Методические рекомендации преподавателю

ГОУ ВПО “Воронежская государственная медицинская академия имени Н. Н. Бурденко Федерального агентства

по здравоохранению и социальному развитию”

Кафедра акушерства и гинекологии №2

ГИНЕКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ГИНЕКОЛОГИИ)

Воронеж - 2007

УДК 618.1 + 618.2

ГИНЕКОЛОГИЯ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ГИНЕКОЛОГИИ

/В.И. Бычков, М.В. Фролов, С.В. Шамарин, Е.Е. Образцова, И.И. Ельшина, А. В. Хатунцев: Воронеж. гос. мед. академия, 2007г., 118с.

Учебно-методические рекомендации разработаны сотрудниками кафедры акушерства и гинекологии №2 ВГМА им. Н. Н. Бурденко и предназначены для преподавателей по основным разделам гинекологии, включая курс детской гинекологии. Методические рекомендации составлены с учетом требований Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ.

В данных рекомендациях изложены цели и задачи по каждой теме, мотивация темы, подробно представлена теория занятий, хронокарта с планом занятий, перечень оборудования и список рекомендуемой литературы.

При изложении теории занятий учитывались как классические, так и современные направления в гинекологии, включая курс детской гинекологии.

Методические рекомендации предназначены для преподавателей, могут быть полезны для самостоятельной подготовки самих студентов, клинических ординаторов к практическим и семинарским занятиям по основным разделам гинекологии. Они могут быть использованы преподавателями ФУВ для построения планов проведения занятий с курсантами.

Научный редактор: д-р мед. наук, профессор В. И. Бычков

Ответственный редактор: д-р мед. наук, профессор М. В. Фролов

Рецензенты: канд. мед. наук, Хоц С. С.

д-р мед. Наук, проф. Логвинова И. И.

С Коллектив авторов, 2007

ГОУ ВПО “Воронежская государственная медицинская академия

Имени Н. Н. Бурденко Федерального агентства

по здравоохранению и социальному развитию”

Кафедра акушерства и гинекологии №2

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой акушерства и гинекологии №2

Профессор _____________ / В. И. Бычков/

«____» _________________ 2006г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

“Организация гинекологической помощи. История болезни.

Курация гинекологических больных.

Методы исследования в гинекологии”.

Факультет: педиатрический

Курс: 5

Составили: асс. Ельшина И. И.

асс. Хатунцев А. В.

Тема №1: Организация гинекологической помощи. История болезни. Опущение и выпадение половых органов. Методы исследования в гинекологии. Курация гинекологических больных. (Гинекологическое отделение).

Цель занятия: Ознакомление с гинекологическим стациона­ром, организацией и характером работы в нем. Изучение ме­тодики клинического и лабораторного обследования и лечения гинекологических больных в условиях стационара. Оформле­ние истории болезни.

Мотивация темы занятия. Изложить структуру организации гинекологической помощи. Разобрать методы исследования в гинекологии: функциональные методы, УЗИ, ГСГ, кольпоскопия, гистероскопия и диагностическая лапароскопия, причины опущения и выпадения половых органов, методы хирургической коррекции.

В приемном отделении студент знакомится с правилами приема гинекологических больных, с документа­цией приема и отказа больным, не нуждающимся в стационар­ном лечении, с санитарной обработкой поступающих больных в отделения.

В отделениях оперативных и консервативных методов ле­чения студент знакомится с режимом дня, с оборудованием па­лат, перевязочной, малой и большой операционной.

Для курации студент получает одну больную, собирает анамнез, проводит полное клиническое обследование и пишет историю болезни (по прилагаемой схеме).

Студент ежедневно перед началом занятий у постели боль­ной изучает динамику заболевания, принимает участие в вы­полнении всех диагностических и лечебных процедур.

Теория занятия.

Сегодня в России все более широкое распространение находит как диагностическая, так и оперативная лапароскопия. Почти во всех научно-исследовательских центрах, институтах, во многих университетах и медицинских вузах страны применяется оперативная лапароскопия и совершенствуется ее методика. Трудно переоценить значимость лапароскопии для диагностики и лечения таких заболеваний, как внематочная беременность, опухоли яичников, миома матки, малые формы эндометриоза и эндометриоз яичников, трубно-перитонеальные формы бесплодия, лечение несостоятельности мышц тазового дна и пролапсов. Широко используются эндоскопические методы для стерилизации. Важное значение имеют работы по использованию эндоскопии при неотложных состояниях в гинекологической практике.

Существенное влияние на развитие отечественной эндоскопии оказали две школы, созданные в Европе: школа профессора K.Semm (Кильский университет, Германия) и школа профессора M.Bruhat (Университетская клиника в Клемон-Ферране, Франция).

Наряду с лапароскопией в гинекологической практике широко применяются кольпоскопия, цистоскопия, колоноскопия, ректороманоскопия, а также гистероскопия и тубоскопия.

С момента первой гистероскопии, произведенной Pantaleoni в 1869 г. с помощью цистоскопа, эта диагностическая процедура претерпела невероятные изменения. Благодаря современным достижениям - использованию видеомониторов, фиброволоконной оптики, резектоскопов — не только повысилось качество диагностики, но и появилась возможность для гистероскопической хирургии: резекции полипов, субмукозных миоматозных узлов, прицельного удаления плацентарной ткани и плацентарных полипов после аборта и родов, рассечения сенехий, проведения тубоскопии, резекции слизистой матки и др.

Наши рекомендации