Обучающие ситуационные задачи по теме
Задача№1
Больной 19 лет. Студент вуза, жалуется на тошноту, рвоту, схваткообразные боли в подложечной области и по всему животу. Дважды был жидкий стул. Температура 37,2°С.Чувствует слабость.
Заболел остро. Накануне вечером был в гостях, где ел жареное мясо с острыми приправами, пирожные с кремом, пил сладкие газированные напитки.
Ранее подобных явлений не было, какими-либо другими заболеваниями не болел.
А) Какие жалобы являются основными?
Б) Какие жалобы можно отнести к жалобам общего характера?
В) Каковы предполагаемая локализация и вероятный характер патологического процесса у больного? Обоснуйте ваше предположение.
Задача №2
Больной 50лет, фермер, жалуется на приступы удушья по ночам. Вне приступов чувствует себя здоровым.
Считает, что заболел год назад, когда впервые ночью внезапно испытал чувство нехватки воздуха. В дальнейшем приступы стали повторяться с возрастающей частотой. Обратил внимание, что приступы, бывают, когда спит на пуховой перине. При перемене места сна становится легче.
Из анамнеза жизни: рос и развивался нормально. Заболеваний в детстве не помнит. Травм, операций не было. С 28 лет занимается сельским хозяйством. Условия быта хорошие. Вредные привычки отрицает. Мать больного страдает бронхиальной астмой.
Аллеогологический анамнез: аллергия на мед, укусы пчел (зуд, ощущение жара, слабость, недомогание, чиханье, заложенность и обильное водянистое отделяемое из носа, затруднение дыхания, особенно при работе в поле).
А) Какова предполагаемая природа заболевания? Обоснуйте ваше предположение.
Б) Какие важные сведения аллергологического анамнеза, кроме приведенных в условии задачи, необходимо выяснить у больного?
В) К какому специалисту необходимо направить больного на консультацию?
Эталоны ответов
№1
А) Тошнота, рвота, боли в животе, понос.
Б) Слабость, повышение температуры.
В) Острый воспалительный процесс в желудке и кишечнике. Обоснование: внезапное начало заболевания, отсутствие каких-либо жалоб со стороны поражения ЖКТ (тошнота, рвота, боли в животе, понос), связь с приемом пищи раздражающего действия.
№2
А) Заболевание, предположительно, аллергической природы, так как у больного неблагоприятный аллергологический анамнез, отягощенная по аллергии наследственность, больной отмечает появление симптомов заболевания при контакте с определенными агентами (предполагаемыми агентами).
Б) Сведения об аллергической реакции на лекарственные препараты.
В) Необходима консультация аллерголога.
Тестовые вопросы для самоконтроля подготовки к занятию
1. Расспрос больного – это метод исследования
а) физикальный;
б) субъективный;
в) объективный;
г) дополнительный.
2. Расспрос больного считается методом исследования:
а) устаревшим;
б) несущественным;
в) обязательным;
г) необязательным.
3. В схему расспроса больного не включается:
а) сбор паспортных данных;
б) история жизни;
в) аллергологический анамнез;
г) оценка состояния сознания.
4. При сборе общих сведений о больном не выясняют:
а) возраст;
б) национальность;
в) место жительства;
г) место рождения.
5. К жалобам общего характера относится:
а) тошнота;
б) плохое самочувствие;
в) кашель.
г) боль в груди;
6. Anamnesis morbid включает выяснение:
а) основных жалоб;
б) дополнительных жалоб;
в) условий труда и быта;
г) динамика развития заболевания.
7. В анамнез жизни не входят сведения о:
а) перенесенных детских заболеваниях;
б) травмах, операциях;
в) датах госпитализаций по поводу настоящего заболевания;
г) хронических заболеваниях у родственников.
8. К вредным привычкам не относятся:
а) компьютерная зависимость;
б) частые простуды;
в) беспорядочные половые связи;
г) гиподинамия.
Выполните задания:
1. Расположите сведения, выясняемые при расспросе больного, в правильной последовательности:
а) история заболевания;
б) жалобы;
в) история жизни;
г) общие сведения.
2. Укажите правильную последовательность выяснения анамнеза жизни:
а) наследственность;
б) развитие в детстве;
в) вредные привычки;
г) перенесенные заболевания;
д) трудовой анамнез;
е) бытовые условия;
ж) характер питания;
з) аллергологический анамнез.
Ответы 1- б; 2- в; 3-г; 4- г; 5- б; 6-г; 7- в; 8-б.
1 = г, б, а, в.
2 – б, г, д, е, ж, в, а, з
Рекомендованная литература: обязательная, дополнительная, блок информации разработанной на кафедре
Основная литература:
1.Лекционный материал.
2.Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с.
Дополнительная литература:
1.Атлас. Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Регинова И.М., перевод с английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с.
2.Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с.
3. Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтера; 2007, 569 с.
4.Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М.: МЕДпресс-информ; 2004, 304 с.
5.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) “Лечебное дело”. В 2-х частях. Москва. 2006.
6.Руководство по клиническому обследованию больного. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Баранова, И.Н. Денисова, В.Т. Ивашкина, Н.А. Мухина.- М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2007.- 648 с.
7.Чучалин А.Г. Основы клинической диагностики. Изд. 2-е, перераб. и доп. / А.Г. Чучалин, Е.В. Бобков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 584 с.
5 Работа на занятии:
5.1. План занятий
-Организационные вопросы – 2 мин.
-Проверка исходного уровня знаний – 10 мин.
- Коррекция исходного уровня знаний – 3 мин.
- Опрос студентов с использованием контрольных вопросов – 15 мин.
- Преподаватель осматривает область сердца и прилежащих к нему области на студенте или больном без патологии со стороны сердечно-сосудистой системы - 5 мин.
- Преподаватель демонстрирует больного с заболеванием сердечно-сосудистой системы - 10 мин.
- Самостоятельная работа студентов в учебной комнате и в палате - 30 мин.
- Итоговый контроль – тестирование – 10 мин.
5.2. Место проведения занятия
Учебная комната и палата
5.3.Оснащение и время проведения занятий
· тематические больные
· стетоскоп
· УИРС
· список вопросов для проверки исходных знаний студентов
· список тестовых вопросов, ситуационных задач
· таблицы
· схемы
· лекционный материал в электронном варианте
5.4. Форма отчетности (заключение, доклад студента, тестирование)
- устный ответ студента при опросе, оцениваемый преподавателем
- результаты тестирования
- результат решения ситуационных задач
- результаты исследования сердечно-сосудистой системы пациента
Методическая разработка для студентов 3 курса лечебного факультета (семестр 5) составлена Зориной Г.А