Тема: Патогенные стрептококки, клостридии газовой гангрены и столбняка
ББК 52.64 р30
© Генералов И.И., Железняк Н.В., Окулич В.К., Сенькович С.А., Фролова А.В., Данющенкова Н.М., Беренштейн Т.Ф., Зубарева И.В., Моисеева А.М.
© УО «Витебский государственный медицинский университет», 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. | ||
Занятие №1 | Патогенные стафилококки, псевдомонады. | |
Занятие №2 | Патогенные стрептококки, клостридии газовой гангрены и столбняка. | |
Занятие №3 | Возбудители острых кишечных инфекций: эшерихии, шигеллы. | |
Занятие №4 | Патогенные сальмонеллы – возбудители брюшного тифа и паратифов, сальмонеллезов. | |
Занятие №5 | Возбудители холеры, ботулизма. Патогенные хеликобактерии. | |
Занятие №6 | Возбудители бактериальных воздушно-капельных инфекций. Менингококки, коринебактерии дифтерии, бордетеллы. | |
Занятие №7 | Возбудители туберкулеза, лепры. Патогенные микоплазмы. | |
Занятие №8 | Итоговое занятие по теме «Возбудители воздушно-капельных, кишечных и раневых инфекций». | |
Занятие №9 | Возбудители бактериальных зоонозных инфекций: чумы, туляремии, сибирской язвы, бруцеллеза, лептоспироза. | |
Занятие №10 | Возбудители заболеваний, передаваемых половым путем: сифилиса, гонореи, хламидийных уретритов. | |
Занятие №11 | Общая вирусология. Методы диагностики вирусных инфекций. | |
Занятие №12 | Вирусные инфекции, вызываемые ортомиксовирусами, парамиксовирусами. | |
Занятие №13 | Вирусные инфекции, вызываемые пикорнавирусами, аденовирусами, ротавирусами. | |
Занятие №14 | Вирусные инфекции, вызываемые рабдовирусами, герпесвирусами, флавивирусами и тогавирусами. | |
Занятие №15 | Гепатотропные вирусы – возбудители гепатитов А, В, С, D. ВИЧ-инфекция. | |
Занятие №16 | Итоговое занятие по теме «Общая и частная вирусология». | |
Занятие №17 | Возбудители бактериальных трансмиссивных инфекций. Боррелии возвратного тифа, болезни Лайма. Патогенные риккетсии. Возбудители Q-лихорадки. | |
Занятие №18 | Клиническая микробиология. Микробиологическая диагностика заболеваний челюстно-лицевой области, стоматогенных гнойно-воспалительных заболеваний, сепсиса. | |
Список рекомендуемой литературы |
ЗАНЯТИЕ №1
Тема: Патогенные стафилококки, псевдомонады
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
1. Знать теоретический материал по теме занятия.
2. Освоить методы лабораторной диагностики стафилококковых инфекций.
3. Изучить биопрепараты по теме занятия.
ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:
1. Стафилококки: таксономия, свойства, резистентность.
2. Факторы патогенности стафилококков. Этиологическая роль стафилококков в развитии гнойно-воспалительных заболеваний.
3. Лабораторная диагностика стафилококковых инфекций. Профилактика и лечение.
4. Псевдомонады: таксономия, свойства, резистентность.
5. Факторы патогенности синегнойной палочки. Этиологическая роль в развитии гнойно-воспалительных заболеваний.
6. Лабораторная диагностика синегнойной инфекции. Профилактика и лечение.
7. Биопрепараты: стафилококковый анатоксин, антистафилококковый иммуноглобулин, типовые стафилококковые бактериофаги.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лекционный материал.
2. Учебник «Медицинская микробиология» под редакцией проф. Д.К. Новикова, проф. И.И. Генералова, 2003, стр. 153-159, 173-176.
3. «Практикум по медицинской микробиологии» С.А.Павлович, 1993, стр. 109-112.
День | Материал для исследования | Ход исследования | Результат исследования |
Гной | 1. Микроскопическое исследование: приготовление мазка из гноя, окраска по Граму, микроскопия. 2. Бактериологическое исследование: посев гноя на ЖСА и на кровяной агар | ||
Учет посевов. Посев на цитратную плазму для обнаружения плазмокоагулазы. Посев на полужидкую среду Гисса с маннитом под вазелиновое масло | |||
1. Учет плазмокоагулазы. 2. Учет роста на среде с маннитом | |||
Определение чувствительности выделенной культуры к антибиотикам методом бумажных дисков | 1. _______- ___мм. 2. _______- ___мм. 3. _______- ___мм. 4. _______- ___мм. 5. _______- ___мм. | ||
Заключение: |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Микробиологическое исследование гноя при мастите.
В заключении указать вид стафилококка, обнаруженные факторы патогенности, чувствительность к антибиотикам.
2. Микробиологическое исследование слизи из зева.
