Материалы доаудиторной самостоятельной подготовки

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ОФТАЛЬМОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по дисциплине «Офтальмология»

для студентов 4 курса медицинского и международного факультетов

Практическое занятие № 1 «Анатомо-функциональные особенности органа зрения. Методы исследования».

Практическое занятие обсуждено на методическом совещании кафедры

« 26 » августа 2015 г.

Протокол № 1

Зав. кафедрой проф. Венгер Л.В.

ОДЕССА – 2015 г.

Тема практического занятия:

"Анатомо-функциональные особенности органа зрения. Методы исследования»– 2 часа.

1. Актуальность темы:

При помощи органа зрения человек получает 95 % информации об окружающем мире. Знание анатомии органа зрения необходимо для дальнейшего изучения офтальмологии, для всех этапов постановки диагноза офтальмологическим больным.

Знание анатомии зрительного анализатора важно для любого специалиста, так как облегчает диагностику заболеваний, помогая предвидеть пути распространения патологического процесса, его динамику и прогноз.

Необходимым условием для постановки правильного диагноза заболеваний глаз, а также поражений органа зрения при общих заболеваниях, является умение проводить полноценное обследование больного, которое, в частности, включает детальное исследование переднего и заднего отделов глазного яблока. Существует значительное количество методов исследования, с помощью которых можно получить объективную информацию о состоянии органа зрения. Существенное значение имеет наличие у врача не только необходимых знаний симптомов глазных болезней, но и обладание практическими навыками по обследованию больных с патологией органа зрения.

2. Целые занятия:

2.1. Общие цели:

Ознакомится с общим строением зрительного анализатора, его значением в функционировании организма, анатомическими предпосылками возникновения патологических процессов органа зрения, возрастными особенностями строения глазного яблока.

Ознакомиться с оборудованием, которое используется при обследовании глаз, порядком офтальмологического обследования больных, условиями проведения офтальмологического обследования (организация места обследования, условия освещения и т.п.) важностью, для профессиональной деятельности врачей разного профиля, знаний сопутствующих изменений органа зрения при общесоматической патологии.

2.2. Воспитательные цели:

Ознакомиться с вкладом отечественных ученых в изучение особенностей строения глазного яблока. Уметь объяснить больному необходимость своевременного офтальмологического обследования, установить необходимый контакт с больным, провести обследование глазного яблока грамотно и корректно.

2.3. Конкретные цели:

Знать:

- строение орбиты;

- сосуды и нервы, которые проходят сквозь отверстия и щели орбиты;

- глазодвигательные мышцы, механизм их действия и особенности иннервации;

- строение оболочек глазного яблока;

- отделы зрительного пути, локализацию подкорковых и корковых центров зрительного анализатора;

- порядок обследования глаз;

- методы исследования переднего отдела глаза;

- методы исследования внутренних сред глазного яблока;

- методы исследования глазного дна;

- особенности обследования глаз у детей разного возраста;

- принцип работы микроскопа со щелевым освещением;

- характеристику анатомических структур здорового глазу;

- характеристику прямой и обратной офтальмоскопии.

2.4. На основе теоретических знаний по теме:

Уметь:

- проводить анализ особенностей строения и функций оболочек глазного яблока, строения и функции преломляющих сред глаза, придаточного аппарата глаза;

- анализировать анатомические предпосылки осложнений воспали-тельных и травматических поражений орбиты;

- показать на муляжах и таблицах анатомические особенности строения органа зрения;

- научиться исследовать на изолированных глазах животных особенности анатомического строения глаза;

- исследовать в клинических условиях анатомические особенности глаза (по данным ультразвукового исследования) и проводить анализ полученных данных;

- изучить конъюнктиву век, переходных складок, склеру, роговицу методом бокового освещения;

- изучить среды глазного яблока с помощью офтальмоскопа в условиях проходного света;

- проводить осмотр переднего отдела глаза с помощью бинокулярной лупы;

- исследовать передний отдел глаза и хрусталик методом био-микроскопии;

- проводить прямую и обратную офтальмоскопию;

- интерпретировать картину глазного дна;

- исследовать реакцию зрачков на свет и конвергенцию.

Материалы доаудиторной самостоятельной подготовки

(междисциплинарная интеграция).

