Основное содержание занятия. «Радость можно подарить взглядом».Ведущий задумывает качество, которое ему нравится в ребенке
«Радость можно подарить взглядом».Ведущий задумывает качество, которое ему нравится в ребенке. Затем внимательно смотрит ему в глаза, «передавая это чувство» (здесь очень важен контакт глаз). Ребенку необходимо догадаться, какое качество задумано. При этом ведущий поощряет помощь участников группы в отгадывании «хорошего качества» ребенка. Желательно, чтобы в роли водящего побывали все дети.
Работа со сказкой.Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.
Нужная вещь (Р. Иванова)
Садись поудобнее, и давай попробуем помечтать. О чем? Ну, например, о море. Ты любишь море? Вот и хорошо. Тогда закрой глаза и представь себе, что ты стоишь на палубе корабля. Ярко светит солнышко, и корабль едва покачивается на ласковых волнах. Морс сливается с небом тонкой полоской горизонта, и эта полоска манит тебя вдаль, к далеким неизведанным землям...
Представь себе, что однажды такой корабль плыл по океану к далеким островам. Ты ведь знаешь, что в дальний путь люди берут множество необходимых вещей. Все эти вещи они складывают в трюмы своих кораблей. И конечно, среди этих нужных вещей встречаются вещи ну совершенно ненужные! В трюме нашего корабля тоже лежало много всякой всячины. Были тут и ящики с запасами еды и одежды, спасательные круги, канаты, якорь с цепью, багор. А в самом темном углу трюма лежал старый мешок. Он лежал там так давно, что уже никто и не помнил, как он попал в трюм и что внутри него.
Долго плыл корабль, так долго, что вещи в трюме стали скучать. И вот однажды заговорил канат:
— Все мы тут нужны, а все-таки я нужнее всех. С моей помощью люди крепят паруса и управляют ими, а если корабль причалит к берегу, то с моей помощью его привяжут к причалу.
Тут подал голос багор:
— А что будут делать люди, если канат вдруг оборвется?Они возьмут меня, зацепят болтающийся конец каната и подтянут его к себе. А как без меня подтянуть корабль к берегу?Так что я нужнее.
В этот момент заворчал якорь:
А если корабль будет далеко от берега? Как без меня удержать корабль на месте?
Да что ты стоишь без меня? — зазвенела якорная цепь.— Ну, бросят тебя на дно. А как корабль будет стоять на месте? Я связываю тебя с кораблем, поэтому я важнее.
И нужные вещи спорили долго, но так и не смогли выяснить, кто из них важнее.
И только старый мешок молчал, лежа в своем темном углу. Ему нечем было похвастаться перед остальными, да и не любил он этого. Он долго слушал спорщиков, а потом не выдержал и вмешался:
— Как же вам не стыдно спорить?! Вы все нужны людям,без вас они не обойдутся.
Ах, какая это была ошибка! Изумленные вещи сначала замолчали, потом наперебой, разом набросились на бедный мешок.
— Ах ты, старый толстяк! Да ты нам просто завидуешь. Ведь сам-то ты давно никому не нужен.
И они долго насмехались над бедным мешком и даже забыли про свои раздоры.
А мешок еще глубже забился в свой темный угол и молча страдал: «Действительно, кому я нужен? Я такой старый и толстый, все про меня забыли, никто даже не помнит, что у меня внутри. Хоть бы меня вынули из трюма и выбросили куда-нибудь». Как же ему было обидно!
Так продолжалось много дней подряд. Каждое утро, едва проснувшись, вещи начинали смеяться над старым толстым мешком, а он страдал все больше и больше.
Но вот однажды на море разыгрался сильный шторм. Волны со страшной силой бились о борт корабля, так что вещи в трюме швыряло из стороны в сторону. Они не знали, что ветер отнес корабль к рифам, где ему грозила верная гибель, но чувствовали, что может случиться нечто ужасное. Вдруг корабль потряс сильный удар, и в днище корабля образовалась пробоина, через которую в трюм хлынула вода. Среди вещей началась паника. Они закричали: «Спасите! Помогите!» Но люди их не слышали, они боролись со штормом на палубе.
И тут снова подал голос старый мешок:
— Если мы не хотим утонуть, надо придумать, как спасти корабль.
Однако вещи снова набросились на него с насмешками: «Ах ты, старый толстяк! Ты снова пытаешься учить нас, таких умных и нужных?! Лежи в своем углу, да помалкивай». И мешок снова затих. А тем временем вода в трюме все прибывала.
И вдруг вещи разом прекратили свои насмешки. Они увидели, что мешок молча выполз из своего угла и направился к пробоине. Он подошел к ней и лег на дно трюма так, что полностью закрыл собой пробоину. И вода сразу же перестала поступать в трюм. А тут и люди, заметив, что в трюме пле щется вода, стали откачивать ее насосом. Вскоре в трюме стало сухо.
А мешок лежал на пробоине и думал: «Вот ведь как получилось. Выходит, и я на что-то гожусь. Я заткнул собой пробоину, не дал утонуть кораблю, погибнуть людям и нужным вещам». От этих мыслей все его существо наполнилось гордостью.
И тут мешок заметил, что все вещи в трюме притихли. Им стало стыдно за свои насмешки. А еще мешок услышал голоса людей: «Смотри-ка, да ведь это старый мешок заткнул собой пробоину и спас корабль от неминуемой гибели!» И на душе у мешка стало радостно.
А люди еще долго рассказывали всем удивительную историю о том, как толстый, всеми забытый мешок спас их корабль во время шторма.