Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Кафедра пропедевтики внутренних болезней, лучевой диагностики

Методические указания для студентов 3 курса

Специальности лечебное дело

к практическому занятию

по дисциплине пропедевтика внутренних болезней

Тема: Синдромы при заболеваниях пищевода, желудка и 12-перстной кишки.

Цель занятия: Изучение особенностей клинико-лабораторного и инструментального

методов исследования больных с заболеваниями пищевода, желудка, 12-перстной кишки.

Задачи:научиться выявлять основные синдромы при заболеваниях пищевода, желудка и 12-перстной кишки на основании клинико-лабораторных и инструментальных методов исследования больных.

Студент должен знать:

1) до изучения темы (базисные знания):

1. Пищеварение в ротовой полости.

2. Состав и свойства желудочного сока Железы желудка, вырабатывающие сок.

3. Регуляция желудочной секреции.

4. Нарушение функций пищевода.

5. Нарушение пищеварения в желудке (нарушения резервной, секреторной, двигательной, всасывательной и выделительной функций желудка).

6. Перечислить болезни пищевода и объяснить их сущность.

7. Перечислить заболевания желудка, объяснить их сущность, патогенез.

8. Назвать виды гастрита, осложнения язвенной болезни

2) после изучения темы:

1.Порядок сбора жалоб и анамнеза у больных с заболеваниями пищевода, желудка, 12-перстной кишки. Виды дисфагии, различия органического и функционального сужения пищевода. Особенности болевого синдрома при заболеваниях желудка и 12-перстной кишки.

2.Технику проведения пальпации живота, перкуссии желудка.

3.Основные синдромы при заболеваниях пищевода, желудка и 12-перстной кишки.

4.Особенности клинико-лабораторного и инструментального обследования больных с заболеваниями пищевода, желудка и 12-перстной кишки.

5. Лучевые методы диагностики при изученных синдромах.

6. Симптоматологию хронического гастрита, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

Студент должен уметь:

1.Провести физикальное обследование больного с заболеваниями желудка, пищевода и ДПК (расспрос, осмотр живота, поверхностную пальпацию живота, глубокую пальпацию желудка, привратника, перкуссию желудка)

2.На основании сбора жалоб, объективного исследования больных выделить синдромы при заболеваниях желудка, пищевода, ДПК. Поставить предварительный диагноз.

3. Составить план обследования больного, определить лучевой метод и предполагаемые результаты( симптомы «ниши» и «дефекта наполнения»), план лечения.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль.

Решите тестовые задания:

1. Для органической дисфагии пищевода характерны:

1) боли постоянного характера

2) боли непостоянные

3) чувство полноты, распирания после еды

4) отсутствие нарушение глотания

5) нарушение глотания

6) фонтановидная рвота с примесью непереваренной пищи без соляной кислоты

Варианты ответов

1) 2, 3, 4, 6

2) 1, 3, 4, 6

3) 2, 3, 5, 6

4) 1, 3, 5, 6

5) 2, 3, 5, 6

2. Для функциональной дисфагии пищевода характерны:

1) поперхивание во время еды, нарушение глотания жидкой пищей, рвота небольшим количеством пищи без примеси соляной кислоты

2) нарушение глотания жидкой пищей, фонтановидная рвота с примесью непереваренной пищи без соляной кислоты

3) нарушение глотания жидкой пищей, чувство полноты, распирания после еды

4) отсутствие нарушение глотания, рвота большим количеством пищи без примеси соляной кислоты

5) отсутствие нарушение глотания, фонтановидная рвота с примесью непереваренной пищи без соляной кислоты

3. Установите соответствии между заболеванием и характерными изменениями языка:

Заболевания Изменения языка
1) язвенная болезнь желудка (без сопутствующего гастрита) 2) хронический гастрит с сохраненной секрецией   а) язык обложен белым налетом б) сухой язык (язык «как щетка») в) влажный розовый язык г) «географический» язык д) гладкий полированный язык с атрофией сосочков

