Развитие человеческого зародыша
Грентли Дик-Рид. Роды без страха
--------------------------------------------------------------- Г.Дик-Рид "Роды без СТРАХА" Серия: Здоровье вашего ребенка. Изд. 1-е Тема: Здоровый образ жизни. ISBN: 5-88782-005-5 Формат: 13x20 см Объем: 384 стр. Переплет: мягкая обложка Издательский дом "Питер", http://www.piter-press.ru--------------------------------------------------------------- Grantly Dick-Read Childbirth Without Fear The Original Approach to Natural Childbirth 1984 Г.Дик-Рид Роды без страха Оригинальный подход к естественному рождению ребенка 1996 Данная книга не является учебником по медицине. Все рекомендации должны бытьсогласованы с лечащим врачом.Оглавление
ВведениеПредисловие к первому изданиюПредисловие к пятому изданиюЧАСТЬ I. ПЕРСПЕКТИВЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ РОДОВ Глава 1. Дитя в утробе Развитие человеческого зародыша Развитие головного мозга Нерасторжимая связь до рождения Пренатальная связь и муж Глава 2. Роды в достойной обстановке Что такое естественные роды? Естественные роды и боль Снятие стресса Помощники Родильная команда Естественное окружение естественного события Присутствие детей при родах Обучение естественным родам Глава 3. Здоровая беременность Питание Правильное дыхание Покой и движение Уход за молочными железами Укрепление мышц малого таза Глава 4. Релаксация: ключ к спокойствию в родах Матка во время беременности Мускулатура матки Страх - напряжение - боль Подготовка к релаксации Как распознать напряжение Практика релаксации Позы для релаксации Остаточное напряжение Глава 5. Преодоление сомнений и трудностей Тошнота Учащенное мочеиспускание Запор Усталость Половая близость вовремя беременности Сексуальность Положение плода Проверка методик Беспокойство, страх и утомление Глава 6. Роды и рождение Начало родов Начало первой стадии родов Окончание первой стадии родов Переходный период Начало второго периода родов Установившийся второй период родов Завершение второго периода родов Рождение Третий период родов Глава 7. Человеческий потенциал новорожденного Узы с новорожденным Этот изумительный новорожденный Полноценное питание ребенка Возвращение домойЧАСТЬ II. ФИЛОСОФИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ РОДОВ Глава 8. Роды как естественный процесс Глава 9. Влияние памяти Отрицательные влияния Естественный закон и цивилизация Историческое и религиозное влияние Последнее столетие Глава 10. Нервно-мышечная гармония родов Структура матки и родовых путей Автоматические сокращения матки Воздействие симпатической системы Влияние эмоций на роды Глава 11. Облегчение боли в родах Глава 12. Четыре столпа успешных родов Начало родов (хорошее настроение) Первый период родов (расслабление) Второй период родов (отстраненность) Третий период родов (чувство восторга) Глава 13. Естественные роды в экстренной ситуацииЧАСТЬ III. АВТОБИОГРАФИЯ ГРАНТЛИ ДИК-РИДА Глава 14. Ранние впечатления Глава 15. Пророк без славы Глава 16. Пасынок своей страны Дополнение редактора Глава 17. Путешествие в Африку Глава 18. О некоторых недоразумениях Глава 19. Поездка по Соединенным ШтатамЗаключениеЭпилог. Дело Дик-Рида продолжаетсяВведение
Предисловие к первому изданию
Предисловие к пятому изданию
Я хочу, чтобы каждый студент-медик, каждый врач и каждый акушер, незнакомый спринципами естественных родов, непременно ознакомился с основными положениямиучения доктора Грантли Дик-Рида. Уже один тот факт, что они выдержалипроверку почти пятидесятилетним опытом и не были опровергнуты, говорит омногом. Конечно же, не следует воспринимать каждое его высказывание какпостулат, но в то же время, его повсеместные критические замечания в адресколлег-специалистов не должны отвращать нас от всестороннего исследованияфизиологических процессов - наиважнейших при протекании беременности и вродах. Если кто-то считает, что рождение ребенка по своей сути обязательно должносопровождаться