Классификация функциональных гастроинтестинальных расстройств у детей
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К
ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ПЕДИАТРИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
IV КУРСА
Учебная дисциплина | Факультетская педиатрия |
Модуль №1 | |
Тематический модуль № 5 | Заболевания органов пищеварения у детей |
Тема занятия | Функциональные и органические заболевания кишечника и билиарной системы у детей |
Курс | |
Факультет | II медицинский |
Конкретные цели.
· Уметь собирать анамнез у больного с подозрением на функциональные и органические заболевания кишечника и билиарной системы.
· Проводить объективное обследование пациента с учетом возрастных особенностей.
· Интерпретировать полученные данные объективного обследования.
· Анализировать основные синдромы поражения кишечника и билиарной системы у детей.
· Назначать комплекс лабораторного и инструментального обследования при заболеваниях кишечника и билиарной системы.
· Проводить дифференциальную диагностику функциональных и органических заболеваний кишечника и билиарной системы у детей.
· Назначать лечение больному с фунциональными и органическими заболеваниями кишечника и билиарной системы с учетом ведущих синдромов.
Базовый уровень подготовки.
Названия предыдущих дисциплин | Необходимые навыки |
1. Анатомия | Знать анатомию пищеварительной системы. Строение отделов кишечника, жёлчного пузыря и жёлчевыводящих путей а также их возрастные особенности. |
2. Нормальная физиология | Знать физиологические особенности пищеварения в детском возрасте. Процессы переваривания и всасывания питательных веществ в разных отделах кишечника, процессы образования и оттока жёлчи. |
3. Гистология | Знать гистологическое строение тканей пищеварительной системы. Строение разных отделов кишечника, жёлчного пузыря и жёлчевыводящих путей а также возрастные особенности. |
4. Топографическая анатомия | Знать топографическое расположение отделов кишечника, жёлчного пузыря и жёлчевыводящих путей, особенности расположения этих органов в детском возрасте. |
5. Пропедевтика педиатрии | Уметь собирать анамнез у ребенка и его родителей, оценивать состояние больного, проводить объективное обследование больного с заболеваниями органов пищеварения. |
Организация содержания учебного материала.
Функциональными заболеваниями пищеварительной системы называют заболевания, которым присущи изменения какой-либо из функций пищеварительной системы – моторики, секреции, переваривания (мальдигестия), всасывания (мальабсорбция), состояния микрофлоры (дисбиоз), активности иммунной системы при отсутствии органических изменений.
На симпозиуме в рамках гастроэнтерологической недели 23 мая 2006 года в Риме, который спонсировался Американской ассоциацией гастроэнтерологов, была принята классификация и новые критерии диагностики функциональных гастроинтестинальных расстройств (ФГР) у детей (Римские критерии диагностики ІІІ).
Согласно принятой классификации, функциональные гастроинтестинальные расстройства у детей были разделены на 2 группы: G и H. К группе G были отнесены ФГР, которые встречаются у новорожденных и детей раннего возраста, а к группе Н – ФГР, которые встречаются у детей и подростков.
Классификация функциональных гастроинтестинальных расстройств у детей
G. Детские функциональные гастроинтестинальные расстройства: Новорожденные/дети раннего возраста
G1. Регургитация у новорожденных
G2. Синдром руминации у новорожденных
G3. Синдром циклической рвоты
G4. Колики у новорожденных.
G5. Функциональная диарея.
G6. Дишезия у новорожденных.
G7. Функциональный запор
Н. Детские функциональные гастроинтестинальные расстройства:
Дети/подростки
Н1. Рвота и аэрофагия
Н1а. Синдром руминации у подростков.
Н1в. Синдром циклической рвоты.
Н1с. Аэрофагия.
Н2. Абдоминальная боль, связанная с функциональными гастроинтестниальными расстройствами
Н2а. Функциональная диспепсия.
Н2в. Синдром раздражённого кишечника.
Н2с. Абдоминальная мигрень.
Н2d. Детская функциональная абдоминальная боль.
Н2d1. Синдром детской функциональной абдоминальной боли.
Н3. Запор и недержание кала.
Н3а. Функциональный запор.
Н3в. Недержание кала.
