Модуль 2. Основы воспитания здорового ребенка
- Перечень формируемых компетенций:
Шифр компетенции | № компетенции | Элементы компетенции |
ОК | ОК-1 | Способность и готовность использовать на практике методы естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной деятельности |
ОК-8 | Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики. | |
ПК | ПК - 1 | Способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми, их родителями и родственниками |
ПК- 5 | Способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр | |
ПК – 7 | Способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными взрослыми, детьми и подростками. |
Практическое занятие № 1
1.Тема: Средства физического и умственного воспитания детей. Показатели физического и нервно-психического развития детей. Техника антропометрии, режимы дня для детей разного возраста
2. Цель:
Студент должен знать:
- определение физического развития;
- показатели физического развития;
- динамику изменений роста, массы, окружности груди и окружности головы ребенка первого года жизни и старше года;
- технику антропометрических измерений (роста, массы, окружности головы, окружности груди, плеча, бедра, голени);
- основные приемы массажа у детей первого года жизни;
- комплексы гимнастики для детей первого года жизни;
- показатели нервно-психического развития детей первого года жизни, 2-3 года жизни и старше 3-х лет;
- значение воспитания для развития ребенка;
Студент должен уметь:
- Провести антропометрию детей разного возраста;
- Подобрать игрушки для детей разных возрастных групп.
Вопросы для самоподготовки
1. Определение физического развития.
2. Показатели физического развития.
3. Динамика роста, массы, окружности головы, окружности груди детей первого года жизни и старше года.
4. Техника антропометрии.
5. Понятие физического воспитания и средства физического воспитания ребенка (массаж, гимнастика, закаливание).
6. Значение массажа для физического и нервно-психического развития детей первого года жизни.
7. Основные приемы массажа у детей первого года жизни. Комплексы гимнастики для детей первого года жизни.
8. Анатомо-физиологические особенности ЦНС детей раннего возраста.
8. Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни, 2-3 года и старше 3-х лет.
9. Умственное воспитание детей (общение со взрослыми, другими детьми, игрушки, игры-занятия с детьми разного возраста).
10. Формирование навыков личной гигиены.
11. Режим дня для детей разного возраста.
12. Контроль за развитием и поведением ребенка.
4.Основные понятия темы: физическое развитие, дети, показатели физического развития, антропометрия, массаж, гимнастика, воспитание, нервно-психическое развитие, режим дня.
5. Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Запруднов А.М., Григорьев К.И. Общий уход за детьми: учебное пособие. – 4-е изд. доп. и перераб. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009, 2011 . – 416 с.
2. Физическое развитие детей. Учебное пособие по уходу за ребенком для студентов педиатрического факультета. – Оренбург, 2011.
3. Нервно-психическое развитие детей. Учебное пособие по уходу за ребенком для студентов педиатрического факультета. – Оренбург, 2011. – 43 с.
Дополнительная:
1. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. Р.Р. Кильдияровой, В.И. Макаровой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 680 с.
2. Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. – СПб: «Фолиант», 2009.
6. Самостоятельная работа студентов при подготовке к занятию
- Работа с литературой
- Работа с тестовыми заданиями для контроля качества подготовки к занятию
- Выполнение письменного задания в рабочих тетрадях.
· Написание реферата, подготовка реферативного сообщения
· Ведение дневника учебной практики
Практическое занятие № 2
1.Тема: Вскармливание детей первого года жизни. Понятие естественного, искусственного и смешанного вскармливания. Техника кормления грудью. Техника кормления ребенка из бутылочки
2.Цель:
Студент должен знать:
· Понятия естественного (грудного), искусственного и смешанного вскармливания
· Преимущества естественного (грудного) вскармливания для ребенка
· Сроки и технику прикладывания ребенка к груди матери
· Режимы кормления ребенка первого года жизни
· Технику проведения контрольного кормления ребенка первого года жизни
· Понятие прикорма и блюда прикорма
· Технику приготовления адаптированной молочной смеси для питания ребенка на искусственном и смешанном вскармливании
· Технику обработки сосок и бутылочек для кормления ребенка
· Технику кормления ребенка из бутылочки
Студент должен уметь:
- Приготовить адаптированную молочную смесь для питания ребенка
· Обработать соски и бутылочки для кормления ребенка
· Накормить ребенка из бутылочки;
3.Вопросы для самоподготовки
1. Определение естественного, искусственного и смешанного вскармливания.