День | Материал для исследования | Ход исследования | Результат исследования |
Слизь из зева | Забор слизи из зева стерильным тампоном, посев на кровяной агар | ||
Учет роста на кровяном агаре. Приготовление мазка, окраска по Граму, микроскопия | |||
Заключение: |
Второй день исследования проводится на занятии №2.
3. Демонстрация пигментообразования P.aeruginosa на мясо-пептонном агаре.
4. Учет и оценка демонстрационного опыта фаготипирования стафилококков.
ЗАНЯТИЕ №2
Тема: Патогенные стрептококки, клостридии газовой гангрены и столбняка
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
1. Знать теоретический материал по теме занятия.
2. Научиться оценивать ПЦР для обнаружения emm гена М протеина стрептококка.
3. Ознакомиться с конфокальной микроскопией возбудителей газовой гангрены.
4. Научиться бактериологическому методу исследования стрептококков.
5. Ознакомиться с морфологией изучаемых возбудителей.
6. Научиться постановке ИФА для определения цитотоксина C. difficile.
7. Изучить биопрепараты по теме занятия.
ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:
1. Стрептококки: таксономия, свойства, резистентность.
2. Факторы патогенности стрептококков. Этиологическая роль стрептококков в развитии гнойно-воспалительных заболеваний, специфических стрептококковых инфекций.
3. Лабораторная диагностика стрептококковых инфекций. Профилактика и лечение.
4. Возбудители раневой клостридиальной анаэробной инфекции: таксономия, свойства, резистентность.
5. Факторы патогенности возбудителей газовой гангрены. Этиологическая роль в патологии человека.
6. Лабораторная диагностика газовой гангрены. Профилактика и лечение.
7. Возбудители столбняка: свойства, резистентность.
8. Факторы патогенности и механизм действия столбнячного экзотоксина. Патогенез столбняка.
9. Лабораторная диагностика столбняка. Профилактика и лечение.
10. Возбудитель псевдомембранозного энтероколита: таксономия, свойства, резистентность, патогенез, клиническая картина и диагностика.
11. Биопрепараты: противогангренозная сыворотка «Диаферм», противостолбнячная сыворотка «Диаферм», вакцина АКДС, АДС, столбнячный анатоксин.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лекционный материал.
2. Учебник «Медицинская микробиология» под редакцией проф. Д.К. Новикова, проф. И.И. Генералова, 2003, стр. 159-166, 177-188.
3. «Практикум по медицинской микробиологии» С.А.Павлович, 1993, стр. 112-115, 145-150.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Продолжить протокол исследования слизи из зева (см. протокол в занятии №1).
2. Оценка результатов ПЦР на обнаружение emm гена М протеина стрептококка.
3. Конфокальная микроскопия возбудителей газовой гангрены.
4. Микроскопия и зарисовка в альбом демонстрационных мазков:
ПРЕПАРАТ №1 ПРЕПАРАТ №2
Streptococcus pneumoniae в органахClostridium tetani
окраска по Грамуокраска по Граму
ПРЕПАРАТ №3
Clostridium perfringens
в материале от больного
окраска по Граму
5. Постановка ИФА для определения цитотоксина C. difficile.
Реагенты
1) Иммуносорбент – планшет полистироловый с адсорбированными на внутренней поверхности лунок антителами к цитотоксину C. difficile.
2) Исследуемый материал (копрофильтрат).
3) Положительный контрольный образец (К+), содержащий цитотоксин, инактивированный.
4) Отрицательный контрольный образец (К–), не содержащий цитотоксин, инактивированный.
5) Поликлональные антитела к цитотоксину C. difficile из сыворотки крови кролика.
6) Конъюгат – антитела против глобулинов кролика, меченые пероксидазой хрена.
7) Субстратный буферный раствор, содержащий пероксид водорода.
8) Раствор хромогена тетраметилбензидина (ТМБ).
9) Стоп-реагент – раствор 2M серной кислоты.
Проведение анализа
1) Внесение в лунки исследуемых и контрольных образцов.
В лунки планшета, например, А-1 и А-2, В-1 и В-2, С-1 и С-2 и т.д внести по 100 мкл исследуемого материала.
Внесение контрольных образцов:
100 мкл (К–) в лунки А-11 и A-12;
100 мкл (К+) в лунки В-11 и В-12.
2) Добавление во все лунки по 50 мкл рабочего раствора поликлональных антител к цитотоксину C. difficile. Инкубация 60 мин при 37°С в термостате.
3) По окончании инкубации содержимое лунок тщательно аспирировать в сосуд с дезинфицирующим раствором.
4) Внести во все лунки по 100 мкл рабочего раствора конъюгата. Инкубировать в течение 30 мин при температуре 37°С.
5) По окончании второй инкубации удалить содержимое лунок и промыть планшет 5 раз.
6) Внести во все лунки по 100 мкл рабочего раствора хромогена тетраметилбензидина и инкубировать в темноте в течение 30 мин при температуре 18–25°С.
7) Внести во все лунки по 100 мкл стоп-реагента.
8) Измерить оптическую плотность на многоканальном фотометре при 450 нм с фоновой длиной волны 620–650 нм.