В элементах программированного обучения и контроля знаний
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Российский государственный медицинский университет
Федерального АГЕНТСТВА по здравоохранению
и социальному развитию»
КАФЕДРА ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ
АНАТОМИИ
тел. 434-67-83 117869, Москва
434-61-89 ул. Островитянова, 1
ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЯ И
ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
В ЭЛЕМЕНТАХ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Учебно-методическое пособие рекомендовано ЦКМС РГМУ в качестве пробно-методического пособия для студентов, аспирантов кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии и ординаторов кафедр хирургического профиля.
Москва 2006
Составители – заведующий кафедрой проф. В.Г, Владимиров, доц. А.Н. Андрейцев, проф. Н.С. Желтиков, доценты С.А. Заринская, Б.А. Зубков, О.Д. Крюкова, И.Л. Кузнецов, А.И. Поляков, Н.Н. Соловьева.
Рецензенты – зав. Кафедрой оперативной хирургии и клинической анатомии университета дружбы народов, доктор мед. Наук, проф. Э.Д. Смирнова; зав. Кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии Курского государственного медицинского университета, доктор мед. Наук, проф. А.Д. Мясников
Оперативная хирургия и топографическая анатомия в алиментах программированного обучения и контроля знаний: учебно-методическое пособие.
Методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям и контроля занятий по оперативной хирургии и топографической анатомии.
LSBN-5-88458-021-5
Российский государственный медицинский университет
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….. 3
Тесты для письменного программированного контроля………………………… 5
Весенний семестр
Занятие 1. Общая хирургическая техника………………………………………… 6
Занятие 2. Топографическая анатомия верхней конечности……………………. 12
Занятие 3. Топографическая анатомия верхней конечности……………………. 17
Занятие 4. Топографическая анатомия нижней конечности……………………. 23
Занятие 5. Топографическая анатомия нижней конечности……………………. 28
Занятие 6. Операции на сосудах и нервах конечностей. Шов сухожилия……... 33
Занятие 7. Операции при гнойных заболеваниях мягких тканей
и суставов конечностей……………………………………….……….. 37
Занятие 8. Операции на костях. Ампутации и экзартикуляции……………….... 41
Занятие 9. Топографическая анатомия головы (мозговой отдел)……………….. 46
Занятие 10. Топографическая анатомия головы (лицевой отдел)……………..... 51
Занятие 11. Операции на голове…………………………………………………... 55
Занятие 12. Топографическая анатомия шеи……………………………………... 59
Занятие 13. Операции на шеи…………………………………………………….... 67
Занятие 14. Топографическая анатомия груди…………………………………… 73
Занятие 15. Топографическая анатомия груди…………………………………… 78
Занятие 16. Операции на груди…………………………………………………..... 82
Осенний семестр
Занятие 1. Топографическая анатомия и
оперативная хирургия передней боковой стенки живота.
Операции при наружных грыжах живота………………………………………… 88
Занятие 2. Топографическая анатомия живота
(верхний отдел брюшной полости)…………………..……………….. 100
Занятие 3. Топографическая анатомия живота
(нижний отдел брюшной полости)……………………………….…… 109
Занятие 4. Операции на органах брюшной полости.
Ушивание раны тонкой кишки.
Резекция кишки с анастомозом «конец в конец» и «бок в бок».
Аппендектомия. Колостомия.
Наложение противоестественного заднего прохода…………………. 116
Занятие 5. Операции на органах брюшной полости
(желудке, печени, желчном пузыре, внепеченочных желчных путях,
двенадцатиперстной кишке, поджелудочной железе, селезенке)…… 121
Занятие 6. Топографическая анатомия поясничной области и
забрюшинного пространства.
Операции на почках и мочеточниках………………………………….. 129
Занятие 7. Топографическая анатомия и хирургия малого таза…………………. 137
Эталоны ответов…………………………………………………………………….. 149
Весенний семестр
Занятие 1. Общая хирургическая техника…………………………………………. 150
Занятие 2. Топографическая анатомия верхней конечности……………………... 159
Занятие 3. Топографическая анатомия верхней конечности……………………... 163
Занятие 4. Топографическая анатомия нижней конечности……………………... 169
Занятие 5. Топографическая анатомия нижней конечности……………………... 175
Занятие 6. Операции на сосудах нервах конечностей. Шов сухожилия…………. 182
Занятие 7. Операции при гнойных заболеваниях мягких тканей и
суставов конечностей……………………………………………………. 188
Занятие 8. Операции на костях. Ампутации и экзартикуляции…………………... 195
Занятие 9. Топографическая анатомия головы (мозговой отдел)…………………. 199
Занятие 10. Топографическая анатомия головы (лицевой отдел)…………...……. 206
Занятие 11. Операции на голове………………………………………………...……211
Занятие 12. Топографическая анатомия шеи…………………………………...…216
Занятие 13. Операции на шеи…………………………………………………...……227
Занятие 14. Топографическая анатомия груди………………………………… ….235
Занятие 15. Топографическая анатомия груди……………………………….……..241
Занятие 16. Операции на груди……………………………………………...…..…247
Осенний семестр
Занятие 1. Топографическая анатомия и
оперативная хирургия передней боковой стенки живота.
Операции при наружных грыжах живота……………………………….. 255
Занятие 2. Топографическая анатомия живота
(верхний отдел брюшной полости)……………………………………….274
Занятие 3. Топографическая анатомия живота
(нижний отдел брюшной полости)………………………………………..288
Занятие 4. Операции на органах брюшной полости.
Ушивание раны тонкой кишки.
Резекция кишки с анастомозом «конец в конец» и «бок в бок».
Аппендектомия. Колостомия.
Наложение противоестественного заднего прохода…………………….299
Занятие 5. Операции на органах брюшной полости
(желудке, печени, желчном пузыре, внепеченочных желчных путях,
двенадцатиперстной кишке, поджелудочной железе, селезенке)………310
Занятие 6. Топографическая анатомия поясничной области и
забрюшинного пространства.
Операции на почках и мочеточниках……………………………………324
Занятие 7. Топографическая анатомия и хирургия малого таза……………………337
ВВЕДЕНИЕ
Оперативная хирургия и топографическая анатомия играет важную роль в процессе перехода от теоретической подготовки студентов к клиническому применению знаний и умений. Особое значение эта дисциплина принимает в связи с широким внедрением в медицинскую практику компьютерной томографии, ультразвуковых методов исследования, ангиографии, лапароскопической, эндоваскулярной, микрохирургической и других диагностических и лечебных методик, базирующихся на четком представлении структурной организации человека.
На ряду с этим, независимо от дальнейшей специализации, каждому студенту надлежит овладеть основами (типовыми) оперативными приемами, научиться выполнять такие экстренные вмешательства, как трахеотомия, остановка кровотечения, пункция и обнажение вен, первичная хирургическая обработка ран и др.
В изучении оперативной хирургии и топографической анатомии имеются определенные трудности. Первая из них – обширность фактического материала, который необходимо усвоить за сравнительно небольшой промежуток учебного времени. Вторая – недостаточный уровень клинической подготовки студентов III, IV курсов, который не позволяет многим из них «усвоить» прикладные аспекты топографической анатомии, выделить ключевые элементы, что побуждает их к формальному заучиванию материала, а не выяснению причинно-следственных соотношений.
Создание унифицированного методического пособия призвано раскрыть значение оперативной хирургии и топографической анатомии, обеспечить постоянную мотивацию самостоятельной учебной деятельности студента, выделить ключевые элементы каждого практического занятия.
Вначале следует ознакомится с «целью занятия», где определен перечень обязательных мануальных навыков, топографо-анатомических образований, в которых необходимо хорошо ориентироваться, и прикладных вопросов, подлежащих твердому усвоению. Определению объема и уяснению фактического материала практического занятия будут способствовать графы логических структур. Затем следует изучить соответствующие разделы учебника, просмотреть конспекты лекций.
Самостоятельную работу на препаратах в учебном зале и кафедральном музее необходимо завершить проверкой уровня знаний по тестам программированного контроля. Мы стремимся к тому, чтобы тесты представляли собой теоретический фундамент дисциплины, обучали студентов умению применять знания по топографической анатомии для обоснования клинико-морфологических проявлений заболевания, оценки оперативных доступов и приемов, а так же развивали у них логическое мышление и склонность к исследовательской деятельности, а преподаватели имели возможность проверить знания студентов на практическом занятии. К каждому занятию прилагается список рисунков. В процесс предварительной подготовки к практическому занятию студент долен зарисовать схемы анатомических образований и основные этапы операции так, чтобы на занятии он смог выполнить хирургическое вмешательство самостоятельно.
Учебные элементы, представленные в разделе «Уметь показать», являются «анатомической азбукой», без знания которой невозможно осмысление и клиническая интерпретация изучаемого материала.
В конце темы имеется перечень вопросов, подлежащих обсуждению на практическом занятии с использованием ситуационных задач. Надеемся, что настоящее методическое пособие будет полезным студентам при изучении такой традиционно трудной дисциплины, какой является для них оперативная хирургия и топографическая анатомия.