тема: Физиология пищеварения
Цель занятия: сформировать представления о процессах пищеварения в различных отделах желудочно-кишечного тракта; изучить нервные и гуморальные механизмы регуляции пищеварения.
В результате освоения темы студенты должны
Знать:
· основные термины (пищеварение, перистальтика, фермент, гидролиз, всасывание);
· морфофункциональную организацию пищеварительной системы;
· виды пищеварения;
· особенности обработки пищи в различных отделах желудочно-кишечного тракта;
Уметь:
· проводить анализ механизмов обработки пищи;
· оценивать функциональное состояние пищеварительной системы.
Владеть:
· методами исследования пищеварительной системы.
Вопросы для самоподготовки
1. Значение и сущность пищеварения. Функции пищеварительного аппарата. Виды пищеварения.
2. Пищеварение в полости рта. Механическая и химическая обработка пищи. Состав и действие слюны.
3. Акт глотания. Рефлекторная регуляция глотания.
4. Пищеварение в желудке. Секреторная деятельность желез желудка. Состав и свойства желудочного сока. Моторная функция желудка.
5. Регуляция желудочной секреции. Работы И.П. Павлова.
6. Пищеварение в тонком кишечнике:
а) химическая обработка пищи;
б) сок поджелудочной железы, его состав, свойства и функции;
в) кишечный сок;
г) всасывательная функция тонкого кишечника;
д) моторная функция.
7. Пищеварение в толстом кишечнике. Значение микрофлоры.
8. Регуляция пищеварения.
9. Физиологические механизмы голода и насыщения.