Требования к знаниям, умениям

ГОУ СПО

Архангельский медицинский колледж

Учебно-методическое пособие

Для самостоятельной подготовки студентов

К семинарско - практическим занятиям

По дисциплине

«ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ С КУРСОМ

ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И ЭПИДЕМИЛОГИИ»

Тема: «Воздушно-капельные инфекции»

для специальности 060101 «Лечебное дело»

(повышенный уровень среднего

Профессионального образования)

Г. Архангельск

Г.

Рецензент:

Веселова Т.М., заведующая отделением нейроинфекции ОКБ

(«Инфекционный центр»), врач высшей квалификационной категории

Невзорова Л.В., преподаватель инфекционных болезней АМК,

1 квалификационная категория

Составитель:

Юрьева Л.К. Воздушно-капельные инфекции. Учебно-методическое пособие.

Архангельск: ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж», 2010г.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов отделения «Лечебное дело» по предмету «Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии», соответствует требованиям государственного образовательного стандарта.

В пособии представлен дополнительный материал, не рассматриваемый на лекции. Это вопросы неотложной помощи, противоэпидемические работы в очаге инфекции, лабораторные методы диагностики. Данный материал потребуется студентам и в самостоятельной работе фельдшером «Скорой помощи» и фельдшерско-акушерских пунктов. Также представлены тесты и задачи для самоконтроля, схемы, таблицы, основная и дополнительная литература для студентов.

Рассмотрено и одобрено на заседании ПМК хирургических и узких клинических дисциплин.

Юрьева Л.К., 2010 г.

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Архангельский медицинский колледж»

Усл. печатных листов 2,0 усл. листов

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение………………………………………………………………… 4

2. Тема 1: Катаральный синдром: грипп и острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ). Менингококковая инфекция. Неотложная помощь при дыхательной недостаточности, отеке головного мозга, инфекционно-токсическом шоке (ИТШ).…………………………………………. … 5

3. Требования к знаниям, умениям………………………………………. 5

4. Вопросы для подготовки к занятиям………………………………….. 6

5. Теоретический материал для самоподготовки……………………….. 7

6. Материал для самоконтроля…………………………………………… 18

7. Тема П. «Дифтерия инфекционный мононуклеоз. Атипичная пневмония. Работа кабинета инфекционных заболеваний. ……… 21

8. Требования к знаниям, умениям……………………………………... 21

9. Вопросы для подготовки к занятиям………………………………… 22

10. Теоретический материал для самоподготовки……………………… 22

11. Материал для самоконтроля…………………………………………. 26

12. Заключение……………………………………………………………. 31

13. Литература основная и дополнительная для студентов …………… 32

14. Использованные источники ………………………………………. 32

ВВЕДЕНИЕ

Инфекционная заболеваемость занимает одно из ведущих мест в сфере медико-социальных и экономических проблем современности. Об этом свидетельствует разработка в нашей стране национальной программы борьбы с инфекционными болезнями.

Заболеваемость гриппом и ОРВИ стоит на первом месте среди всех нозологических форм. Особенно актуальны эти вопросы последнее время при пандемии «свиного гриппа».

Менингококковая инфекция и дифтерия – несмотря на относительно невысокий уровень заболеваемости занимают также большое место в инфекционной патологии, что обусловлено:

- тяжестью течения и высокой летальностью (5-10% при генерализованных формах);

- бурным развитием болезни и необходимостью ранней диагностики и оказания экстренной терапевтической помощи;

- многообразием нозологических форм, с которыми необходимо проводить дифференциальную диагностику;

- возможностью неблагоприятных отдаленных последствий.

Освоение студентами материала также крайне важно для будущих медицинских работников.

СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: «Катаральный синдром: грипп и ОРВИ,

Менингококковая инфекция.

Неотложная помощь при дыхательной недостаточности,

отеке головного мозга, инфекционно – токсическом шоке»

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ

(в соответствии с ГОС)

После изучения темы студент должен:

Знать:

1. Этиологию, эпидемиологию, патогенез гриппа, острых респираторных вирусных инфекций и менингококковой инфекции.

2. Клинику, диагностику, осложнения, лечение данных инфекций.

3. Профилактику специфическую и неспецифическую.

4. Тактику фельдшера при гриппе, менингококковой инфекции.

5. Дифференциальную диагностику гриппа и других ОРВИ; гриппа тяжелой формы с менигококцемией и другими заболеваниями, сопровождающимися менингеальным синдромом.

