МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ КЛИНИЧЕСКИМ ОРДИНАТОРАМ. Специальность: 31.08.09. «рентгенология»

ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДИКИ РАДИОНУКЛИДНОЙ ДИАГНОСТИКИ

Специальность: 31.08.09. «рентгенология»

Факультет подготовки кадров высшей квалификации

Курс: 1

Автор: доцент, к.м.н. Ковтун Н.Н.

Тема занятия: «Основные принципы радионуклидной диагностики».

Цель занятия: приобрести знания, умения и практические навыки по вопросам получения искусственных радионуклидов, основным требованиям, предъявляемым к диагностическим радиофармпрепаратам, видам радионуклидной визуализации – сцинтиграфии, устройству гамма-камер, оценки и анализа сцинтиграмм, методики «ин витро».

Результаты обучения по теме:

«Основные принципы радионуклидной диагностики»

результаты обучения содержание результатов обучения компетенции средства оценивания и их количество
    знать общие принципы применения искусствен-ных радионуклидов в виде РФП для диагностических исследований ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (8)  
нормы радиационной безопасности при диагностическом применении радиоактивных препаратов ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (10) ü задания в тестовой форме (9)
способы получения искусственных радионуклидов ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (3) ü задания в тестовой форме (6)
требования, предъявляемые к диагностиче-ским радиофармпрепаратам ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (8)
показания и противопоказания к радио-нуклидным диагностическим иследованиям ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (4) ü задания в тестовой форме (7)
оборудование отделения радионуклидной диагностики и устройство гамма-камеры ПК-5   ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (6)
виды радионуклидной визуализации- сцинтиграфии, ОФЭКТ, ПЭТ ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (9)
методики радиоиммунологического микроанализа «ин витро» ПК-8 ü контрольные вопросы (1) ü задания в тестовой форме (2)
уметь оценить обоснованность назначенного исследования ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (4)
оказать медицинскую помощь при изменении состояния больного в процессе исследования ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (3) ü задания в тестовой форме (2)
объяснить пациенту сущность процедуры, безопасность исследования, полученные результаты ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (2) ü задания в тестовой форме (2)
интерпретировать полученные результаты проведенного исследования, оформить протокол и сформулировать обоснованное диагностическое заключение ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (5)  
обосновать необходимость дополнительных лучевых исследований для уточнения диагноза ПК-8 ü контрольные вопросы (1) ü задания в тестовой форме (4)
владеть методикой проведения диагностических процедур и алгоритмами исследований ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (4)
Принципами анализа результатов исследования и обоснования заключений ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (6) ü ситуационные задачи (5)

Мотивация темы занятия.

В процессе обучения врачей-рентгенологов обязательным компонентом является знание основ других методов лучевой диагностики, среди которых радионуклидный диагностический метод выделяется высокой эффективностью определения нарушений функции внутренних органов и созданием «функциональных» изображений, что следует учитывать при определении показаний к применению этого метода.

Контрольные вопросы:

1. Как определяется понятие «естественная радиоактивность»?

2. Определение понятия «искусственная радиоактивность»

3. Определение понятия «искусственные радионуклиды»

4. Способы получения искусственных радионуклидов

5. Определение радиофармпрепаратов (РФП)

6. Требования, предъявляемые к радиофармпрепаратам

7. Определение «эффективного периода полувыведения»

8. Определение сцинтиграфии как основного вида визуализации.

9. Виды радионуклидной томографии (ОФЭКТ, ПЭТ).

10.Радиоиммунологический микроанализ «ин витро».

План занятия:

· Контроль исходного уровня знаний, необходимых для изучения данной темы.

· Разбор теоретического материала данного занятия, в том числе выделенного на самостоятельную работу ординаторов, и коррекция усвоенного материала.

· Заслушивание рефератов, подготовленных ординаторами по актуальным вопросам темы занятия, их обсуждение, дискуссия:

- Диагностические радиофармпрепараты

-Методы радионуклидной визуализации.

