СХЕМЫ ПРОТОКОЛОВ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ. РАБОТА №1. Определение динамики болевого порога при механической стимуляции.

РАБОТА №1. Определение динамики болевого порога при механической стимуляции.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Убедиться в том, что изменение болевого порога определяется, в основном, взаимодействием ноцицептивной и антиноцицептивной систем.

ХОД РАБОТЫ: (Описание работы выдается на занятии)

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

начальный БП - ;

БП после 10-минутной болевой стимуляции –

ВЫВОД: (объяснить произошедшие изменения болевого порога с позиции взаимодействия ноцицептивной и антиноцицептивной систем).

РАБОТА №2. Функциональная система защитных функций полости рта (по В. П. Дегтярёву).

Схема функциональной системы защитных функций полости рта

(схема выдается на занятии)

ВЫВОД: (в выводе объяснить несколько причин особой роли боли в организации взаимодействия различных уров­ней защитных механизмов организма)

Подпись преподавателя: Дата:

ЗАНЯТИЕ № 3 (16)

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Дыхательная и коммуникативная функции. Взаимодействие органов челюстно-лицевой области с различными системами организма.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Особенности ротового и носового дыхания.

2. Речь, ее виды и функции.

3. Функциональная система, обеспечивающая формирование слова, речи.

4. Характеристика полезного результата и исполнительных структур в функциональной системе речеобразова­ния.

5. Характеристика органов (активные и пассивные), участвующих в звукообразовании.

6. Характеристика отделов речеобразования.

7. Понятие фонемы, фонации и артикуляции.

8. Механизм фонации.

9. Значение органов полости рта для фонации и речеобразования.

Дислалии, виды дислалий.

10. Роль мимики в коммуникативной функции.

11.Значение афферентации с рецепторов полости рта в формировании восходящих активирующих влияний на различные отделы центральной нервной системы.

12.Настройка деятельности различных отделов пищеварительного конвейера афферентными влияниями с рецепторов полости рта.

13.Роль рецепторов полости рта в проявлении специфически-динамического действия пищи.

14. Вкусовая сенсорная система как индикатор функционального состояния организма.

15. Вкусовое восприятие при различных видах целенаправленной деятельности.

16.Зависимость вкусовых ощущений от деятельности обонятельной, тактильной, температурной и др. сенсорных систем. Висцеролингвальные отношения (гастролингвальный рефлекс).

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

А. ОСНОВНАЯ

1. Нормальная физиология. Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов (под ред. Дегтярева В.П., Будылиной С.М.), М., Медицина, 2006, с. 399-436.

2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии / под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М., Изд. Центр «Академия», 2010, 336 с.

3. Физиология челюстно-лицевой области (под ред. С.М. Будылиной, В.П.Дегтярева). – М., «Медицина», 2001, с. 165-177, 178-186.

СХЕМЫ ПРОТОКОЛОВ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

РАБОТА № 1. Пневмография у человека при чтении вслух, жевании и глотании.

Пневмография – метод регистрации дыхательных движений грудной клетки, позволяющий определить продолжительность вдоха и выдоха, частоту и глубину дыхания. Характер пневмограммы различен при спокойном и «речевом» дыхании, а также во время пищеварительной функции: жевания и глотания.

Производство речи человеком осуществляется на выдохе. В зависимости от длительности гласных, их громкости, время производства речи может быть различным.

ДЛЯ РАБОТЫ НЕОБХОДИМЫ: BIOPAC, датчик изменения объёма грудной клетки, хлеб, орехи.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: сравнить пневмограммы при спокойном и речевом дыхании, жевании и глотании. убедиться в том, что внешнее дыхание по разному включается в речевую, жевательную и глотательную деятельности.

ХОД РАБОТЫ:(Описание работы выдается на занятии)

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

(Результат опыта представить в виде пневмограмм и таблицы)

а) Спокойное дыхание б) «речевое» дыхание

в) дыхание во время жевания г) дыхание во время глотания

Результаты анализа пневмограмм.

Данные пневмограммы Спокойное дыхание "Речевое" дыхание Дыхание при жевании хлеба Дыхание при глотании воды
Глубина вдоха        
Глубина выдоха        
Продолжительность вдоха        
Продолжительность выдоха        
Отношение продолжительности вдоха к продолжительности выдоха        

ВЫВОД:(указать отличия пневмограммы "речевого" дыхания от пневмограммы спокойного дыхания по глуби­не и продолжительности вдоха и выдоха; отметить особенности дыхания при жевании и глотании; обосновать, чем обусловлены выявленные различия).

Наши рекомендации