болью и страданиями, то мы смеем напомнить ему о следующем: 1) ни у одного вида животных роды не связаны со страданием и болью, заисключением патологических случаев или родов в противоестественных условиях,например, в неволе; 2) существуют культуры и нации, сомнительно прозванные малоцивилизованными,где женщина ожидает появления ребенка на свет с радостью, с предвкушениемзнаменательного события; трудно обнаружить там при родах какие-либо признакистраданий, за исключением, опять таки, патологических случаев; 3) ни один физиологический процесс в нашем организме не сопровождаетсяоболью, за исключением осложнений, вызванных болезнью, страхом и напряжением; 4) опыт показывает, что когда женщина подготовлена так, что страх инапряжение во время родов отсутствуют, она не испытывает страданий и боли,разве что в малой мере; 5) при отсутствии патологических изменений сила боли находится в прямойзависимости от силы страха и напряжения; 6) в настоящее время в Америке почти повсеместно практикуется дородоваяподготовка женщин и все чаще и чаще звучат слова о естественном процессеродов, из уст в уста передаются рассказы о положительных результатах; всебольшее число женщин понимают, что естественные роды - наиболеевосхитительный и благодатный способ дать жизнь ребенку. В середине пятидесятых годов я только что закончил учиться и начал читатьсвои первые профессиональные лекции на медицинских конгрессах. О, это былочудесное время, когда ты знаешь все! Лично я не сомневался, что знаю ответына все вопросы. Сюжетом показываемых мною на одном из конгрессов слайдов былообезболивание родов и практика наложения щипцов. Я очень гордился слайдами ирезультатами своей практической работы. В течение года 87 моих пациентокполучили при родах полное обезболивание. В 82 случаев накладывались щипцы. Оглядываясь назад, я понимаю, каким был идиотом. Как мало я знал о родах -"родоразрешении", как наукообразно мы тогда говорили. Принципы естественныхродов, их важность уже были изложены в литературе, но я даже не удосужилсяизучить вполне доступные для меня статьи. В период с пятидесятых по восьмидесятые годы в сумме я присутствовал примернопри семи тысячах родов и оказался свидетелем эволюции в акушерстве. Полагаю,что акушеры, не прочувствовавшие на своем опыте эволюцию, вряд ли смогут вполной мере ощутить прогресс. Если оглянуться на пятидесятые годы, то можно смело утверждать, что с тоговремени мы продвинулись от процесса "родоразрешения" к родам. В пятидесятыегоды мы непрерывно руководили женщинами, в наши дни многое они делают сами. Впятидесятые годы мы говорили о помещениях для "родоразрешения" - женщинупоэтапно переводили из палаты в палату, и все это проделывалось в самыекритические моменты родов! В наши дни есть только одна родильная комната, иженщина находится в одной и той же постели до и после рождения ребенка. В пятидесятые годы мы старались дать полное обезболивание каждой женщине, заисключением тех счастливых случаев, когда происходили стремительные роды, имы просто не успевали этого сделать. В наши дни полная анестезия применяетсякрайне редко. В пятидесятые годы при каждых родах мы старались накладыватьщипцы, а потом гордо рапортовали об их применении, в наши дни мы редко видимпричины для использования подобных инструментов. В пятидесятые годы мысовершенно нефизиологично компенсировали потерю влаги с помощью внутривенныхвливаний, в наши дни просто дают больше пить. В пятидесятые женщинамвыбривали область промежности и делали клизму. Я с содроганием вспоминаю, какженщин буквально растягивали за руки и за ноги и закрывали им лица. Подобнаяпрактика прекратилась лишь в начале шестидесятых, когда мы приступили креализации нашей программы. В пятидесятые годы в первые дни после родов мать и дитя были разделены, и этоникто не оспаривал. В наши дни мы говорим о неотъемлемых, неразделимых узахребенка не только с отцом и матерью, но также с родными братьями и сестрами,считая это даже не желательным, а необходимым условием. В те времена казалосьсовершенно неважным, кормит ли женщина ребенка грудью. Если даже она истремилась к этому, ей разрешали первое кормление не раньше, чем через сутки.