Править] Вклад в развитие отечественной педагогики

В классической статье «Вопросы жизни» рассмотрел фундаментальные проблемы российского воспитания. Показал нелепость сословного воспитания, разлад между школой и жизнью. Выдвинул в качестве главной цели воспитания формирование высоконравственной личности, готовой отрешиться от эгоистических устремлений ради блага общества. Считал, что для этого необходимо перестроить всю систему образования на основе принципах гуманизма и демократизма. Система образования, обеспечивающая развитие личности, должна строиться на научной основе, начиная от начальной и кончая высшей школой, и обеспечивать преемственность всех систем образования.

Педагогические взгляды: считал главной идею общечеловеческого воспитания, воспитание полезного стране гражданина; отмечал необходимость общественной подготовки к жизни высоконравственного человека с широким нравственно кругозором: «Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание»; воспитание и обучение должно быть на родном языке. «Презрение к родному языку позорит национальное чувство». Указывал, что основанием последующего профессионального образования должно быть широкое общее образование; предлагал привлечь к преподаванию в высшей школе крупных учёных, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами; боролся за общее светское образование; призывал уважать личность ребёнка; боролся за автономию высшей школы.

Критика сословного профессионального образования: выступал против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, против ранней преждевременной специализации детей; считал, что она тормозит нравственное воспитание детей, сужает их кругозор; осуждал произвол, казарменный режим в школах, бездумное отношение к детям.

Дидактические идеи: учителя должны отбросить старые догматические способы преподавания и применять новые методы; надо будить мысль учащихся, прививать навыки самостоятельной работы; учитель должен привлечь внимание и интерес учащегося к сообщаемому материалу; перевод из класса в класс должен проводиться по результатам годовой успеваемости; в переводных экзаменах есть элемент случайности и формализма.

Система народного образования по Н. И. Пирогову:

  1. Элементарная (начальная) школа (2 года), изучается арифметика, грамматика;
  2. Неполная средняя школа двух типов: классическая прогимназия (4 года, общеобразовательный характер); реальная прогимназия (4 года);
  3. Средняя школа двух типов: классическая гимназия (5 лет общеобразовательный характер: латинский, греческий, русские языки, литература, математика); реальная гимназия (3 года, прикладной характер: профессиональные предметы);
  4. Высшая школа: университеты высшие учебные заведения.[7]

Александр Алексеевич Бобров (30 мая (11 июня) 1850, Орёл — 26 ноября (9 декабря) 1904, Алупка) — отечественный хирург.

Разработал аппарат для подкожного или внутримышечного введения жидкости путём создания небольшого избыточного давления в градуированном сосуде с вводимой жидкостью нагнетанием в него воздуха. Им также предложена хирургическая операция при паховых грыжах, направленная на укрепление передней стенки пахового канала, заключающаяся в подшивании внутренней косой и поперечной мышц живота к паховой связке над семенным канатиком с последующим сшиванием краёв апоневроза наружной косой мышцы.

По его инициативе в Алупке был создан детский костнотуберкулёзный санаторий, ныне носящий его имя.

Ви́ктор Никола́евич Шевкуне́нко (17 (29) февраля 1872, Мезень, Архангельская губерния — 3 июля 1952, Ленинград) — генерал-лейтенант медицинской службы (1943), доктор медицины (1898), экстраординарный профессор (1912), академик АМН СССР (1944), заслуженный деятель науки РСФСР (1935), лауреат Сталинской премии (1943). Руководил кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова с 1912 по 1948 год.

После окончания Императорской Военно-медицинской академии в 1895 году (диплом с отличием и похвальный лист) оставлен для усовершенствования в госпитальной хирургической клинике профессора В. А. Ратимова.

В 1898 году защитил диссертацию на степень доктора медицины «Современное лечение косолапости». После заграничной командировки и нескольких лет работы в клинике занимался разработкой вопросов топографической анатомии и обоснований хирургической техники новых направлений в хирургии (нейрохирургии, урологии). Долгие годы (1912—1948) возглавлял кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии ВМА.

С 1948 года — профессор-консультант ВМА. Одновременно (1928—1941) заведовал кафедой оперативной хирургии Ленинградского ГИДУВа.

Накануне Октябрьской революции 1917 г. и во время Гражданской войны входил в состав управления Северного района Российского Общества Красного Креста. В годы Великой Отечественной войны был главным консультантом ГВСУ КА.

Научная деятельность В. Н. Шевкуненко посвящена вопросам типовой и возрастной анатомии человека. Практическим результатом учения В. Н. Шевкуненко стало обоснование ряда оперативных доступов к различным органам, разработанных им и его учениками с учетом типовых, половых и возрастных топографо- анатомических особенностей человека. Он установил существование крайних форм в строении органов и объяснил их происхождение с эволюционных позиций. В. Н. Шевкуненко и его ученики внесли большой вклад в изучение венозной и периферической нервной систем. Известны его работы по иннервации органов пищеварительной системы, ортопедии. Сталинскую премию первой степени получил за «Атлас периферической нервной и венозной систем».

В. Н. Шевкуненко один из основателей АМН СССР, член правления Всесоюзного научного общества анатомов, гистологов и эмбриологов, член правления Всесоюзного научного общества хирургов, почетный член Хирургического общества Пирогова.

Автор 50 научных трудов, в том числе первого отечественного капитального руководства по оперативной хирургии (в трех томах) и руководства по топографической анатомии, редактор раздела «Хирургия» 1-го издания БМЭ, заместитель главного редактора «Энциклопедического словаря военной медицины». Под его редакцией вышел «Краткий курс оперативной хирургии с топографической анатомией» (1951), переведённый на многие иностранные языки.

Научная деятельность В. Н. Шевкуненко и его школы, представителями которой являются А. В. Антелава, Ф. И. Валькер, П. А. Куприянов, М. С. Лисицин, А. В. Мельников, А. Н. Максименков, К. А. Григорович, Е. М. Маргорин, А. Ю. Сазон-Ярошевич и другие (всего 44 профессора), сыграли значительную роль в развитии топографической анатомии и оперативной хирургии в СССР.

Отмечая его вклад в развитие отечественной медицины, Совет Министров СССР учредил премию им. В. Н. Шевкуненко, присуждаемую президиумом АМН СССР за работу по топографической анатомии и оперативной хирургии.

Умер В. Н. Шевкуненко 3 июля 1952 года. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. 18 октября 1966 года на здании анатомического корпуса академии В. Н. Шевкуненко установлена мемориальная доска.

Никола́й Ни́лович Бурде́нко (22 мая (3 июня) 1876, село Каменка, Нижнеломовский уезд, Пензенская губерния — 11 ноября, 1946 год, Москва) — русский и советский хирург, организатор здравоохранения, основоположник российской нейрохирургии, главный хирург Красной Армии в 1937—1946 годы, академик АН СССР (1939 год), академик и первый президент АМН СССР (1944—1946), Герой Социалистического Труда (1943 год), генерал-полковник медицинской службы, участник русско-японской, Первой мировой, советско-финской и Великой Отечественной войн, лауреат Сталинской премии (1941). Член ВЦИК 16-го созыва. Депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов. Почётный член Лондонского королевского общества хирургов и Парижской академии хирургии.

Наши рекомендации