· Контроль полученных на данном занятии знаний, включая знание материала, выделенного на самостоятельную работу ординаторов по данной теме.

· Решение профессиональных задач по теме занятия.

· Аудиторная самостоятельная работа. Алгоритм выполнения:

- участие в амбулаторном приёме пациентов

- участие в проведении сцинтиграфии

- интерпретировать полученные результаты проведенного исследования,

- оформить протокол исследования

- сформулировать обоснованное диагностическое заключение

· Контроль текущего уровня знаний по данной теме.

· Задание на следующее занятие с выделением материала для самостоятельной работы.

Тема занятия: «Основные принципы магнитно-резонансной томографии».

Контрольные вопросы:

1 Открытие и определение ядерно-магнитного резонанса. 2 ЯМР- спектроскопия.

3 Основные принципы магнитно-резонансной томографии.

4 Устройство и виды томографов.

5 Характеристика томограмм.

6 Магнитно-резонансная ангиография.

Темы рефератов:

1 DWI в МР-диагностике

2 Трактография

Список основной и дополнительной литературы по теме занятия:

Список основной литературы:

1. Королюк И.П., Линденбратен Л.Д. Лучевая диагностика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во БИНОМ, 2013. – 496 с.: ил.

2. Васильев А.Ю., Ольхова Е.Б. Лучевая диагностика: Учебник для студентов мед. вузов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 688 с.: ил.

3. Лучевая диагностика: Учебник Т 1/ под ред. Труфанова Г.Е. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 416 с.: ил.

4. Терновой С.К. Лучевая диагностика и терапия: Учебное пособие / С.К.Терновой, В.Е.Синицын. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 304 с.:ил.

5. Терновой С.К., Васильев А.Ю., Синицын В.Е., Шехтер А.И. Лучевая диагностика и терапия: Учебник для студентов мед. вузов. – Том 1. Общая лучевая диагностика. – М.: Издательство «Медицина», издательство «Шико», 2008. – 232 с.: ил.

6. Терновой С.К., Васильев А.Ю., Синицын В.Е. Лучевая диагностика и терапия: Учебник для студентов мед. вузов. – Том 2. Частная лучевая диагностика. – М.: Издательство «Медицина», издательство «Шико», 2008. – 356 с.: ил.

Список дополнительной литературы:

1. Терновой С.К. Компьютерная томография: Учебное пособие/

С.К.Терновой, А.Б.Абдураимов, И.С.Федотенков.- М.: ГЭОТАР-Медиа,

2009.- 176 с.: ил.

2. Паша С.П. Радионуклидная диагностика : Учебное пособие / С. П. Паша, С. К. Терновой . - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 365 с.: ил.

3. Г.Шмидт. Ультразвуковая диагностика : практическое руководство : пер. с англ.; под ред. А.В.Зубарева. – М..: МЕДпресс-информ, 2009. – 560 с.: ил.

4. Синицын В.Е., Устюжанин Д.В. Магнитно-резонансная томография:Учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 208 с.:ил

5. Ланге С., Уолш Дж. Лучевая диагностика заболеваний органов грудной клетки: пер. англ. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010 с.: ил.

6. Власов П.В. Рентгенодиагностика заболеваний органов пищеварения.- М.: Видар-М., 2008. – 280 с.: ил.

7. Семизоров А.Н. Рентгенография в диагностике и лечении переломов костей – М.: Видар-М, 2007. – 176 с.: ил.

8. Коков Л.С., Цыганков С.Н., Черная Н.Т. Интервенционная радиология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

9. Аляев Ю.Г., Синицын В.Е., Григорьев И.А. Магнитно-резонансная томография в диагностике урологических заболеваний.

- М.: Практическая медицина, 2005.- 256 с.: ил.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра онкологии, лучевой терапии и лучевой диагностики

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой онкологии,

лучевой терапии и лучевой диагностики

______________проф. Редькин А.Н.

«___»_____________20____г.

Наши рекомендации