При родах она успевала лишь кинуть мимолетный взгляд на ребенка, и это былединственный контакт за первые двадцать четыре часа его жизни. Сейчас мыкаждую женщину поощряем к кормлению грудью в первые же мгновения послепоявления ребенка на свет, даже до того, как перерезается пуповина. В пятидесятые годы женщины кормили грудью в лучшем случае два-три месяца, иуже это считалось выдающимся достижением. В наши дни мы советуем женщинекормить ребенка в течение девяти месяцев только грудным молоком, без воды иприкормов, разумеется, если отсутствуют какие-либо патологические измененияили процессы. В пятидесятые годы единственным подходящим местом для отца во время кесаревасечения была комната ожидания, поскольку речь шла о хирургическомвмешательстве. В роддомах нашего времени отцу отведена ответственная,чрезвычайно важная роль. Если происходят вагинальные роды, то муж долженподдерживать жену непосредственно, если же производят кесарево сечение, то,пока медики занимаются его женой, он должен быть неразрывно связан сребенком. В пятидесятые годы мы начинали практиковать гипноз. В те времена этопревратилось в нечто вроде массового помешательства. Без сомнения, гипнозрасширяет сферу немедицинского вмешательства, что крайне полезно, но следуетзаметить, что такое воздействие трудоемко. Врач должен контактировать скаждой женщиной, присутствовать при родах, а если пациенток много, этостановится просто невозможным. Поэтому для большинства пациенток сталииспользовать магнитофонные записи, где рассказывалось о том, как с помощьюрелаксации преодолеть боль. Действительно, до некоторой степени магнитофоннаязапись гипнотизировала, и однажды я даже провел кесарево сечение у пациентки,находящейся под гипнозом. Но задумайтесь: ведь при этом женщину на родильномстоле поддерживает всего-навсего бездушное электронное устройство! В такихслучаях все идет хорошо лишь до поры до времени. Потом обязательно находитсякто-то, кто нечаянно выдергивает шнур из розетки, и все идет насмарку. А вэто время муж роженицы преспокойно сидит в углу и читает газету! В конце пятидесятых я начал обучать мужей приемам гипноза, чтобы они моглипомогать женам во время родов, и это было заметным достижением и для меня, идля них. В этот период я также преподавал в Калифорнийском университете вИрвине и в госпитале Лос-Анджелеса. Я принимал роды у жен студентов,аспирантов и преподавателей, разрешая мужьям присутствовать при родах (в тевремена это обычно не допускалось). К своему удивлению я обнаружил, что чемдальше по пути образования продвинулись мои студенты, тем хуже ониподдерживают своих жен при родах. Будущих медиков чрезмерно интересоваликлинические аспекты родов, в то время как от них требовалось всего-навсегопомогать своим женам. А они не знали как! И так продолжалось до сих пор, покая не начал говорить каждому: "Послушай, приятель, тебе следует пойти на курсыдородовой подготовки" - и картина сразу же изменилась. В середине пятидесятых годов доктор Чарльз Маунт III познакомил меня струдами Грантли Дик-Рида (кстати, именно от доктора Маунта я впервые услышалвысказывание: "Напряжение врача = напряжение женщины = напряжение матки =боль"). Позднее доктор Роберт Брэдли подвигнул меня к тому, чтобы привлекатьотцов к участию в родах. В 1959 г. мы начали вести курсы подготовки будущихматерей, в основном для мужей. С того времени многое изменилось: если в тегоды мужья приходили, чтобы только наблюдать, в наши дни они приходят, чтобыработать; тогда им позволяли присутствовать при родах, в наши дни ихприсутствие считается необходимым. В пятидесятые годы мы думали, что женщинапри родах должна действовать согласованно лишь с акушером, в наши дни мызнаем, что в такой момент еще более