МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ. «Лучевая диагностика других опухолевых заболеваний головного мозга и черепа».
ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:
«Лучевая диагностика других опухолевых заболеваний головного мозга и черепа».
Специальность: 31.08.54 «Рентгенология»
Автор: доцент, кандидат медицинских наук Н.Н. Ковтун
Тема занятия. «Лучевая диагностика других неопухолевых заболеваний головного мозга и черепа».
Цель занятия:
приобрести знания, умения и практические навыки по вопросам основных методов лучевой диагностика неопухолевых заболеваний головного мозга и черепа.
Результаты обучения по теме:
«Лучевая диагностика других неопухолевых заболеваний головного мозга и черепа».
результаты обучения | содержание результатов обучения | компетенции | средства оценивания и их количество |
знать | Рентгенологическую анатомию головного мозга. | УК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-10 | ü ответы на тестовые задания; ü решение профессиональных задач; ü оформление протоколов описания рентгенограмм |
Обзорные, аксиальные, фронтальные и сагиттальные проекции. | УК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-10 | ü ответы на тестовые задания; ü решение профессиональных задач; ü оформление протоколов описания рентгенограмм | |
Лучевую анатомию головного мозга. | УК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-10 | ü ответы на тестовые задания; ü решение профессиональных задач; ü оформление протоколов описания рентгенограмм | |
Основные методики исследования структуры головного мозга. | УК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-10 | ü ответы на тестовые задания; ü решение профессиональных задач; ü оформление протоколов описания рентгенограмм | |
уметь | Составлять рациональный план лучевого обследования пациента | УК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-10 | ü ответы на тестовые задания; ü решение профессиональных задач; ü оформление протоколов описания рентгенограмм |
Выполнять снимки исследуемой части тела (органа) в оптимальных проекциях (укладках) | УК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-10 | ü ответы на тестовые задания; ü решение профессиональных задач; ü оформление протоколов описания рентгенограмм | |
Составлять протоколы исследования с перечислением выявленных рентгеновских симптомов заболевания и формированием заключения о предполагаемом диагнозе с указанием, в нужных случаях, необходимых дополнительных исследований | УК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-10 | ü ответы на тестовые задания; ü решение профессиональных задач; ü оформление протоколов описания рентгенограмм | |
строить заключение лучевого исследования | УК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-10 | ü ответы на тестовые задания; ü решение профессиональных задач; ü оформление протоколов описания рентгенограмм | |
определять объем и последовательность необходимых лечебных мероприятий, в случае необходимости, оказывать реанимационную помощь | УК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-10 | ü ответы на тестовые задания; ü решение профессиональных задач; ü оформление протоколов описания рентгенограмм | |
определять специальные методы исследования, необходимые для уточнения диагноза, оценить по- лученные данные. | УК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-10 | ü ответы на тестовые задания; ü решение профессиональных задач; ü оформление протоколов описания рентгенограмм | |
определять необходимость в проведении исследований в рамках смежных дисциплин. | УК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-10 | ü ответы на тестовые задания; ü решение профессиональных задач; ü оформление протоколов описания рентгенограмм | |
обеспечивать радиационную безопасность пациента и персонала при проведении исследования | УК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-10 | ü ответы на тестовые задания; ü решение профессиональных задач; ü оформление протоколов описания рентгенограмм | |
владеть | выполнением рентгенологических исследований в объеме методик, требуемых соответственно клиническим задачам | УК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-10 | ü ответы на тестовые задания; ü решение профессиональных задач; ü оформление протоколов описания рентгенограмм |
стандартом оформления протокола о соответствующей исследованию дозовой нагрузке | УК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-10 | ü ответы на тестовые задания; ü решение профессиональных задач; ü оформление протоколов описания рентгенограмм | |
Навыками выполнения укладок, выбора режимов и трактовки полученных результатов следующих лучевых исследований: - рентгенологическое исследования костей черепа; - КТ костей черепа и головного мозга; - МРТ головного мозга; | УК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-10 | ü ответы на тестовые задания; ü решение профессиональных задач; ü оформление протоколов описания рентгенограмм | |
навыками оказания первой помощи при ранних осложнениях, связанных с рентгенологическими исследованиями | УК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-10 | ü ответы на тестовые задания; ü решение профессиональных задач; ü оформление протоколов описания рентгенограмм | |
протоколированием выполненного рентгенологического исследования | УК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-10 | ü ответы на тестовые задания; ü решение профессиональных задач; ü оформление протоколов описания рентгенограмм |
Мотивация темы занятия.
Неопухолевые заболевания головного мозга являются актуальной проблемой здравоохранения. По статистике, средний возраст, в котором начинает развиваться рассеянный склероз — от 20 до 40 лет, его распространенность - 50-100 случаев на 100 тыс. населения. В мире насчитывается более 2 млн. больных рассеянным склерозом, в России - около 200 тыс., в Петербурге, по разным данным, от 20 до 25 тыс. Болезнь Альцгеймера, как правило, обнаруживается у людей старше 65 лет, общемировая заболеваемость на 2008 год оценивалась в 26,6 млн. человек. Количество больных паркинсонизмом в популяции во всем мире на 100 000 человек в целом составляет 200-300 человек, и в основном это люди в возрасте от 40 до 70 лет. Численный показатель распространенности эпилепсии составляет 5-10 случаев болезни на 1000 населения. Эта цифра не включает в себя фебрильные судороги, которые встречаются у 5% детей, и однократные приступы. Распространенность эпилепсии в целом по всем возрастным группам составляет 5%. В связи с этим диагностика и мониторинг терапии данных заболеваний имеет в настоящее время чрезвычайно большое медицинское и социальное значение.
