Блок занятий по нефрологии 6 страница
Активированные мезангиальные клетки и подоциты также усиливают синтез внеклеточного матрикса, избыточное накопление которого ведет к склерозу, развитию ХПН.
К неиммунным механизмам ГЛН относят гемодинамические и метаболические факторы. Гемодинамические нарушения обусловлены системной и внутриклубочковой гипертензией. Клубочки, сохранившиеся после начального повреждения, вынуждены компенсаторно выполнять повышенную функцию, т.е. имеется гиперфильтрация, которая приводит к внутриклубочковой гипертензии. С течением времени она вызывает повышение проницаемости и базальной мембраны клубочков для молекул белков, липидов. Эти клетки откладываются в мезангии, что приводит к склерозированию клубочка. Таким же путем повреждает почки и системная гипертензия
Метаболические нарушения (роль липидов). Структуры клубочка, в первую очередь мезангиальные клетки способны связываться с липопротеинами, которые, влияют на пролиферацию мезангия, стимулируя гломерулосклероз.
Обучающие ситуационные задачи:
Адаптировано из учебного пособия
«Дифференциальная диагностика внутренних болезней»
под редакцией профессора В.В. Щекотова
Задача №1.
Больной 24 года. Предъявляет жалобы на общую слабость, недомогание, частые и продолжительные головные боли в затылочной области, появление отеков на лице в утренние часы. Болен в течение 1,5 лет.
Объективно: общее состояние удовлетворительное. Кожные покровы бледные. Отеки на лице. На нижних конечностях отеков нет. Верхушечный толчок в V межреберьи по левой СКЛ – ригидный и разлитой. Границы ОТС: правая на 1 см кнаружи от правого края грудины, левая по левой СКЛ, верхняя нижний край III ребра. Ритм сердца правильный, физиологическое соотношение тонов на верхушке сохранено, акцент II тона на аорте. ЧСС 72 уд/мин, АД на обеих руках 220/120 мм рт.ст.
ОАМ: цвет – светло-желтый, моча прозрачная, реакция слабокислая, плотность 1020, белок 1,4 г\л, лейкоциты 4-5 в поле зрения, эритроциты 24-30 в поле зрения, выщелоченные, цилиндры гиалиновые до 6 в поле зрения. ОАК: эритроциты 4,0 на 1012, гемоглобин 127 г/л, лей 8,9 на 109/л, СОЭ 28 мм\час. Креатинин крови 0,06 ммоль\л. На ЭКГ признаки синусовый ритм, признаки гипертрофии левого желудочка.
А). Какие синдромы предполагаете у пациента?
Б). Каковы особенности ведущего синдрома?
В). Сформулируйте предварительный диагноз?
Г). Следует ли продолжить диагностику? Если да, какие исследования необходимо провести.
Задача №2. Больная 48 лет. Доставлена бригадой ГСМП с жалобами на повышение температуры тела до 37,8 градусов, тупые, ноющие боли в поясничной области справа без иррадиации, головную боль, слабость. В анамнезе на протяжении последних 4-5 лет отмечала мутную мочу, периодически познабливание, ноющие боли в правой поясничной области, за медицинской помощью не обращалась.
При осмотре патологических изменений не выявлено. ССПО положителен справа.
ОАМ: моча мутная, реакция щелочная, плотность 1007, белок 0,033 г\с, лейкоциты сплошь, эритроциты -2-3 в поле зрения, Креатинин крови – 0,04 ммоль/л.
А). Какой синдромы имеются у данной пациентки?
Б). Выделите ведущий синдром и уточните его особенности?
В). На основании выявленных синдромов сформулируйте предварительный диагноз?
Г). Следует ли продолжить диагностику? Если да, какие исследования необходимо провести.
Ответ на задачу №1:
А). У пациента имеются проявления следующих синдромов: отечный, гипертензивный, мочевой, болевой, астенический.
Б). Мочевой синдром прдеставлен протеинурией, гематурией, цилиндрурией. Это клубочковый тип нефропатии, т.к. белок мочи представлен более 1,0 г\с, удельный вес более 1018, реакция мочи слабокислая, присутствуют гиалиновые цилиндры.
В). На основании синдромов перечисленных в пункте А, длительности заболевания 1,5 года у пациента имеется хронический гломерулонефрит, его гипертонический вариант. ХПН 0 ст.
Г). Необходима пункционная биопсия почек со световой и иммунофлюоресцентной микроскопией биоптата для определения клинико-морфологического варианта гломерулонефрита.
Ответ на задачу №2:
А). Ведущие синдромы: болевой, мочевой, интоксикационный, астеновегетативный.
Б). Мочевой синдром представлен мутной мочой, щелочной реакцией, низкой (1007) плотностью, низким белком (0,033 г\с), выраженной лейкоцитурией, что свидетельствует о канальцевой нефропатии
В). На основании длительности болезни, одностороннего болевого синдрома в сочетании с лихорадкой и мочевым синдромом диагностирован: хронический пиелонерит, обострение. ХПН 0 ст.
Г). Программа обследования: ОАК, анализ мочи по Нечипоренко, Зимницкому, проба Реберга, расчет СКФ, ККр по формулам Кокрофта-Гаулта, MDRD. Бактериологическое исследование с определением антибиотикочувствительности. Инструментальная диагностика: узи-почек (морфология почек), экскреторная урография (для выявления деформации чашчно-лоханочной системы, рефлюксов, аномалий строения), радиоизотопная ренография (снижение секреторно-экскреторной функции почек).
