Ш. Учебно-материальное обеспечение

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

на практическое занятие

по учебной дисциплине «Гистология,эмбриология, цитология»

Тема:«Дыхательная система» (занятие 16)

Составила:

Старший преподаватель________ В. П. Костюченко

Томск – 2012

I. Учебные цели

При самостоятельной подготовке к занятию и на предстоящем занятии студенты должны изучить общие принципы организации дыхательной системы, особенности функционирования, классификацию и взаимосвязь её компонентов, развитие, строение, функцию трахеи, бронхов, респираторных отделов, особенности строения клеток альвеолярного эпителия, структуры аэрогематического барьера, кровоснабжение и регенерацию. Полученные знания необходимы для понимания физиологических и патологических процессов, протекающих в дыхательных органах, с целью дальнейшего использования их в практике врача. Оценке «отлично» соответствует всестороннее и глубокое знание программного материала, основной и дополнительной литературы, рекомендованной Рабочей программой по дисциплине, материала лекции, творческий подход к пониманию, изложению и применению учебно-программного материала. Оценка «хорошо» соответствует полному знанию программного материала, усвоению основной литературы, при самостоятельном пополнении и обновлении знаний. Оценка «удовлетворительно» соответствует уровню достаточного знания основного учебно-программного материала по теме данного практического занятия, при знакомстве с основной литературой по программе курса, допущении погрешности в ответе при устном разборе материала, но обладании необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя. Оценке «неудовлетворительно» соответствуют пробелы в знании основного учебно-программного материала и отсутствие возможности продолжить обучение без дополнительных занятий.

В результате изучения темы необходимо получить представление об анатомических отделах, топографии, развитии и строении дыхательных органов: трахеи, бронхов, легочных ацинусов. Необходимо уметь идентифицироватьна гистологическом препарате трахеи: слизистую оболочку, в ней эпителий, собственную пластинку, подслизистую основу и в ней – железы, фиброзно-хрящевую оболочку и адвентициальную. На препарате легкого необходимо различать бронхи крупного, среднего и мелкого кулибра, в них оболочки, железы и хрящевые структуры: пластинки и островки, в мелких бронхах и бронхиолах обратить внимание на эпителий и развитие мышечной пластинки слизистой оболочки, уметь выделить компоненты ацинуса: респираторные бронхиолы, альвеолярные ходы и альвеолы, межальвеолярные перегородки и в них: кровеносные сосуды и лимфоузелки. Надо знать морфофункциональную характеристику дыхательной системы, классификацию и место компонентов в системе, характерные морфологические признаки дыхательных органов, их классификацию, клеточный состав эпителия дыхательных путей, строение легочного ацинуса. Уметь применять полученные знания для решения типовых ситуационных задач и использовать их при работе с литературой.

II. Учебные вопросы

1. Общая морфофункциональная характеристика дыхательной системы.

2. Развитие дыхательной системы.

3. Эпителиальные клетки слизистой оболочки воздухоносных путей, их ультраструктура и функции, регенерация.

4. Трахея, строение стенки, оболочки, их тканевой состав, строение эпителия: ультраструктура и функция клеток.

5. Бронхи: классификация, функция, строение оболочек, сравнительная характеристика бронхов крупного, среднего и мелкого калибров, особенности строения мелких бронхов, терминальные бронхиолы.

6. Респираторный отдел, его компоненты: бронхиолы и альвеолы, характеристика альвеолярного эпителия, аэро-гематический барьер, понятие сурфактанта, межальвеолярные перегородки.

7. Кровоснабжение в легком, иннервация.

8. Возрастные изменения.

Ш. Учебно-материальное обеспечение

Основная литература:

1. Гистология [Текст]: учебник / Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; ред.: Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 2001.- 744 с.

2. Кузнецов, С. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / С. Л. Кузнецов, Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : МИА, 2006. - 376 с.

Дополнительная литература:

1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов [Текст] : учебное пособие для студентов медицинских вузов / В. Г. Елисеев, Ю. И. Афанасьев, Е. Ф. Котовский, А. Н. Яцковский. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 2004. - 448 с.

2. Гистология, цитология и эмбриология [Текст]: учебник / Ю. И. Афанасьев, С. Л. Кузнецов, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; ред.: Ю. И. Афанасьев, С. Л. Кузнецов, Н. А. Юрина.- 6-е изд. перераб. и доп.- М.: Медицина, 2006.- 768 с.

3. Гистология, эмбриология, цитология [Текст]: учебник для медицинских вузов / ред. Э. Г. Улумбеков, Ю. А. Челышев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 408 с.

4. Гистология. Атлас для практических занятий [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н. В. Бойчук, Р. Р. Исламов, С. Л. Кузнецов, Ю. А. Челышев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с.

5. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / ред.: С. Л. Кузнецов и др.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 288 с.

6. Костюченко, В. П. Органы пищеварительной системы [Текст]: учебное пособие / В. П. Костюченко, А. В. Герасимов, С. В. Логвинов; Сибирский медицинский университет (Томск).- Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2009.- 147 с.

7. Кузнецов, С. Л. Лекции по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / С. Л. Кузнецов, М. К. Пугачёв.- М.: Медицинское информационное агентство, 2004.- 432 с.

8. Малиновская, И. С. Руководство к практическим занятиям по теме «Гистофизиология органов чувств» [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов / И. С. Малиновская, С. В. Логвинов; Сибирский медицинский университет (Томск).- Томск: б.и., 2004.- 94 с.

9. Тестовые задания по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие / Сибирский медицинский университет (Томск); Сост. С. В. Логвинов, Сост. А. В. Герасимов.- Томск: б.и., 2000.- 141 с.

2.Материальное обеспечение:а)наглядные пособия:

Таблицы: «Трахея» (№ 242), «Эпителиальные клетки слизистой оболочки возухоносных путей» (№ 243), «Легкое» (№ 244).

Схемы: «Схема ацинуса» (№ 245), «Эпителиальные клетки слизистой оболочки возухоносных путей» (№ 243).

Рисунки: «Трахея», окраска гематоксилином и эозином; «Легкое», окраска гематоксилином и эозином; «Схема ацинуса», «Схема эпителия воздухоносных путей», «Схема аэрогематического барьера».

б) микроскопы, в) мультимедийный проэктор, компьютер.

Наши рекомендации