Организация санитарно-эпидемиологической службы. Перспективы развития. Функции, структура, основные метода работы центров государственного санэпиднадзора.
Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В соответствии с этим законом санитарно-эпидемиологическое благополучие населения представляет собой состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, и является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту РФ.
Управление по субъекту РФ в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции осуществляет:
• надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей;
• деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства РФ в области защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания;
• применение мер административного, ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных Рис. 20.1. Организационно-функциональная структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 20.3. Органы, осуществляющие государственный санитарно-... 315 на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства и прав потребителей;
• организацию проведения необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок по вопросам осуществления надзора в пределах своей компетенции;
• лицензирование деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, а также с использованием источников ионизирующего излучения;
• деятельность по государственной регистрации отдельных видов продукции в соответствии с предоставленными полномочиями;
• санитарно-карантинный надзор (контроль) в пунктах про- пуска через Государственную границу РФ в целях предупреждения завоза и распространения карантинных и других инфекционных заболеваний, потенциально опасных для населения товаров и грузов, а также ввоза и реализации на территории Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, от- ходов и иных грузов, представляющих опасность для человека;
• организацию проведения мероприятий по установлению и устранению причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека.
Для оценки эффективности проводимых мероприятий применяются:
Социально-гигиенический мониторинг – государственная система наблюдения, анализа и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека.
Показатели среды обитания человека: • биологические (бактериальные, паразитарные);
• химические, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду;
• физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и иные излучения);
• социальные (структура и качество питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха);
• природно-климатические факторы.20.3. Органы, осуществляющие государственный санитарно-... 317 Показатели здоровья населения:
• медико-демографические;
• заболеваемость;
• физическое здоровье.
Для обеспечения деятельности Управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ созданы Федеральные государственные учреждения здравоохранения (ФГУЗ) «Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ»
Основными задачами «Центров гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ» являются: • необходимые для осуществления государственного сани- тарно-эпидемиологического контроля и надзора исследования, испытания, измерения, экспертизы и иные виды оценок; • государственный учет инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, других заболеваний и отравлений, связанных с воздействием неблагоприятных фак- торов среды обитания человека; • социально-гигиенический мониторинг, оценка риска воз- действия вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека; • статистическое наблюдение в области обеспечения сани- тарно-эпидемиологического благополучия населения, сфере защиты прав потребителей, контроля за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров; ведение учета и отчетности. За нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законом РФ «О защите прав потребителей» устанавливается дисциплинарная, гражданско- правовая, административная и уголовная ответственность.