Самостоятельная работа № 1. Тема «Темперамент» Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения
Тема «Темперамент»
- Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.
- Согласно учению Павлова индивидуальные особенности поведения, динамика психической деятельности зависит от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой индивидуальных различий считают различные проявления, связь и соотношения нервных процессов – возбуждения и торможения.
- Типы темперамента:
· Сангвинический темперамент. Представитель этого типа – живой, любознательный, подвижный, без резких и порывистых движений ученик. Как правило, весел и жизнерадостен, эмоционально неустойчив, легко поддается чувствам, но они обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи, очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелателен, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения. Если учебный материал интересен, вызывает у него эмоциональный отклик, то ребенок быстро усваивает новое, быстро соображает, запоминает, легко переключает внимание. При правильном воспитании сангвиника отличает высокоразвитое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение к учебной работе, труду и общественной жизни. А при неправильном воспитании – проявляется легкомысленное, беззаботное и беспечное отношение к делу, разбросанность, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьезное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей.
· Флегматический темперамент. Представитель этого типа – медлителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство, склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводит начатое дело до конца. Медлительность мешает ему в учебной деятельности, особенно там, глее требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать. А если запоминает, то надолго, основательно и прочно. В отношения с людьми всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение устойчивое. Флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, уклоняется от ссор. При правильном воспитании легко формируются : усидчивость, деловитость, настойчивость. А при неблагоприятных обстоятельствах могут развиться вялость, инертность, пассивность, лень, безразличное отношение к труду, окружающей жизни, людям и даже к самому себе.
· Холерический темперамент. Представители этого типа отличаются быстротой движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Неуравновешенность ярко сказывается на его деятельности: он с увлечением и даже страстью берется за дело, проявляет инициативу, работает с подъемом. Холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную несдержанность в общении с людьми и на этой почве порой создает конфликтные ситуации в коллективе.
· Меланхолический темперамент. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. В неблагоприятных условиях могут развиться болезненная ранимость, подавленность, мрачность, мнительность, скрытность, пессимизм. Но в благоприятных условия обнаруживаются ценнейшие качества: впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность, острая восприимчивость в искусстве, отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью.
3.Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем большей или меньшей общественной ценности личности, не определяет ее возможности. Люди самого различного темперамента могут добиться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности.
Практическая работа № 1