6. Ликворологическую диагностику менингитов.

7. Неотложную помощь при дыхательной недостаточности, отеке головного мозга, инфекционно-токсическом шоке.

Уметь:

1. Собрать жалобы, все виды анамнеза у больных с подозрением на грипп, ОРВИ, менингококковую инфекцию.

2. Провести объективное обследование данных больных, проверить менингеальные симптомы.

3. Провести лабораторное обследование:

- взятие мазков-отпечатков со слизистой нижней носовой раковины;

- взятие смывов из носоглотки для вирусологического исследования на грипп;

- взятие крови на серологическое исследование;

- взятие слизи из носоглотки на менингококк и засевание на агар;

- оказание помощи врачу при проведении спинно-мозговой пункции;

- оформление направлений на обследование и доставка материала больного в лабораторию.

4. Поставить предварительный диагноз по данным лабораторного обследования ликвора.

5. Оказать неотложную помощь больному с отеком головного мозга, дыхательной недостаточностью, при инфекционно – токсическом шоке.

6. Проводить работу с контактными в очаге инфекции.

Ответьте на вопросы к занятию:

1. Этиология, эпидемиология гриппа и острых респираторных вирусных инфекций.

2. Классификация.

3. Клиника, диагностика, дифференциальный диагноз данных заболеваний.

4. Лечение, оказание неотложной помощи больным при гипертермии, осложнениях гриппа.

5. Профилактика специфическая и неспецифическая.

6. Противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции.

7. Клинико-эпидемиологические особенности менингококковой инфекции.

8. Патогенез, классификация.

9. Диагностика, лечение.

10. Оказание неотложной помощи при тяжелых формах менингококковой инфекции, осложнениях.

11. Противоэпидемические мероприятия в очаге менингококковой инфекции.

12. Профилактика менингококковой инфекции.

Изучите теоретический материал:

I. Неотложная помощь

1.1 Оказание неотложной помощи при тяжелых формах гриппа

1. При гипертермии (температура выше 39º):

1) Литическую смесь:

- анальгин 50 % - 1-2мл в/м;

- димедрол 1 % - 1 мл в/м;

или

- аминазин 2,5 % - 1,0 в/м; }

- пипольфен 2,5 % - 1,0 в/м; } Разовая доза 0,1 мл/кг массы тела

- новокаин 0,5 % - 4,0 в/м. }

Повторное введение через 6-8 часов.

2) Физическое охлаждение (обтирание холодной водой, 50 % спиртом, холод к «магистральным» сосудам).

3) При «белой гипертермии» (спазм сосудов) необходимо согреть и ввести спазмолитики:

- эуфиллин 2,4 % - 10,0 в/в;

- папаверин 2 % - 2,0 в/м.

2. При признаках отека головного мозга (сильная головная боль, тошнота, рвота, судороги, повышение АД, нарушение сознания, двигательное беспокойство):

- седуксен 0,5 % 1-2мл в/м;

- раствор оксибутирата натрия 20 % 5-10мл в 10 % растворе глюкозы медленно в/в в течение 5-10мин;

- маннитол 15% - 200,0 в/в капельно или

- лазикс 40мг в/м.

Этиотропная терапия

– противогриппозный гамма-глобулин 6 мл в/м.

- противовирусные препараты: арбидол, тамифлю, ремантадин.

4. При явлениях ИТШ:

1) Уложить с приподнятым ножным концом.

2) Увлажненный кислород.

3) Преднизолон в/в струйно в зависимости от степени тяжести 3-5-10 ( до 20) мг/кг веса.

4) Срочная госпитализация в реанимационное отделение инфекционной больницы.

5) При невозможности – инфузионная терапия:

- коллоиды - волювен 6-10% р-р, гелофузин 6-10%р-р.

- кристаллоиды – физраствор, р-р Рингера.

Стартовый р-р – коллоидный.

Вводим сразу в 2 – 3 вены.

Правила введения растворов при ИТШ

Степень ИТШ Соотношение коллоидов к кристаллоидам Скорость введения растворов, мл/мин.
I 1:1 80 - 100
II 1:2 100 - 150
III 1:3 150 - 200

Приблизительный объём введенной жидкости – до нормализации систолического*-- давления, не менее 90 мм. рт.ст.

6) При отсутствии эффекта – дофамин 4% 5,0 в 250 мл. физраствора со скоростью 5 – 10, и до 20 капель/в минуту.

Наши рекомендации