МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ. К практическому занятию
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
К практическому занятию
на тему:«Морфология и структура прочих микроорганизмов: спирохет, риккетсий, грибов, микоплазм, хламидий. Методы их выявления»
Модуль ______ Общая микробиология
(наименование модуля)
учебной дисциплины (модуля)_микробиология, вирусология_
для специальности__060101 – Лечебное дело
(шифр-наименование специальности)
курс ___2_______ семестр ____4_____
Составитель: Зайцева Е.А., д.м.н., профессор Рецензент: Шаркова В.А., д.м.н., профессор |
Владивосток - 2013г.
1. Тема занятия: «Морфология и структура прочих микроорганизмов: спирохет, риккетсий, грибов, микоплазм, хламидий. Методы их выявления»
2. Мотивация изучения темы. Микроскопический метод при многих инфекционных и инвазионных заболеваниях является решающим для суждения о возбудителе и этиологии заболевания. Поэтому знание морфологии этих микроорганизмов, их структурных особенностей и методов выявления необходимы для врача любой специальности. Это важно и потому, что некоторые из них осложняют ряд других более тяжёлых заболеваний в частности ВИЧ.
3. Цели занятия:
Общая цель: изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС-03 по специальности 060101 –Лечебное дело: формировать способность и готовность использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1, ПК-6, ПК-32), формировать умение работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, выделять основные положения, делать выводы, развивать личностные качества (ОК-3, ОК-5, ПК-6, ПК-11). Активно использовать современные достижения науки, особенно подчеркивая роль отечественных ученых в разработке данной темы (ОК-3, ПК-31).
Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«Знать» - морфологию основных форм микроорганизмов, научиться распознавать их в препаратах, дифференцировать представителей прокариотов (бактерий, в частности — спирохет, микоплазм, хламидий, риккетсий) и эукариотов (грибов, простейших); микроскопический метод диагностики.
«Уметь» - приготовить и микроскопировать микропрепарат с помощью иммерсионного объектива и светового микроскопа; оценивать результаты микроскопического исследования; пользоваться учебной, научной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; диагностировать возбудителей паразитарных заболеваний человека на препарате, слайде, фотографии.
«Владеть» - навыками микроскопирования, анализа микропрепаратов и электронных микрофотографий; методами работы с биологическим, фазовоконтрастным, поляризационным, люминесцентным микроскопами; навыками анализа информации, полученную с помощью методов светооптической и других видов микроскопии, техникой приготовления микропрепаратов: мазков из чистых культур бактерий, из мокроты, гноя, слизи для обнаружения микроорганизмов; навыками окраски мазков сложными способами (по методу Грама, Циль – Нильсена, по Пешкову, Нейссеру, Леффлеру, Ожешко и др.); дифференциацией микроорганизмов по морфологическим признакам в микропрепаратах.
4. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
4.1. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ВВОДНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ:
1. Особенности морфологии и структуры представителей спирохет - трепонем, боррелий, лептоспир:
- методы выявления спирохет (нативные, окрашенные препараты, способы окраски);
- размеры спирохет в вегетативной и цистной стадии.
2. Морфология и структурные особенности микоплазм, их зависимость от среды обитания, тинкториальные свойства, размеры, методы выявления.
3. Морфология, структура и стадии развития хламидий:
- фазы существования, локализация;
- тинкториальные свойства, размеры;
- методы выявления.
4. Морфология и структура риккетсий:
- морфологическая классификация по Здродовскому П.Ф.
- ультраструктура риккетсий;
- локализация риккетсий в организме;
- тинкториальные свойства, размеры;
- способы выявления.
5. Морфология грибов:
- структура клетки гриба (гифы, мицелий репродуктивный, вегетативный);
- споры - как органеллы размножения - эндоспоры и экзоспоры (аски), таллоспоры, бластоспоры, хламидоспоры, артроспоры;
- методы обнаружения грибов.
6. Простейшие:
- классификация, морфология, структурные особенности;
- способы паразитирования в кишечнике (балантидии, лямблии, амёбы), в крови (трипаносомы, плазмодии малярии) и прочие формы;
- морфология и структура лейшманий, их выявление;
- морфология и структура токсоплазм, их индикация;
- морфология и структура трихомонад, их выявление;
- методы микроскопического анализа и диагностики протозоозов.
7. Структурные особенности микроорганизмов, причисленных к эукариотам, прокариотам (общие представления).
4.2. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо в рабочей тетради заполнить протокол практического занятия по теме (зарисовать препараты, составить комплексные таблицы, развернутые схемы, заключения и т.д.):
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