Теория занятия.
Хронокарта занятия.
Учебное время – 5,0 академических часа (225 минут)
№ | Содержание | Продолжительность (мин.) |
Решение тестовых заданий исходного уровня знаний | ||
Разбор теоретического материала занятия | ||
Посещение помещений ангиографических кабинетов. Посещение кабинетов РКТ, МРТ. | ||
Заслушивание рефератов по теме занятия | ||
Анализ ангиограмм, МРТ и КТ изображений по теме занятия. | ||
Оформление протоколов исследований. Обсуждение снимков протоколов с преподавателем. | ||
Подведение итогов, задание на следующее занятие (в том числе и на самостоятельную работу) |
Оборудование занятия:
ü методические рекомендации преподавателю;
ü методические указания ординаторам;
ü методические указания ординаторам по самостоятельной внеаудиторной работе;
ü комплект тестовых заданий исходного, текущего, промежуточного контроля и для итоговой государственной аттестации с эталонами ответов;
ü комплект профессиональных задач с эталонами ответов.
План занятия:
· Контроль исходного уровня знаний, необходимых для изучения данной темы.
· Разбор теоретического материала данного занятия, в том числе выделенного на самостоятельную работу студентов, и коррекция усвоенного материала.
· Заслушивание рефератов, подготовленных ординаторами по актуальным вопросам темы занятия, их обсуждение, дискуссия.
· Лучевая диагностика заболеваний демиелинизирующих заболеваний головного мозга.
· Лучевая диагностика дегенеративных заболеваний головного мозга.
· Лучевая диагностика воспалительных заболеваний головного мозга.
· Лучевая диагностика гидрофалии.
· Контроль полученных на данном занятии знаний, включая знание материала, выделенного на самостоятельную работу студентов по данной теме.
· Решение профессиональных задач по теме занятия.
1. Алгоритм разбора задачи.
1. Рассмотреть предложенные изображения рентгенологических исследований зоны интереса в соответствующих проекциях.
2. Перечислить и показать на изображениях все необходимые структуры.
2. Пример оформления задачи.
Больной Г., 20 лет, жалобы на онемения верхних конечностей, снижение остроты.
Вопросы:
1. Рассмотрите предложенные МРТ-изображения в соответствующих проекциях.
2. Сформулируйте протокол и заключение по выявленной патологии.
3. Напишите необходимые рекомендации.
Ответ:
В белом веществе лобных, теменных и височной долях, в проекции мозолистого тела, правой гемисферы и обеих средних ножках мозжечка при "нативном" исследовании выявлены супра- и инфратенториальные гиперинтенсивные по Т2 и Т2-flair очаги округлой, вытянутой и полигональной формы, размерами от 0,3 см до 0,7х1,1 см.
Очаги имеют как четкие контуры, так и с наличием перифокальной инфильтрации. По Т1 отмечается визуализация очаговых изменений в разной стадии трансформации (изо-, умеренно гипоинтенсивные). Масс-эффект от очагов отсутствует. Форма и размеры мозолистого тела без патологических изменений.
Заключение: МР картина демиелинизирующего заболевания головного мозга /более специфично для SD/.
· Контроль текущего уровня знаний по данной теме.
· Задание на следующее занятие с выделением материала для самостоятельной работы.
· Аудиторная самостоятельная работа. Алгоритм выполнения:
Ø Оформление рецептов по ситуационным задачам.
Ø Определение ориентировочных сроков временной нетрудоспособности при различных нозологиях по теме занятия.
Ø Составление алгоритма неотложной помощи на догоспитальном этапе при отеке легких.
Ø Анализ рентгенограмм и электрокардиограмм по теме занятия.
Ø Курация амбулаторного пациента. Оформление протокола курации.
Ø Обсуждение результатов курации амбулаторного пациента с преподавателем.
· Задание на следующее занятие с выделением материала для самостоятельной работы.
Тема занятия: «Опухоли головного мозга и черепа».
Контрольные вопросы:
1. Лучевая анатомия костей черепа и структур головного мозга.
2. Основные методики исследования черепа и структур головного мозга.
3. Лучевая диагностика внутримозговых опухолей.
4. Лучевая диагностика внемозговых интракраниальных опухолей.
1. Темы рефератов:
· Лучевая диагностика внутримозговых опухолей.
· Лучевая диагностика внемозговых интракраниальных опухолей.
Список литературы по теме занятия:
1.Атлас нормальной анатомии магнитно-резонансной и компьютерной томографии головного мозга. Учебное пособие /Байбаков С.Е., Власов Е.А. – СпецЛит, 2015.-2442.
2. Диагностическая нейрорадиология. /Корниенко В.Н., Пронин И.Н. – Андреева Т.М., 2014. – 688 с.
3. Нейрорадиология. Практическое руководство. / Трофимова Т.Н., Ананьева Н.И., Карпенко А.К., 2005. – 288с.
Приложение: