Требования к знаниям, умениям
ГОУ СПО
Архангельский медицинский колледж
Учебно-методическое пособие
Для самостоятельной подготовки студентов
К семинарско - практическим занятиям
По дисциплине
«ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ С КУРСОМ
ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И ЭПИДЕМИЛОГИИ»
Тема: «Воздушно-капельные инфекции»
для специальности 060101 «Лечебное дело»
(повышенный уровень среднего
Профессионального образования)
Г. Архангельск
Г.
Рецензент:
Веселова Т.М., заведующая отделением нейроинфекции ОКБ
(«Инфекционный центр»), врач высшей квалификационной категории
Невзорова Л.В., преподаватель инфекционных болезней АМК,
1 квалификационная категория
Составитель:
Юрьева Л.К. Воздушно-капельные инфекции. Учебно-методическое пособие.
Архангельск: ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж», 2010г.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов отделения «Лечебное дело» по предмету «Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии», соответствует требованиям государственного образовательного стандарта.
В пособии представлен дополнительный материал, не рассматриваемый на лекции. Это вопросы неотложной помощи, противоэпидемические работы в очаге инфекции, лабораторные методы диагностики. Данный материал потребуется студентам и в самостоятельной работе фельдшером «Скорой помощи» и фельдшерско-акушерских пунктов. Также представлены тесты и задачи для самоконтроля, схемы, таблицы, основная и дополнительная литература для студентов.
Рассмотрено и одобрено на заседании ПМК хирургических и узких клинических дисциплин.
Юрьева Л.К., 2010 г.
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Архангельский медицинский колледж»
Усл. печатных листов 2,0 усл. листов
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение………………………………………………………………… 4
2. Тема 1: Катаральный синдром: грипп и острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ). Менингококковая инфекция. Неотложная помощь при дыхательной недостаточности, отеке головного мозга, инфекционно-токсическом шоке (ИТШ).…………………………………………. … 5
3. Требования к знаниям, умениям………………………………………. 5
4. Вопросы для подготовки к занятиям………………………………….. 6
5. Теоретический материал для самоподготовки……………………….. 7
6. Материал для самоконтроля…………………………………………… 18
7. Тема П. «Дифтерия инфекционный мононуклеоз. Атипичная пневмония. Работа кабинета инфекционных заболеваний. ……… 21
8. Требования к знаниям, умениям……………………………………... 21
9. Вопросы для подготовки к занятиям………………………………… 22
10. Теоретический материал для самоподготовки……………………… 22
11. Материал для самоконтроля…………………………………………. 26
12. Заключение……………………………………………………………. 31
13. Литература основная и дополнительная для студентов …………… 32
14. Использованные источники ………………………………………. 32
ВВЕДЕНИЕ
Инфекционная заболеваемость занимает одно из ведущих мест в сфере медико-социальных и экономических проблем современности. Об этом свидетельствует разработка в нашей стране национальной программы борьбы с инфекционными болезнями.
Заболеваемость гриппом и ОРВИ стоит на первом месте среди всех нозологических форм. Особенно актуальны эти вопросы последнее время при пандемии «свиного гриппа».
Менингококковая инфекция и дифтерия – несмотря на относительно невысокий уровень заболеваемости занимают также большое место в инфекционной патологии, что обусловлено:
- тяжестью течения и высокой летальностью (5-10% при генерализованных формах);
- бурным развитием болезни и необходимостью ранней диагностики и оказания экстренной терапевтической помощи;
- многообразием нозологических форм, с которыми необходимо проводить дифференциальную диагностику;
- возможностью неблагоприятных отдаленных последствий.
Освоение студентами материала также крайне важно для будущих медицинских работников.
СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
ТЕМА: «Катаральный синдром: грипп и ОРВИ,
Менингококковая инфекция.
Неотложная помощь при дыхательной недостаточности,
отеке головного мозга, инфекционно – токсическом шоке»
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ
(в соответствии с ГОС)
После изучения темы студент должен:
Знать:
1. Этиологию, эпидемиологию, патогенез гриппа, острых респираторных вирусных инфекций и менингококковой инфекции.
2. Клинику, диагностику, осложнения, лечение данных инфекций.
3. Профилактику специфическую и неспецифическую.
4. Тактику фельдшера при гриппе, менингококковой инфекции.
5. Дифференциальную диагностику гриппа и других ОРВИ; гриппа тяжелой формы с менигококцемией и другими заболеваниями, сопровождающимися менингеальным синдромом.