Ключевым заболеванием группы функциональных заболеваний кишечника безусловно является синдром раздражённого кишечника (СРК) – одно из наиболее часто встречающихся заболеваний в мировой практике, в том числе у детей. Частота заболевания 8-19% населения.
В настоящее время СРК рассматривают как группу заболеваний, сопровождающихся функциональными нарушениями, при которых боли в животе сочетаются с патологическими изменениями дефекации, частоты и характера стула, метеоризмом, постоянными или периодическими на протяжении 3 и более месяцев.
Классификация.Клиническая классификация, согласно которой в соответствии с доминирующим синдромом заболевания выделяют 3 основных его варианта:
1. Протекающий с преобладанием боли.
2. Протекающий с преобладанием запора.
3. Протекающий с преобладанием диареи.
Этиология СРК во многом до конца не изучена.
Предполагается влияние нескольких групп факторов:
1. Расстройства психоэмоциональной сферы.
2. Моторно-эвакуаторные нарушения.
3. Дисбиотические сдвиги.
Среди факторов, способствующих развитию СРК, выделяют патологию беременности и родов, ранний перевод на искусственное вскармливание, аллергические реакции на продукты питания, гипотрофия на первом году жизни.
Предполагается определённое значение в формированииит СРК генетически обусловленных особенностей нервно-вегетативных реакций, секреторной функции желудка и поджелудочной железы, а также предрасположенности к развитию аллергии. Несомненную роль среди этиологических факторов играет повышенная чувствительность рецепторов стенки кишки к растяжению. Моторика и чувствительность рецепторного аппарата кишечника нарушаются при несбалансированном и нерациональном питании, а также вследствии перенесенных кишечных инфекций, при гельминтозе.
Патогенез.
Основные механизмы патогенеза СРК:
1. Дисфункция центральной и вегетативной нервной систем.
2. Нарушение кишечной моторики.
3. Развитие дисбиоза кишечника.
Воздействие стрессового фактора → выброс нейромедиаторов (КХА, кортикостероиды, серотонин и др.) → нарушение кишечной моторики → изменение состава химуса, обеспечивающего состояние слизистой оболочки и микробиоценоз толстой кишки → изменение тонуса и моторики → срыв механизмов адаптации кишечного биотопа. Таким образом, возникает расстройство регуляции между центральной нервной системой и автономной энтеральной нервной системой, что вызывает нарушение секреции, моторики и повышенное восприятие нервных импульсов.
Клиника СРК.
Наиболее характерные клинические симптомы:
Клинические симптомы | Характеристика |
1. Боль и /или дискомфорт в животе (локализуются чаще в подвздошной области или в области пупка) | - проходят после акта дефекации; - связаны с изменением частоты стула (запорами, поносами или их чередованием; - связаны с измененеием консистенции кала. |
2. Изменение частоты стула | Чаще, чем 3 раза в день или реже, чем 3 раза в неделю |
3. Изменение консистенции кала | - жидкий; - твёрдый, «овечий»; - может быть гетерогенный характер кала: вслед за плотным следует кашицеобразный и жидкий. |
4. Изменение акта дефекации | Чаще запор |
5. Императивные позывы | |
6. Неполное опорожнение кишки | |
7. Дополнительные усилия при дефекации | |
8. Выделение слизи с калом | |
9. Вздутие живота, метеоризм | |
10. Урчание в животе. |
Также присоединяются:
1. Симптомы интоксикации: вялость, повышенная утомляемость, раздражительность.
2. Симптомы вегетативной дисфункции: дисфункции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушения терморегуляции, потоотделения, психопатические расстройства.
3. Симптомы функциональной диспепсии: чувство тяжести и переполнения в подложечной области, тошнота, отрыжка.
Объективное обследование:
1. Астенический тип телосложения.
2. Язык обложен белым налётом.
3. Болезненность при пальпации живота может быть по ходу толстого кишечника, максимально выраженная в области поперечно-ободочной и сигмовидной кишок, урчаний во время пальпации.
Диагностика.
1. Данные анамнеза.
2. Результаты объективного обследования.
3. Ректороманоскопия и морфологическое исследование слизистой оболочки толстой кишки позволяют исключить наличие органической патологии.
4. Ирригография и электроколонография – для оценки кишечной моторики.
5. Копрологическое исследование – для оценки характера пищеварительной и всасывательной функций кишечника.