Ос­нов­ное со­дер­жа­ние за­ня­тия. «Ра­дость мож­но пе­ре­дать при­кос­но­ве­ни­ем».Ве­ду­щий при­ка­са­ет­ся к ре­бен­ку, пред­ва­ри­тель­но за­га­дав лю­бое ка­че­­с­тво

«Ра­дость мож­но пе­ре­дать при­кос­но­ве­ни­ем».Ве­ду­щий при­ка­са­ет­ся к ре­бен­ку, пред­ва­ри­тель­но за­га­дав лю­бое ка­че­­с­тво, ко­то­рое ему нра­вит­ся в этом ре­бен­ке, а тот уга­ды­ва­ет, за­ду­ман­ные ка­че­ст­ва (мож­но при­влечь к уга­ды­ва­нию всю груп­пу). За­тем во­дя­щи­ми ста­но­вят­ся са­ми де­ти и так­же «пе­­р­ед­ают ра­дость при­кос­но­ве­ни­ем».

«Ко­те­нок».Де­ти пред­став­ля­ют, что ма­ма при­нес­ла до­мой ко­тен­ка. Ему страш­но и гру­ст­но. Ка­ж­дый из де­тей по оче­ре­ди пре­вра­ща­ет­ся в ко­тен­ка, а ос­таль­ные гла­дят его и го­во­рят до­б­­рые сло­ва.

Ра­бо­та со сказ­кой.Де­ти слу­ша­ют, ри­су­ют и об­су­ж­да­ют сказ­ку.

О му­равь­иш­ке, ко­то­рый по­шел в шко­лу (Е. Ка­тын­ская) Как-то ран­ней осе­нью я от­пра­ви­лась в лес за раз­но­цвет­ны­­ми лис­точ­ка­ми... Я ша­га­ла по кри­вой тро­пин­ке, то и де­ло на­­кл­он­яясь за кра­си­вы­ми лис­ти­ка­ми. Ко­гда цвет­ной бу­ке­тик был го­тов, я ре­ши­ла не­мно­го от­дох­нуть и при­се­ла на пе­нек, ко­то­рый вы­рос, как ма­лень­кий до­мик, пря­мо на бу­гор­ке. Я про­ве­ла ру­кой по пу­ши­сто­му мху и вдруг за­ме­ти­ла, что я здесь не од­на: по пень­ку бе­га­ли му­равь­иш­ки. Те, что по­боль­­ше, не­сли ка­кие-то пру­ти­ки и со­рин­ки, а ма­лы­ши ко­по­ши­лись все вме­сте под ма­лень­ким суч­ком. По­ка я на­блю­да­ла за жи­те­­л­ями пень­ка, мне при­пом­ни­лась ис­то­рия, рас­ска­зан­ная од­на­ж­­ды мо­ей ба­буш­кой...

* * *

В од­ном ле­су, на кра­си­вой зем­ля­нич­ной по­ля­не жи­ли се­мей­­с­тва му­равь­ев. Взрос­лые му­ра­вьи хо­ди­ли на ра­бо­ту и ос­тав­­л­яли сво­их де­ти­шек-му­равь­и­шек до­ма с ба­буш­кой; в дру­гих семь­ях с ма­лы­ша­ми ос­та­ва­лась ма­ма; не­ко­то­рых му­равь­и­шек во­ди­ли в дет­ский са­дик за ста­рой со­сной.

Про­шло вре­мя, му­равь­иш­ки под­рос­ли, им по­ра бы­ло ид­ти в шко­лу, что­бы учить­ся пи­сать и чи­тать, уз­на­вать мно­го ин­те­­ре­сн­ого о ле­се, где они жи­вут, о том, как жи­ли му­ра­вьи до их ро­ж­де­ния... Для всей по­ля­ны это бы­ло ра­до­ст­ным со­бы­ти­­ем: ро­ди­те­ли по­ку­па­ли дет­кам сим­па­тич­ные рюк­зач­ки, в ко­­т­орые скла­ды­ва­ли руч­ки, цвет­ные ка­ран­да­ши­ки и тет­рад­ки, сде­лан­ные из тон­кой ко­ры кле­на.