Дисциплины Знать Уметь
1.Предыдущие Физика   Анатомия       Как вычисляется фокус-ное расстояние прелом-ляющих линз?   Строение черепа, крово-снабжение и особен-ности иннервации тка-ней орбиты.   Определить фокусное расстоя-ние линз 3,0Д, 13,0Д и 20,0Д     Назвать черепно-мозговые нервы, показать на муляже отделы лицевого черепа, черепные ямки, область турец-кого седла, канал зрительного нерва и придаточные пазухи носа.
Гистология   Особенности строения и функций эпителия, эндотелия, соединитель-ной ткани, клеточного строения сетчатки. Назвать особенности строения роговицы, хрусталика, радуж-ки, сосудистой оболочки, сет-чатки и др.
Нормальная физиология Функцию отдельных структур глазного яб-лока и в целом органа зрения. Назвать основные функции роговицы, хрусталика, радуж-ки, цилиарного тела, сетчатки.
2.Внутрипредмет-ная интеграция Нервные болезни Ход зрительного анали-затора. Назвать отделы зрительного анализатора и ее топографию.
Отолярингология   Синусити Показать придаточные пазухи, понимать взаимоотношения между заболеваниями пазух носа и органа зрения.
3. Последующие дисциплины. Стоматология     Эндокринология   Возможные осложнения воспалительных заболе-ваний ротовой полости со стороны органа зрения.     Знать офтальмологичес-кие проявления эндокри-нных заболеваний. Оценить причины воспали-тельных заболеваний органа зрения со стороны ротовой полости, исходя из особенностей строения и кровоснабжения лицевого че-репа. Назвать основные офтальмо-логические симптомы эндо-кринных заболеваний.

4. Содержание темы занятия:

Глазное яблоко состоит из трех оболочек, каждый элемент которого выполняет определенную функцию.

Основная функция фиброзной оболочки - защитная, кроме этого роговица принимает участие в преломлении света. Функция сосудистой оболочки – трофическая, дополнительно радужка за счет изменения диаметра зрачка регулирует количество световых лучей, которые попадают на сетчатку. Внутриглазная жидкость вырабатывается цилиарным телом и, благодаря наличию мышечных волокон, принимает непосредственное участие в аккомодации (аккомодация – способность глаза хорошо видеть на разном расстоянии). Хориоидеа обеспечивает процесс обновления зрительного пурпура, необходимого для зрения.

Сетчатка играет роль периферического рецепторного отдела зрительного анализатора, придаточный аппарат глаза (веки, слезные органы, конъюнктива, а также орбита) защищает глазное яблоко от внешнего влияния. Подвижность глазного яблока обеспечивают 2 косые и 4 прямые мышцы.

Кровоснабжение глазного яблока осуществляется ветвями а.ophthalmica. От нее отходят a. centrais retinal, a. nervi optici , aa. cilliaris posteriores longae et breves, aa. musculares, которые осуществляют кровоснабжение глазного яблока, а также a. Lacrimalis, a. Supraorbitalis, a. Frontalis, a. dorsais nasi, a. Ethmoidalis, aa. Palpebralis superior et inferior, которые осуществляют кровоснабжение придаточного аппарата глаза.

Венозную кровь собирает v. ophthalmica superior et inferior.

Иннервацию глаза осуществляют - 2 чувствительных (n. opticus, n. Tri-geminus), 4 двигательных (nn. abducens, oculomotorrius, trochlearis, ramus oph-thalmicus n. Trigemini) и 2 вегетативных (nn. sympathicus et v. Parasympathi-cus).

Обследование переднего отдела глаза начинают с внешнего осмотра в условиях естественного или искусственного освещения. Далее для обследования конъюнктивы, склеры, роговицы, участка лимба, передней камеры, радужки применяют метод бокового фокального освещения (простого и комбинированного), с использованием бинокулярной лупы. Для обследования хрусталика, стекловидного тела применяют метод проходящего света, для чего используют зеркальный офтальмоскоп. Офтальмоскопия (метод исследования глазного дна) бывает обратной – с помощью зеркального офтальмоскопа и лупы +13,0Д, и прямой – с использованием электроофтальмоскопа.

Существует метод биомикроскопии, для которого используют микроскоп с щелевым освещением. Этот метод дает возможность детально рассмотреть передний отдел глаза, хрусталик, передние отделы стекловидного тела, а при применении специальных оптических линз и глазное дно.

В норме конъюнктива - бледно-розовая, гладкая, блестящая, без патологических выделений.

Роговица - гладкая, блестящая, зеркальная, сферическая, прозрачная, бессосудистая.

Лимб - ширина 1 мм, гиперемии не наблюдается.

Склера - белая, гладкая, без рубцов и стафилом.

Передняя камера - средней глубины, равномерная, влага прозрачная.

Хрусталик – прозрачный, без изменения расположения.

Радужка – без изменения цвета. Зрачок в центре (диаметр 2-3 мм), круглый, просвет зрачка черного цвета. Прямая и содружественная реакция на свет и конвергенция живые.

Стекловидное тело - прозрачное.

Глазное дно - диск зрительного нерва розовый, границы четкие. Артерии уже вен. Артериовенозный индекс = 2:3. Очагов патологических изменений, кровоизлияний нет.

Наши рекомендации