важна ее гармония с мужем. В Калифорнии до сих пор практикуется содержание всех новорожденных в однойбольшой палате. Младенцы лежат спеленутыми в простыни, причем считается, чтоэто дает тепло и безопасность. В наших же роддомах нет даже отдельных детскихпалат. Младенец должен получать тепло и защиту от телесного контакта сматерью, а не от тряпок! У нас мать и дитя уходят домой, ни разу неразлучившись. Сначала мы содержали мать и ребенка просто в одной комнате, но этогооказалось недостаточно. Они должны находиться в одной постели! Младенецдолжен засыпать возле матери. В течение первых суток жизни ребенку необходимнепрерывный телесный контакт с матерью. Мы считаем, что опыт первых сутокжизни особенно важен в закладывании фундамента будущих взаимоотношений материи ребенка. Изучение и применение философии естественных родов оказались весьмаудовлетворительными и благодатными. На данный момент мы имеем большуюакушерскую практику, причем на трех акушеров в нашей клинике приходится околодвадцати шести преподавателей. Они принимают каждую обратившуюся к намсупружескую пару и проводят 45-минутную беседу, выясняя отношение супругов кбеременности, родам, будущему ребенку и прочему - короче, стараются узнать опациентах как можно больше. Такой опрос помогает с самого начала установитьвзаимопонимание и сориентироваться, на что в будущем следует обратить особоевнимание. Естественные роды, разумеется, не могут решить всех проблем акушерства;проблем остается еще множество. Они просто повышают процент нормальнопроходящих вагинальных родов, родов без медицинского вмешательства. Сутьтого, что мы делаем, была изложена Грантли Дик-Ридом почти пятьдесят летназад. Но с тех пор произошло нечто важное - сама жизнь доказала правотупринципов Грантли Дик-Рида, их важность для матери, отца, ребенка, семьи и, вконечном счете, для общества в целом. И все мы в долгу перед ним за тотнеоценимый вклад, который концепция естественных родов внесла в делосчастливого рождения нового человека. Харлап Эллис, доктор медицины. Эта книга не является инструкцией для женщин в вопросах, относящихсяисключительно к компетенции медиков. Правильная диагностика и терапия всехсимптомов, связанных с беременностью и послеродовым периодом, могут бытьустановлены только квалифицированными специалистами.* ЧАСТЬ I. ПЕРСПЕКТИВЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ РОДОВ *
В своих трудах Грантли Дик-Рид писал не о методике родов, а о некой жизненнойфилософии, существенной частью которой и являются естественные роды. Онсчитал, что опыт, приобретаемый во время родов, влияет (в хорошем или плохомсмысле) не только на ребенка, но и на всю семью, в которой этот ребенокродился. Он считал, что отличительные особенности родов и отношение к ним,свойственные той или иной нации, непосредственно отражают ее взгляды наценность каждой отдельно взятой жизни, что, в свою очередь, влияет (хорошоили плохо) на всю нацию и, в конечном счете, на человечество в целом. Грантли Дик-Рид полагал, что не только способ родов и последующий за нимипериод влияют на ребенка, он считал, что плод уже в утробе подвержен влияниямобстоятельств жизни и настроениям матери. Он писал: Мы подошли к пониманию того, что дитя в утробе питается через кровь матери ичто изменения эмоционального состояния матери могут влиять на питание иметаболизм у еще не рожденного на свет ребенка. Я не верю в биохимическиеконстанты, более того, я и гены не считаю константами. Я полагаю, что в кровиматери находится нечто, меняющееся в зависимости от ее настроения. Приизменении психологического и эмоционального состояния матери железывнутренней секреции вырабатывают вещества, которые поступают в кровь,питающую не только мать, но и ребенка. Таким образом, состояние ребенка неможет оставаться прежним. Сегодня мы знаем, что при изменении эмоциональногосостояния матери можно зарегистрировать усиление или ослабления сердцебиенияплода, т. е. можно определенно заявить, что развитие ребенка зависит и отнастроения матери во время беременности. Исследования, которые проводились после смерти Дик-Рида, привели квозникновению новой научной дисциплины - дородовой и послеродовой психологии,причем, его допущения и предположения подтвердились самым замечательнымобразом. В последующих главах рождение ребенка будет рассмотрено как одно иззвеньев непрерывного процесса: от зачатия до истечения нескольких месяцевпосле родов - с психологической и физиологической точек зрения как дляматери, так и для ребенка.Глава 1. Дитя в утробе