И вот на­стал день, ко­гда му­равь­иш­ки от­пра­ви­лись в шко­лу. Их встре­тил взрос­лый му­ра­вей-учи­тель. Он от­вел всех в класс и по­зна­ко­мил со шко­лой. Му­равь­иш­ки очень вол­но­ва­­лись, им бы­ло не­при­выч­но: ведь те­перь они уже не про­сто му­равь­иш­ки, а уче­ни­ки! А что зна­чит быть уче­ни­ком, они еще пло­хо зна­ли и по­ка толь­ко раз­гля­ды­ва­ли сво­его учи­те­ля...

По­сте­пен­но му­равь­иш­ки ста­ли при­вы­кать к шко­ле, по­лю­би­­ли сво­его учи­те­ля, на­шли дру­зей.. Но бы­ли и та­кие, ко­му при­хо­ди­лось труд­нее: они ску­ча­ли по ма­ме и по до­му. Од­ним из та­ких уче­ни­ков был ма­лыш по име­ни Уса­тик Рес­нич­кин. Уса­тик по­сто­ян­но ду­мал о ма­ме, от­вле­кал­ся на уро­ках и все вре­мя хо­тел до­мой. Он еще ни с кем не под­ру­жил­ся и по­этому на пе­ре­мен­ках все­гда гру­стил. Ино­гда по ут­рам ему да­же не хо­те­лось ид­ти в шко­лу. Так про­дол­жа­лось мно­го дней, и му­равь­иш­ка уже ре­шил, что так бу­дет все­гда...

И вот ран­ним ут­ром Уса­тик, как обыч­но, со­би­рал­ся в шко­лу. Не­бо бы­ло се­рым, сол­ныш­ко спря­та­лось, и от это­го ста­­н­ов­илось со­всем пе­чаль­но. Ма­ма да­ла Уса­ти­ку бу­тер­брод с ма­ли­но­вым ва­рень­ем и ска­за­ла: «По­ра в шко­лу...» Уса­тик ша­гал по тро­пин­ке, смот­рел на се­рое не­бо, ко­то­рое, ка­за­лось, вот-вот за­пла­чет, и тут. . с не­ба упа­ла Ка­пель­ка.

Ой, — ска­за­ла она. — Му­равь­иш­ка, ты по­че­му та­кой г­ру­ст­ный?

Не ви­дишь, что ли, в шко­лу иду, — не­хо­тя ото­звал­ся Уса­тик.

Ах, в шко­лу, как это здо­ро­во! Зна­чит, ты уче­ник?

Ну, уче­ник, а что?

А я вот си­жу це­лы­ми дня­ми в об­лач­ке и меч­таю, что ко­гда-ни­будь то­же пой­ду в шко­лу. Но мы, ка­пель­ки, не учим­ся, —гру­ст­но ска­за­ла Ка­пель­ка

А по­че­му ты так хо­чешь в шко­лу? Там же труд­но на­до­ си­деть за пар­той, а учи­тель все вре­мя что-то го­во­рит, ино­гда я да­же не ус­пе­ваю по­ни­мать. А еще там мно­го не­зна­ко­мых­ му­равь­ев и му­равь­и­шек, а еще...

Что — еще? — спро­си­ла Ка­пель­ка

А еще там нет ма­мы, — вздох­нул Уса­тик.

Глу­пыш, ко­гда я с до­ж­ди­ком бы­ваю воз­ле шко­лы, я ви­жу ­че­рез окош­ко, как мно­го там му­равь­и­шек: од­ни си­дят за ­пар­той и раз­гля­ды­ва­ют книж­ки, дру­гие пи­шут ка­кие-то за­ко­­рю­чки.

Бу­к­вы на­зы­ва­ют­ся, — по­пра­вил Уса­тик.

Как здо­ро­во — бу­к­вы... А что еще ты зна­ешь? — за­ин­те­­р­ес­ов­алась Ка­пель­ка.

Ну... — с важ­ным ви­дом на­чал му­равь­иш­ка, — знаю про ­бу­к­вы, их очень мно­го, а из букв со­став­ля­ют сло­ва... А еще есть ин­те­рес­ные книж­ки с кар­тин­ка­ми ..

И ты их все уме­ешь чи­тать? — пе­ре­би­ла Ка­пель­ка.

Ну нет, по­ка мне их чи­та­ет ма­ма или учи­тель, но по­том я и сам нау­чусь!

