К практическому занятию № 4
Специальность: 051102 «Общественное здравоохранение»
1. Тема № 4. Общий патогенез. Роль реактивности в патологии
2. Цель:
- на примере моделирование гипо- и гипертермий на гомо- и пойкилотермных животных показать становление реактивности в сравнительно - эволюционном аспекте.
3. Задачи обучения:
- определять понятие “Патогенез”
- обсуждать роль этиологического фактора, на различных стадиях заболевания
- рассматривать патогенез, как цепь причинно-следственных отношений
- констатировать роль возраста, пола, конституции и наследственности как факторов,
определяющих реактивность организма;,
- отличать защитно-компенсаторные реакции от реакций, характеризующих явления
- повреждения в динамике развития заболевания;
- ассоциировать этиологию и патогенез наследственных заболеваний с изменением в
генетическом аппарате человека;
Основные вопросы темы
1. Повреждение как начальное звено патогенеза. Уровни повреждения: субмолекулярный, молекулярный, субклеточный, клеточный, органно-тканевой, организменный.
2. Причинно-следственные отношения в патогенезе; первичные и вторичные повреждения; специфические и неспецифические звенья в патогенезе болезней.
3. Единство функциональных и структурных изменений в патогенезе заболеваний.
4. Защитные, компенсаторные и восстановительные реакции организма, механизмы
выздоровления.
5. Патогенетические принципы профилактики и терапии болезней.
6. Особенности процессов компенсации и восстановления функций в детском организме.
7. Реактивность организма, ее виды, эволюционные аспекты реактивности. Реактивность
и резистентность.
8. Факторы, определяющие реактивность: роль генотипа, возраста, пола, конституции.
Влияние факторов внешней среды на реактивность организма. Особенности
реактивности человека; роль социальных и экологических факторов.
9. Патологическая реактивность.
10. Направленное изменение индивидуальной и групповой реактивности как важнейшее
средство профилактики и терапии болезни.
Методы обучения и преподавания
Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протокола.
Работа в малых группах
Опыт № 1. Роль возраста в реакции организма на гипоксию.
Ход работы:Крысу и новорожденного крысенка, защищенного от взрослой крысы сетчатой коробкой, помещают в стеклянную банку и плотно закрывают крышкой, смазанной ланолином. Наблюдают за общим состоянием, поведением, частотой дыхания, сравнивают полученные результаты.
Время | цвет слизистых | ЧДД | поведение | |
Взрослая крыса | исходное через 5 минут через 10 минут через 15 минут через 20 минут | |||
Новорожденная крыса | исходное через 5 минут через 10 минут через 15 минут через 20 минут |
Вывод: Оставить ¼ стр.
Опыт № 2. Изменение реактивности организма путем воздействия на центральную
Нервную систему.
Опыт ставят на 3-х крысах. Одну из них наркотизируют подкожным введением 1% р-ра гексенала из расчета 1 мл на 100 гр веса. Второй крыса за 10 минут до опыта вводят подкожна 20% р-р кофеина из расчета 0,5 мл на 100 гр веса. Третья крыса служит контролем. Всех трех крыс помещают в стеклянные сосуды, герметически закрывают (смазав края ланолином).
Наблюдают за животными и результаты записывают в таблицу.
Вид воздействия | время | Дыхание | Цвет слизистых | поведение |
Контроль | исходное через 5 минут через 10 минут через 20 минут через 30 минут через 40 минут | |||
Гексенал | исходное через 5 минут через 10 минут через 20 минут через 30 минут через 40 минут | |||
Коффеин | исходное через 5 минут через 10 минут через 20 минут через 30 минут через 40 минут |
Вывод: Оставить ¼ стр.
Литература
Основная:
1. Адо А.Д., Адо М.А., Пыцкий В.Н., Порядин Г.В., Владимирова Ю.А. Патологическая
физиология. // М.: Триада-Х. - 2000. - 497.
2. Воложин А.И., Порядин Г.В. Патофизиология (в трех томах) //Москва: «Академия». -
2006. - 271; 255; 301.
3. Зайко Н.Н., Быця Ю.В. Патологическая физиология // Медпресс-информ. 2006. - 635.
4. Литвицкий П.Ф. Патофизиология. Учебник для вузов// «ГЭОТАР-МЕД». - 2003. -Т.1,
2.- 807.