Рождение ребенка - короткий, но важный эпизод единого целого - жизни человекаот зачатия до смерти. В этот момент, как никогда, явственно проявляется связьпоколений. Никто из нас не в силах избежать последствий внутриутробногопериода своей жизни, последствий того, каким образом мы родились и провелипервые месяцы жизни. Условия, в которых мы проводим свои первые восемнадцатьмесяцев - от момента зачатия до девяти месяцев самостоятельного существования- оказывают огромное влияние на всю нашу последующую жизнь. В этой главе мырассмотрим, как воздействуют окружающие условия на эмоциональное, умственноеи психическое развитие плода.Развитие человеческого зародыша
Почти все животные, а также человек, практикуют примерно один и тот же способвоспроизводства. Самка производит яйцеклетку, самец - сперматозоиды. Для тогочтобы яйцеклетка могла развиться в плод, она должна быть оплодотворена. Таккак каждый вид, чтобы не вымереть, должен воспроизводиться, природа устроилатак, что процесс оплодотворения стал приятен. Женские органы размножения располагаются в нижней части живота, на уровнетазовых костей. В самом центре находится матка или, как ее еще называют,утроба, размеры которой в небеременном состоянии равны примерно пять начетыре сантиметра. Матка - небольшой мышечный орган, масса которогосоставляет примерно пятьдесят граммов, имеет грушевидную форму и направленаузкой частью вниз, где она соединяется с началом влагалища. Нижний конецматки заканчивается внутренним отверстием канала шейки, окруженным мышечнойтканью. Из верхней части матки исходят две трубы, направленные в стороны. Каждаятруба имеет длину около семидесяти сантиметров и на дальнем от матки концезавершается полостью в виде колокола. В основании каждого колокола находитсянебольшой овальный орган - яичник. Каждый из двух яичников содержитяйцеформирующую ткань. Каждый месяц яйцеклетка созревает и примерно через десять дней послеменструации перемещается по трубе от яичника в матку. В это же время в маткесоздается специальная выстилка - удобное "гнездо" для оплодотвореннойяйцеклетки. Если яйцеклетка не оплодотворяется, то она проходит через матку ивыбрасывается наружу. Примерно через две недели выстилка матки тожевыбрасывается, и готовится новая для следующей яйцеклетки. Выброснеиспользованного материала называется менструацией. Мальчик рождается с яичками, которые незадолго до рождения с уровняпоясничных позвонков опускаются в мошонку. В этом органе образуютсясперматозоиды. Подсчитано, что каждое яичко содержит спермообразующие волокнаобщей длиной около мили, причем здоровый мужчина за одну эякуляцию можетвыделить более двухсот миллионов сперматозоидов. В кульминационный момент совокупления мужская сперма выбрасывается измочеиспускательного канала во влагалище женщины. Зрелый сперматозоид имеетдлинный тонкий хвост, который позволяет ему продвигаться к отверстию в шейкематки. Скорость передвижения составляет примерно двадцать пять миллиметров вдесять минут. Значительное количество сперматозоидов успешно проходят черезматку в трубы и принимают участие в соревновании, главный приз которого -оплодотворение яйцеклетки. Как только оплодотворение происходит, яйцеклеткасразу же видоизменяется и делается недоступной для прочих сперматозоидов. Оплодотворенная яйцеклетка перемещается по трубе в матку, располагается на еестенке и начинает