2. Биологические свойства женского молока.
3. Преимущества грудного вскармливания для ребенка.
4. Сроки прикладывания ребенка к груди матери
5. Техника и правила кормления грудью.
6. Режимы кормления ребенка первого года жизни.
7. Техника проведения контрольного кормления ребенка.
8. Понятие об адаптированных молочных смесях, используемых для питания детей при
искусственном и смешанном вскармливании.
9. Технология приготовления смеси.
10. Обработка сосок и бутылочек для кормления ребенка.
11. Техника кормления ребенка из бутылочки.
12. Понятие прикорма и блюда прикорма.
4. Основные понятия темы: грудное вскармливание, искусственное вскармливание, смешанное вскармливание, дети, женское молоко, адаптированные смеси, кормление из бутылочки, режимы кормления, прикорм.
5.Рекомендуемая литература:
Основная:
1.Запруднов А.М., Григорьев К.И. Общий уход за детьми: учебное пособие. – 4-е изд. доп. и перераб. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009, 2011 . – 416 с.
2.Вскармливание детей первого года жизни. Учебное пособие для студентов педиатрического факультета. – Оренбург, 2011.
Дополнительная:
1. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. Р.Р. Кильдияровой, В.И. Макаровой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 680 с.
6.Самостоятельная работа студентов при подготовке к занятию:
- Работа с литературой и тестами для самоподготовки
- Составление конспекта темы
- Написание реферата, подготовка реферативного сообщения
Практическое занятие №3
1.Тема: Уход за новорожденным ребенком: первичный туалет новорожденного в родильном зале, уход в палате совместного пребывания ребенка с матерью. Уход за новорожденным на дому
2.Цель:
Студент должен знать:
- АФО органов и систем новорожденного ребенка
- правила гигиенической обработки рук персонала
- первичный туалет новорожденного ребенка в родильном зале
- технику обработки кожи новорожденного и профилактику гонобленореи
- технику обработки пуповинного остатка
- технику обработки пупочной ранки
- правила и технику грудного вскармливания новорожденного ребенка
Студент должен уметь:
- обработать руки перед проведением манипуляций новорожденному ребенку
- обработать кожу новорожденного ребенка
- провести профилактику гонобленореи
- обработать пуповинный остаток с помощью стерильного одноразового пластикового зажима
- обработать пупочную ранку
Вопросы для самоподготовки
- Определение «новорожденный ребенок».
- АФО органов и систем новорожденного ребенка
- Приказ МЗ РФ № 921 от 15.06.2013. Об утверждении оказания помощи по специальности «неонатология»
- Приказ МЗ РФ № 395 «О совершенствовании мероприятий по профилактике возникновения и распространения внутрибольничных инфекций», 1995 г.
- Алгоритм приема новорожденных в родильном зале и палате совместного пребывания матери и ребенка.
- Протокол грудного вскармливания.
- Уход за новорожденным ребенком на дому после выписки из родильного дома.
4.Основные понятия темы: новорожденный, первичный туалет, уход, пуповинный остаток, пупочная ранка, обработка, родильный зал, палата совместного пребывания
5. Рекомендуемая литература:
Основная:
1.Запруднов А.М., Григорьев К.И. Общий уход за детьми: учебное пособие. – 4-е изд. доп. и перераб. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009, 2011 . – 416 с.
2. Алгоритмы выполнения манипуляций по уходу за здоровым ребенком, больными взрослыми и детьми терапевтического профиля. Пособие по учебной и производственной практике для студентов педиатрического факультета. – Оренбург, 2013 . – 71 с.
Дополнительная:
1. Приказ МЗ РФ № 921 от 15.06.2013. Об утверждении оказания помощи по специальности «неонатология»
2. Приказ МЗ РФ № 395 «О совершенствовании мероприятий по профилактике возникновения и распространения внутрибольничных инфекций», 1995 г.
3. СаНПиН 2630 - 10
4. Технология выполнения простых медицинских услуг сестринского ухода, десмургии, иммобилизации. Региональный стандарт. – Оренбург, 2010. – 122 с.
6. Самостоятельная работа студентов при подготовке к занятию
- Работа с учебной литературой
- Работа с тестовыми заданиями