Методические рекомендации преподавателю
ГОУ ВПО “Воронежская государственная медицинская академия имени Н. Н. Бурденко Федерального агентства
по здравоохранению и социальному развитию”
Кафедра акушерства и гинекологии №2
ГИНЕКОЛОГИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ГИНЕКОЛОГИИ)
Воронеж - 2007
УДК 618.1 + 618.2
ГИНЕКОЛОГИЯ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ГИНЕКОЛОГИИ
/В.И. Бычков, М.В. Фролов, С.В. Шамарин, Е.Е. Образцова, И.И. Ельшина, А. В. Хатунцев: Воронеж. гос. мед. академия, 2007г., 118с.
Учебно-методические рекомендации разработаны сотрудниками кафедры акушерства и гинекологии №2 ВГМА им. Н. Н. Бурденко и предназначены для преподавателей по основным разделам гинекологии, включая курс детской гинекологии. Методические рекомендации составлены с учетом требований Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ.
В данных рекомендациях изложены цели и задачи по каждой теме, мотивация темы, подробно представлена теория занятий, хронокарта с планом занятий, перечень оборудования и список рекомендуемой литературы.
При изложении теории занятий учитывались как классические, так и современные направления в гинекологии, включая курс детской гинекологии.
Методические рекомендации предназначены для преподавателей, могут быть полезны для самостоятельной подготовки самих студентов, клинических ординаторов к практическим и семинарским занятиям по основным разделам гинекологии. Они могут быть использованы преподавателями ФУВ для построения планов проведения занятий с курсантами.
Научный редактор: д-р мед. наук, профессор В. И. Бычков
Ответственный редактор: д-р мед. наук, профессор М. В. Фролов
Рецензенты: канд. мед. наук, Хоц С. С.
д-р мед. Наук, проф. Логвинова И. И.
С Коллектив авторов, 2007
ГОУ ВПО “Воронежская государственная медицинская академия
Имени Н. Н. Бурденко Федерального агентства
по здравоохранению и социальному развитию”
Кафедра акушерства и гинекологии №2
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой акушерства и гинекологии №2
Профессор _____________ / В. И. Бычков/
«____» _________________ 2006г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:
“Организация гинекологической помощи. История болезни.
Курация гинекологических больных.
Методы исследования в гинекологии”.
Факультет: педиатрический
Курс: 5
Составили: асс. Ельшина И. И.
асс. Хатунцев А. В.
Тема №1: Организация гинекологической помощи. История болезни. Опущение и выпадение половых органов. Методы исследования в гинекологии. Курация гинекологических больных. (Гинекологическое отделение).
Цель занятия: Ознакомление с гинекологическим стационаром, организацией и характером работы в нем. Изучение методики клинического и лабораторного обследования и лечения гинекологических больных в условиях стационара. Оформление истории болезни.
Мотивация темы занятия. Изложить структуру организации гинекологической помощи. Разобрать методы исследования в гинекологии: функциональные методы, УЗИ, ГСГ, кольпоскопия, гистероскопия и диагностическая лапароскопия, причины опущения и выпадения половых органов, методы хирургической коррекции.
В приемном отделении студент знакомится с правилами приема гинекологических больных, с документацией приема и отказа больным, не нуждающимся в стационарном лечении, с санитарной обработкой поступающих больных в отделения.
В отделениях оперативных и консервативных методов лечения студент знакомится с режимом дня, с оборудованием палат, перевязочной, малой и большой операционной.
Для курации студент получает одну больную, собирает анамнез, проводит полное клиническое обследование и пишет историю болезни (по прилагаемой схеме).
Студент ежедневно перед началом занятий у постели больной изучает динамику заболевания, принимает участие в выполнении всех диагностических и лечебных процедур.
Теория занятия.
Сегодня в России все более широкое распространение находит как диагностическая, так и оперативная лапароскопия. Почти во всех научно-исследовательских центрах, институтах, во многих университетах и медицинских вузах страны применяется оперативная лапароскопия и совершенствуется ее методика. Трудно переоценить значимость лапароскопии для диагностики и лечения таких заболеваний, как внематочная беременность, опухоли яичников, миома матки, малые формы эндометриоза и эндометриоз яичников, трубно-перитонеальные формы бесплодия, лечение несостоятельности мышц тазового дна и пролапсов. Широко используются эндоскопические методы для стерилизации. Важное значение имеют работы по использованию эндоскопии при неотложных состояниях в гинекологической практике.
Существенное влияние на развитие отечественной эндоскопии оказали две школы, созданные в Европе: школа профессора K.Semm (Кильский университет, Германия) и школа профессора M.Bruhat (Университетская клиника в Клемон-Ферране, Франция).
Наряду с лапароскопией в гинекологической практике широко применяются кольпоскопия, цистоскопия, колоноскопия, ректороманоскопия, а также гистероскопия и тубоскопия.
С момента первой гистероскопии, произведенной Pantaleoni в 1869 г. с помощью цистоскопа, эта диагностическая процедура претерпела невероятные изменения. Благодаря современным достижениям - использованию видеомониторов, фиброволоконной оптики, резектоскопов — не только повысилось качество диагностики, но и появилась возможность для гистероскопической хирургии: резекции полипов, субмукозных миоматозных узлов, прицельного удаления плацентарной ткани и плацентарных полипов после аборта и родов, рассечения сенехий, проведения тубоскопии, резекции слизистой матки и др.