Году жизни все же возможно ее отставание от массы тела доношенных

Сверстников. Эти дети достигают нормального уровня физического развития

лишь к 2-3 годам. Нельзя «требовать» от недоношенного ребенка,

чтобы он сразу же «походил» на ребенка, рожденного в срок.

Дети с недоношенностью I степени имеют, как правило, лишь временное

Отставание темпов психомоторного развития, поэтому этих детей

Можно считать практически здоровыми.

Исходя из этих соображений для детей 1-й группы предлагаются

Массаж и физические упражнения, представленные девятью комплексами

(см. ниже). Они отличаются от комплексов для здоровых доношенных

Детей большей постепенностью увеличения нагрузки как в самом комплексе,

Так и на протяжении всего 1-го года жизни (так, если для доношенных

Сверстников предусмотрены 4-5 комплексов, то для детей этой

Группы - 9). Это дает возможность выбора более дозированной и индивидуальной

Нагрузки.

Для недоношенных детей 2-й группы также подбирается комплекс

Массажа и гимнастики из девяти представленных комплексов. Подбирается

Он не по паспортному возрасту ребенка, а в соответствии с уровнем

Его психомоторного развития.

Недоношенные дети 3-й и 4-й групп имеют не только более выраженные

Во времени сдвиги в становлении нервно-психических реакций и

Движений, у них могут быть и неврологические нарушения, связанные с

Поражением ЦНС, чаще встречаются заболевания опорно-двигательного

Аппарата, органов дыхания и других органов и систем.

При выборе комплекса для этой группы детей надо тем более учитывать

Не паспортный возраст ребенка, а истинный, который определяется

Уровнем его развития. Например, ребенку еще 8 месяцев, но по своему

Психофизическому развитию он соответствует 5-месячному. Поэтому за

Основу занятий с ним нужно взять комплекс гимнастики для 5-месячного

Ребенка, а дополнительно, если есть какое-либо заболевание, использовать

рекомендации, изложенные в соответствующих разделах (см. оглавление)

И согласованные с педиатором.

Дети с сочетанными заболеваниями могут быть во всех группах.

Вероятность проявления и тяжесть заболевания детей, естественно, увеличиваются

с повышением степени «риска».

Среди комплексных мероприятий по выхаживанию недоношенных

Детей важное место занимают лечебная физкультура и массаж.

ЗНАЧЕНИЕ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ

Первый год жизни — самый ответственный этап развития ребенка,

Особенно рожденного преждевременно. От того, как он сумеет приспособиться

К новым условиям жизни (вне материнского организма), как справится

С нарушениями в состоянии здоровья, зависят благополучие и гармония

Последующего его развития. Необходимо помнить, что на первом

Году жизни организм ребенка пластичен, обладает большими потенциальными

Возможностями к восстановлению поврежденных или задержанных

В своем развитии функций органов и систем.

Физическое воспитание недоношенных детей на первом году жизни

основывается на физиологических особенностях организма этих детей:

Недостаточное созревание коры головного мозга к моменту рождения, незрелость

Его структур, несовершенство дыхательной функции, низкие

Адаптационные (приспособительные) возможности в меняющихся условиях

Внешней среды (несовершенство обменных процессов, терморегуляции).

В первые месяцы жизни у недоношенных детей могут отмечаться

Пониженный тонус мышц, общая вялость, малоподвижность, слабо выраженные

Безусловные рефлексы или даже их отсутствие. У некоторых детей

в возрасте 2-3 месяцев начинают преобладать процессы возбуждения: могут

Наблюдаться нарушения сна (ребенок плохо засыпает, часто просыпается),

Повышенный тонус мышц, значительная двигательная активность.

В связи с пониженной сопротивляемостью организма большинство

Наши рекомендации