Варианты ответов:

1) 1-а,2-в

2) 1-б, 2-д

3) 1-в, 2-а

4) 1-г, 2-г

5) 1-д 2-б

4. К синдромам поражения желудка относятся:

1) синдром цитолиза

2) сидром ацидизма

3) синдром мальдигестии

4) демпинг синдром

5) синдром амилореи

Варианты ответов:

1) 1, 2, 3

2) 2, 4

3) 1, 3

4) 1, 3, 5

5) 1

5.Наиболее доказательным методом для диагностики хронического гастрита является:

1) гистологическое исследование биоптата слизистой оболочки

2) эндоскопическое исследование

3) рентгенологическое исследование

4) все верно

5) все неверно

6.Снижение аппетита, отрыжка тухлым, тошнота, распирающие боли в эпигастрии характерны для:

1) гастрита с секреторной недостаточностью

2) гиперацидного гастрита

3) язвенной болезни двенадцатиперсной кишки

4) верно 2 и 3

5) все вышеперечисленное верно

7. Для язвенной болезни двенадцатиперстной кишки характерны боли:

1) возникающие во время еды

2) возникающие после приема пищи

3) возникающие натощак

8. Симптом Менделя наиболее характерен для:

1) воспаления (раздражение) брюшины

2) перивисцерита желудка при язвенной болезни желудка

3) острого воспаления желчного пузыря

4) 1 и 3

5) все вышеперечисленное верно

9. Назовите осложнение язвенной болезни в следующей клинической ситуации: больной, длительно страдающий язвенной болезнью с локализацией язвы в желудке, обратился с жалобами на слабость, тошноту, потерю аппетита, постоянные боли в эпигастральной области, похудание.

1) стеноз привратника

2) малигнизация язвы

3) пенетрация язвы

4) микрокровотечение из язвы

5) перфорация язвы

Ответы на тестовые задания: 1-4; 2-1; 3-3; 4-2; 5-2; 6-1; 7-3; 8-2; 9-2

2. Беседа по теме занятия.

1. Виды дисфагии. Перечислить особенности жалоб и анамнеза при заболеваниях пищевода.

2. Особенности жалоб и анамнеза при заболеваниях желудка и 12-перстной кишки.

3. Синдромы при заболеваниях пищевода, желудка и 12-перстной кишки, объясните патогенез.

4. Критерии диагноза хронического гастрита: клинические, морфологические (эндоскопия), лабораторные.

5. Сущность язвенной болезни (этиология, патогенез, классификация).

6. Отличительные особенности клинических проявлений язвы в зависимости от локализации.

7. Критерии диагностики язвы (клинические, лабораторные, инструментальные). Лучевые методы диагностики.

8. Критерии диагностики рака желудка. Лучевые методы диагностики.

Практическая работа.

Провести курацию больных с заболеваниями пищевода, желудка, 12-перстной кишки.

Цель работы: выделить основные синдромы на основании данных объективного обследования: осмотра, поверхностной пальпации живота, глубокой пальпации привратника, желудка, перкуссии желудка. Составить план обследования с предполагаемыми результатами, определить лучевой метод для подтверждения ведущего синдрома. Составить план лечения.

Методика проведения работы: работа студентов в «малых группах» у постели больного под контролем преподавателя: сбор жалоб, анамнеза, осмотр живота, пальпация, перкуссия. Клинический разбор с выделением ведущих синдромов, составление плана обследования

Результаты: результаты представить в тетрадях в виде сгруппированных в синдромы симптомов, предварительного диагноза. Представить план обследования с предполагаемыми результатами, план лечения.

Выводы: выявлены основные синдромы при поражении пищевода, желудка, ДПК, поставлен предварительный диагноз на основании данных объективного обследования больного, составлен план обследования с предполагаемыми результатами, план лечения.

Наши рекомендации