Дополнительная:
1. Эволюция резистентности и реактивности организма, под ред. А.Д.Адо, “Медицина”,
1981 г.
2. Структурные основы адаптации и компенсации нарушенных функций. Руководство под
ред. Д.С.Саркисова, - М., “Медицина”, 1987 .
3. Функциональные системы организма. Под ред. К.В.Судакова. Руководство - М., “
Медицина”, 1987 г. – С 432.
4. Резистентность организма в норме и при патологии, -Алма-Ата, 1992 г.
5. Нурмухамедов А.Н. Патофизиология в схемах и таблицах - Алматы.- 2003 - 110.
6. Фролова В.А., Дроздовой Г.А., Билибина Д.П. Патофизиология в схемах и таблицах -
Москва. - 2004 - 403.
7. Шанин В.Ю. Патофизиология - С-Петербург. «Элби-СПб», 2005.- 639.
8. Шанин В.Ю. Практикум патологическая физиология - «Питер», С-Петербург, 2002.-724.
9. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П., Утехин В.И., Ирошников Г.П., Фокин А.С., Беляева А.В.
Введение в экспериментальную патологию. - С-Петербург, 2003.- 380.
10. Рубцовенко А.В. Патологическая физиология. - Москва. Медпрес-информ, 2006.- 608.
11. Зайчик А.Ш., Чурилов А.П. Механизмы развития болезней и синдромов - «Элби-СПб»
- 2005.- 507.
12. Воложин А.И., Субботин Ю.К. Болезнь и здоровье: две стороны приспособления. - М.:
Медицина. - 1998. - 480 .
7. Контроль знаний
Тесты. Собеседование по вопросам темы занятия. Решение задач по патофизиологии
наследственности
Тесты
1. Патогенез –это:
1. учение о причинах и условиях возникновения заболевания
2. учение о болезни
3. раздел патофизиологии, изучающий механизм развития заболевания
4. учение о реактивности организма
5. учение о наследственности
2. По широте охвата патогенез различают:
- каузальный, функциональный
- частный и общий
- первичный и вторичный
- формальный и реактивный
3. Каузальный патогенез предполагает:
- анализ механизмов болезни с точки зрении изучения нарушенных функции
- изучение механизмов болезни на основе изучения причин и условий, действующих на организм
- анализ механизмов болезни на основе изучения морфологии
- анализ механизмов болезни на основе изучения реактивности резистенности
4. Функциональный патогенез предполагает изучение механизмов болезни на основе
изучения причин и условий, действующих на организм
1. анализ механизмов болезни с точки зрения изучения нарушенных функций
2. анализ механизмов на основе изучения морфологии
3. изучение механизмов болезни на основе изучения реактивности организма.
5. Примером повреждения на субмолекулярном уровне является:
1. возбуждение и ионизация атомов и молекул при действии ионизирующего излучения
2. дегрануляция тучных клеток
3. повреждение соединительной ткани при коллагенозах
4. выпадение функции железы внутренней секреции
6. Примером клеточного уровня повреждения служит:
1. возбуждение и ионизация атомов и молекул при действии ионизирующего излучения
2. дегрануляция тучных клеток при воспалении
3. выпадение функции одного из отделов ЦНС
4. повреждение соединительной ткани при коллагенозах
7. Реактивность – это:
1. свойство организма отвечать изменением жизнедеятельности на различные воздействия окружающей среды
2. свойство организма отвечать изменением жизнедеятельности на адекватные воздействия внешней среды
3. сопротивляемость организма к воздействию патогенного фактора
4. свойство организма отвечать изменением жизнедеятельности только на чрезвычайные, экстремальные факторы
8. Резистентность – это:
1. свойство организма отвечать на любые воздействия окружающей среды
2. сопротивляемость организма к воздействию патогенных факторов
3. свойство организма отвечать на адекватные раздражители окружающей среды
4. свойство организма отвечать только на экстремальные воздействия окружающей среды
9. Новорожденные легче переносят гипоксию, чем взрослые особи. Это пример:
1. видовой реактивности
2. половой реактивности
3. возрастной реактивности
4. индивидуальный реактивности
10. Лягушки легче, чем крысы, морские свинки и кролики переносят гипоксию. Это пример:
1. групповой реактивности
2. видовой реактивности, биологической реактивности
3. индивидуальной реактивности
4. возрастной реактивности
5. физиологической реактивности
Кредит № 1
Методические рекомендации