Этапы проведения практического занятия. Тема 6. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения в ЦНС
Тема 6. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения в ЦНС
Мотивация изучения темы:Знание общих закономерностей, определяющих течение основных нервных процессов – возбуждения и торможения – позволяет понять сложные процессы проведения и преобразования информации в ЦНС, основу поведенческих реакций человека и животных, что необходимо в практической деятельности врача для оценки функционального состояния ЦНС и поведения больных.
Цели занятия:
Общая цель: Изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности « лечебное дело» ПК-6, ПК-12, ПК-16, ПК-32
Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«Знать» -особенности распространения возбуждения в ЦНС, свойства нервных центров;виды и механизмы центрального торможения; основные принципы координационной деятельности ЦНС.
«Уметь» -анализировать иобъяснить механизм преобразования процесса возбуждения в нервных центрах; привести примеры и объяснить особенности ответных реакций, связанных с взаимодействием возбуждения и торможения в центральной нервной системе
«Владеть»- анатомо-физиологическим понятийным аппаратом
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы
1. Строение центральной нервной системы. Серое и белое вещество. Ядра ЦНС. (кафедра анатомии человека, кафедра гистологии и эмбриологии)
2. Строение химического синапса. (кафедра анатомии человека, кафедра гистологии и эмбриологии)
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Вопросы для самоподготовки:
1. Понятие о нервном центре. Жёсткие и гибкие связи между нейронами.
2. Основные типы структуры нейронных сетей.
3 Механизм передачи возбуждения в центральных синапсах.
4. Медиаторы ЦНС.
5. Свойства центральных синапсов.
6. Свойства нервных центров: суммация, трансформация ритма, последействие, иррадиация, тонус, утомление, пластичность и др.
7.Значение процесса торможения в ЦНС. История изучения центрального торможения.
8. Виды и механизмы центрального торможения.
9. Взаимная индукция нервных процессов.
10.Основные принципы координационной деятельности ЦНС.
11. Функциональное значение и свойства доминанты.
Домашнее задание (задания для СРС во внеучебное время)
1. Дать определение нервного центра.
2. Перечислить основные свойства центральных синапсов..
3. Зарисовать схему строения основных типов нейронных сетей.
4.Зарисовать схему пре – постсинаптического торможения.
5. Перечислить свойства доминанты.
Вопросы для самоконтроля
1. Что понимают под явлением пространственной суммации?
2. Что понимают под явлением временной суммации?
3. Какие явления лежат в основе иррадиации возбуждения?
4. Какие механизмы обуславливают рефлекторное последействие?
5. Чем поддерживается тонус нервных центров?
6. Каков механизм посттетанической потенциации?
7.Чем обусловлены явления облегчения и окклюзии?
8. С какими структурами связано утомление нервных центров?
9.В каком направлении распространяется возбуждение в нервном центре?
10.Как меняется частота импульсов при прохождении через нервный центр?
11.С какими явлениями на мембране связано развитие ТПСП?
12. Перечислите тормозные медиаторы и тормозные нейроны.
13. Какое явление лежит в основе принципа общего конечного пути?
14..Какой принцип координации лежит в основе деятельности антагонистических центров?
15. Какой принцип координационной деятельности обеспечивает саморегуляцию функций?
16. Какие синапсы являются структурной основой пресинаптического торможения?
Этапы проведения практического занятия
№ п/п | Название этапа | Цель этапа | Время |
Вводная часть занятия | |||
Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие | 2 мин. | |
Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов | 3 мин | |
Основная часть занятия | 80-90% | ||
Контроль исходных знаний, умений и навыков. Опрос-беседа по контрольным вопросам | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков. Коррекция исходного уровня знаний | 30 мин | |
Задания на СРС в учебное время | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной работе | 5 мин. | |
Управляемая СРС в учебное время | Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия | 25 мин. | |
Оценка результатов СРС | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов | 5 мин. | |
Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка при решении ситуационных задач и тестового контроля | 15 мин | |
Заключительная часть занятия | 5-10% | ||
Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия | 3 мин. | |
Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время | Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер | 2 мин. |