6. Ликворологическую диагностику менингитов.
7. Неотложную помощь при дыхательной недостаточности, отеке головного мозга, инфекционно-токсическом шоке.
Уметь:
1. Собрать жалобы, все виды анамнеза у больных с подозрением на грипп, ОРВИ, менингококковую инфекцию.
2. Провести объективное обследование данных больных, проверить менингеальные симптомы.
3. Провести лабораторное обследование:
- взятие мазков-отпечатков со слизистой нижней носовой раковины;
- взятие смывов из носоглотки для вирусологического исследования на грипп;
- взятие крови на серологическое исследование;
- взятие слизи из носоглотки на менингококк и засевание на агар;
- оказание помощи врачу при проведении спинно-мозговой пункции;
- оформление направлений на обследование и доставка материала больного в лабораторию.
4. Поставить предварительный диагноз по данным лабораторного обследования ликвора.
5. Оказать неотложную помощь больному с отеком головного мозга, дыхательной недостаточностью, при инфекционно – токсическом шоке.
6. Проводить работу с контактными в очаге инфекции.
Ответьте на вопросы к занятию:
1. Этиология, эпидемиология гриппа и острых респираторных вирусных инфекций.
2. Классификация.
3. Клиника, диагностика, дифференциальный диагноз данных заболеваний.
4. Лечение, оказание неотложной помощи больным при гипертермии, осложнениях гриппа.
5. Профилактика специфическая и неспецифическая.
6. Противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции.
7. Клинико-эпидемиологические особенности менингококковой инфекции.
8. Патогенез, классификация.
9. Диагностика, лечение.
10. Оказание неотложной помощи при тяжелых формах менингококковой инфекции, осложнениях.
11. Противоэпидемические мероприятия в очаге менингококковой инфекции.
12. Профилактика менингококковой инфекции.
Изучите теоретический материал:
I. Неотложная помощь
1.1 Оказание неотложной помощи при тяжелых формах гриппа
1. При гипертермии (температура выше 39º):
1) Литическую смесь:
- анальгин 50 % - 1-2мл в/м;
- димедрол 1 % - 1 мл в/м;
или
- аминазин 2,5 % - 1,0 в/м; }
- пипольфен 2,5 % - 1,0 в/м; } Разовая доза 0,1 мл/кг массы тела
- новокаин 0,5 % - 4,0 в/м. }
Повторное введение через 6-8 часов.
2) Физическое охлаждение (обтирание холодной водой, 50 % спиртом, холод к «магистральным» сосудам).
3) При «белой гипертермии» (спазм сосудов) необходимо согреть и ввести спазмолитики:
- эуфиллин 2,4 % - 10,0 в/в;
- папаверин 2 % - 2,0 в/м.
2. При признаках отека головного мозга (сильная головная боль, тошнота, рвота, судороги, повышение АД, нарушение сознания, двигательное беспокойство):
- седуксен 0,5 % 1-2мл в/м;
- раствор оксибутирата натрия 20 % 5-10мл в 10 % растворе глюкозы медленно в/в в течение 5-10мин;
- маннитол 15% - 200,0 в/в капельно или
- лазикс 40мг в/м.
Этиотропная терапия
– противогриппозный гамма-глобулин 6 мл в/м.
- противовирусные препараты: арбидол, тамифлю, ремантадин.
4. При явлениях ИТШ:
1) Уложить с приподнятым ножным концом.
2) Увлажненный кислород.
3) Преднизолон в/в струйно в зависимости от степени тяжести 3-5-10 ( до 20) мг/кг веса.
4) Срочная госпитализация в реанимационное отделение инфекционной больницы.
5) При невозможности – инфузионная терапия:
- коллоиды - волювен 6-10% р-р, гелофузин 6-10%р-р.
- кристаллоиды – физраствор, р-р Рингера.
Стартовый р-р – коллоидный.
Вводим сразу в 2 – 3 вены.
Правила введения растворов при ИТШ
Степень ИТШ | Соотношение коллоидов к кристаллоидам | Скорость введения растворов, мл/мин. |
I | 1:1 | 80 - 100 |
II | 1:2 | 100 - 150 |
III | 1:3 | 150 - 200 |
Приблизительный объём введенной жидкости – до нормализации систолического*-- давления, не менее 90 мм. рт.ст.
6) При отсутствии эффекта – дофамин 4% 5,0 в 250 мл. физраствора со скоростью 5 – 10, и до 20 капель/в минуту.