Как я те­бе за­ви­дую, Уса­тик! Ты най­дешь се­бе дру­зей, уз­­н­аешь мно­го ин­те­рес­но­го, бу­дешь поч­ти как взрос­лый. И г­лав­ное — пред­ставь, как бу­дут ра­ды за те­бя па­па и ма­ма. Ты­ бу­дешь при­хо­дить из шко­лы, рас­ска­зы­вать, что уз­нал, как­ про­вел вре­мя, с кем по­зна­ко­мил­ся, что де­лал на пе­ре­мен­ках,ка­кой у те­бя учи­тель. Ведь ма­ма обыч­но все о те­бе зна­ет, по­­т­ому что все­гда ря­дом с то­бой, а те­перь у те­бя поя­вил­ся ку­со­­чек дня, ко­гда ты в шко­ле, и ты уже мо­жешь что-то де­лать­ сам, без по­мо­щи ма­мы, по­то­му что ты — уче­ник.

Зна­ешь, как это труд­но? — по­жа­ло­вал­ся Уса­тик.

А раз­ве ин­те­рес­но, ко­гда все лег­ко и про­сто, ведь это­ скуч­но. Хо­тя... я те­бя очень хо­ро­шо по­ни­маю — но­вые му­ра­в­ьи­шки, боль­шая шко­ла и все со­всем не так, как до­ма. Но по­верь мне, ты дол­жен нау­чить­ся быть уче­ни­ком. Ведь ос­таль­­ные му­равь­иш­ки то­же впер­вые в шко­ле, им то­же не­лег­ко. Про­сто не­ко­то­рые при­вы­ка­ют бы­ст­ро, у них кое-что луч­ше­ по­лу­ча­ет­ся, и они бы­ст­рее на­хо­дят дру­зей. А дру­гие при­вы­­к­ают не­мно­го мед­лен­нее и бо­ят­ся быть од­ни. Не все ведь оди­­н­ак­овые, прав­да? Ко­му-то лег­че, ко­му-то труд­нее... Так что ­бе­ги, Уса­тик, в шко­лу, а ве­че­ром до­ма рас­ска­жешь ма­ме, что­ бы­ло но­во­го се­го­дня, ка­кие бы­ли уро­ки, с кем ты иг­рал. Про­сто по­дой­ди к ней и ска­жи: «Мам, по­слу­шай, как бы­ло се­го­д­ня в шко­ле».

Спа­си­бо те­бе, Ка­пель­ка! Ну, я по­бе­жал, а то опо­здаю на у­рок! — про­кри­чал Уса­тик.

Он вбе­жал в шко­лу, под­нял­ся по сту­пень­кам в класс и сел за пар­ту ря­дом с дру­гим му­равь­иш­кой.

При­вет, Уса­тик, — ска­зал со­сед по пар­те.

Доб­рое ут­ро, — от­ве­тил Уса­тик и улыб­нул­ся.

А ты се­го­дня ве­се­лый, — за­ме­тил му­равь­иш­ка с дру­гой ­пар­ты.

Тут во­шел учи­тель, и на­чал­ся урок. Уса­тик ог­ля­дел­ся по сто­ро­нам: не­бо за ок­ном не ка­за­лось та­ким се­рым, по­то­му что там, в туч­ках, жи­ли ка­пель­ки, учи­тель уже не ка­зал­ся та­ким чу­жим и не­по­нят­ным, а дру­гие му­равь­иш­ки вни­ма­тель­но слу­ша­ли учи­те­ля и уже от­кры­ли книж­ки. «Ну вот, опять за­меш­­ка­лся!» — по­ду­мал Уса­тик.

— Рес­нич­кин Уса­тик, от­крой книж­ку, — ска­зал учи­тель ­У­са­тик от­крыл кни­гу и по­че­му-то сно­ва улыб­нул­ся «Я уче­ник», — гор­до по­ду­мал он.

А ве­че­ром, ко­гда ма­ма при­шла с ра­бо­ты, Уса­тик уса­дил ее на ди­ван и ска­зал:

Зна­ешь, мам, в шко­ле все так не­обыч­но... Се­го­дня мы у­чи­ли но­вые бу­к­вы и еще ри­со­ва­ли кар­тин­ки, а еще...

Что еще, ма­лыш? — спро­си­ла ма­ма.

А еще я со­ску­чил­ся по те­бе, ма­моч­ка, но мне по­ра де­лать­ у­ро­ки, по­то­му что зав­тра я сно­ва пой­ду в шко­лу, а ве­че­ром ­рас­ска­жу те­бе о том, что там бы­ло.

Наши рекомендации