расти. Выстилка матки претерпевает изменения - образуетсядетское место, или плацента, через которую мать питает плод. Плацентарнаяплощадка быстро расширяется, интенсивно развиваются кровеносные сосуды инервные волокна - начинается развитие ребенка. Вскоре после оплодотворения в яйцклетке образуются различные по форме клетки,из которых впоследствии развиваются органы и части тела ребенка. На этомраннем этапе развития уже заложен пол будущего ребенка. Во время внутриутробной жизни плод защищен пузырем воды, в котором он иобитает. Воды защищают плод от повреждений (когда мать, например, падает илиударяется о что-либо), сохраняет постоянную температуру и предоставляетдостаточное пространство для свободных помещений, вплоть до последних днейбеременности. Плод растет очень быстро. Через четыре недели он уже имеет длину околочетырех миллиметров и лежит в пузыре, размером примерно с голубиное яйцо,наполненном жидкостью. В конце второго месяца он достигает тридцатимиллиметров в длину. Уже можно четко различить ручки, ножки и головку. Кэтому времени у плода развивается собственная нервная система и собственнаясистема кровообращения. Плод питается через пуповину, которая прикрепляется к плаценте. Этотудивительный орган - плацента - располагается на внутренней стороне матки ислужит фильтром для крови матери. Плацента не только выделяет из крови то,что требуется ребенку, но и обладает свойством задерживать вещества,способные оказать вредное воздействие. К моменту рождения ребенка длинапуповины может составлять от тридцати сантиметров до одного метра. К концу третьего месяца плод имеет длину до девяти сантиметров, веситпримерно тридцать граммов; к концу четвертого - длина достигает восемнадцатисантиметров, масса - ста двадцати граммов. К этому времени сердце ребенка ужеинтенсивно бьется, можно даже распознать его пол. Мать начинает ощущатьдвижения плода. Часто такие движения называют шевелением, впервые они обычнопроисходят примерно через восемнадцать-девятнадцать недель после зачатия. На пятом месяце беременности ребенок имеет около двадцати пяти сантиметров вдлину и массу около семисот граммов. В медицинской литературе описаны случаи,когда дети, рожденные на этом сроке, выживали. К концу седьмого месяца, черездвадцать восемь недель, ребенок - уже вполне сложившееся существо. Несмотряна недостаточные развитие и массу, выживание семимесячных детей уже несчитается чем-то из ряда вон выходящим. В восемь месяцев ребенок достигает сорока четырех сантиметров в длину и имеетуже очень неплохие шансы на выживание. На девятом месяце, через тридцатьшесть недель после зачатия, масса, ребенка составляет от 2270 до 2500 грамм.Его органы хорошо развиты и функционируют, и хотя ребенок, рожденный на этомсроке, требует более тщательного ухода, нежели полностью доношенныйсороканедельный, его шансы на выживание весьма велики. В девять месяцев, или сорок недель (это усредненный срок, необходимый дляполного развития) масса ребенка должна достигать от 3200 до 3400 грамм, адлина - около 48 сантиметров. Именно в этот период и происходят естественныероды. Это краткое описание характерного нормального развития человеческого зародышане учитывает различных генетических, экологических, эмоциональных факторов, атакже особенностей питания, которые могут значительно повлиять на развитиеплода в течение беременности. Некоторые воздействия находятся вне нашегоконтроля, но сознательные родители, тем не менее, должны постараться создатьоптимальные условия для развития своего ребенка. Оптимальные условиявключают, во-первых, заботу о своем здоровье и питании как до зачатия, так иво время беременности; во-вторых, заботу о спокойствии матери. Сильноеволнение, глубокая тревога нередко приводят к невынашиванию, кпреждевременным родам. Небезосновательно считается, что для нормальногоразвития ребенка в утробе матери важна не только физиологическая среда, но ипсихологическая.Развитие головного мозга