Рекомендованная литература:
Основная литература:
1. Лекционный материал.
2. Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с.
Дополнительная литература:
1. Атлас. Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Регинова И.М., перевод с английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с.
2. Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с.
3. Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтерра; 2007, 569 с.
4. Манджони С. Секреты клинической диагностики. Вопросы, которые вам зададут…на экзамене, на врачебном обходе, в клинике. М.: Бином; 2004, 608 с.
5. Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М.: МЕДпресс-информ; 2004, 304 с.
6. Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело». В 2-х частях. Москва. 2006.
7. Дифференциальная диагностика внутренних болезней. Учебное пособие под редакцией профессора В.В. Щекотова. Ростов-н/Д: Феникс; 2007, 592 с.
.
4. Работа на занятии:
План проведения занятия:
А) организационные вопросы, проверка УИРС - 5 мин.
Б) тестирование студентов для определения исходного уровня знаний – 10 мин.
В) опрос студентов с использованием контрольных вопросов – 10-15 мин.
Г) самостоятельная работа студентов у постели тематических больных: собирание анамнеза, проведение объективного обследования больного, включая пальпацию почек, ССПО – 25 мин;
Д) обсуждение полученных в результате объективного обследования данных, анализ результатов лабораторно-инструментальных исследований, обоснование синдромного диагноза – 20 мин;
Е) самостоятельный анализ студентами бланков ОАМ, пробы по Зимницкому с формированием письменного заключения, итоговое тестирование, решение ситуационных задач – 15 мин;
Ж) подведение итогов и задание на дом – 10 мин.
Место проведения:
· учебная комната,
· палата.
Оснащенность занятия:
· тематические больные
· стетоскоп
· УИРС
· бланки ОАМ, анализа мочи по Зимницкому, Ребергу, Нечипоренко для самостоятельного анализа
· список вопросов для проверки исходных знаний студентов
· список тестовых вопросов, ситуационных задач
· таблицы
· схемы
· лекционный материал в электронном варианте.
Длительность занятия – 2 академических часа.
Форма отчетности:
· устный ответ студента при опросе, оцениваемый преподавателем
· заключение по формированию синдромного диагноза курируемого на занятии пациента
· результаты тестирования
· результат решения ситуационных задач
Подготовила доцент Сыромятникова Л.И.
Блок эндокринологии
Схема методической разработки для студентов
(3 курса лечебного факультета)
Тема занятия: симптоматология заболеваний эндокринной системы. Анамнез, общий осмотр, пальпация при нарушении функции щитовидной железы. Синдром хронической гипергликемии. Неотложные состояния при сахарном диабете: гипергликемическая и гипогликемическая комы.
1. Значение данной темы. Изучение данной темы включает рассмотрение патологии эндокринной системы через постановку синдромного диагноза при гипертиреозе и гипергликемии, знакомство с проявлениями гипофункции щитовидной железы.
2. Цель занятия: изучить этиологию и патогенез клинические проявления, диагностику патологии эндокринной системы. Ознакомиться с проявлениями гипертиреоза и гипотиреоза, синдрома хронической гипергликемии, неотложных состояний (гипергликемическая и гипогликемическая комы).
Студент должен знать:
а) проявления и патогенез синдромов при патологии эндокринной системы;
б) проявления и патогенез синдромов при гиперфункции и гипофункции щитовидной железы;
в) проявления синдромов при недостаточной инкреторной функции поджелудочной железы;
г) проявления неотложных состояний при синдроме хронической гипергликемии.
Студент должен уметь:
а) собрать анамнез, провести обследование пациента с нарушенной функцией щитовидной железы;
б) собрать анамнез, провести обследование пациента с синдромом хронической гипергликемии;
б) интерпретировать данные лабораторно-инструментальных исследований при патологии щитовидной и поджелудочной железы;
в) оказать первую помощь при развитии гипогликемической и гипергликемической ком.
Студент должен владеть:
а) умением постановки синдромного диагноза при гипофункции и гиперфункции щитовидной железы;
б) умением постановки синдромного диагноза хронической гипергликемии;
в) умением диагностики неотложных состояний при хронической гликемии.
Перечисленные результаты освоения образовательной программы являются основой для формирования следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций.
Общекультурные компетенции, которыми должен обладать студент:
- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
- способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий (ОК-2);
- способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства (ОК-3);
- способностью и готовностью анализировать экономические проблемы и общественные процессы (ОК-4);
- способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);
- способностью и готовностью овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке (ОК-6);
- способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений (ОК-7);
- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).
В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими Профессиональными компетенциями (ПК):
Общие:
· способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с врачебным, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением (ПК-1);
· способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);
- способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений (ПК-3);
- способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4);
- способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, написать медицинскую карту стационарного больного (ПК-5);
- способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики (ПК-6);
- способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными (ПК 7);
- способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);
- способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин (ПК-10);
Профилактическая деятельсность:
- способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);
- способностью и готовностью проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни (ПК-12);
Диагностическая деятельность:
- способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК-15);
- способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16);
- способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК-17);
- способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий (ПК-18);
Лечебная деятельность:
· способностью и готовностью назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным с неинфекционными заболеваниями (ПК-20);
- способностью и готовностью осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний, в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения, проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке, проводить лебнобно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации (ПК21);
· способностью и готовностью назначать и использовать медикаментозные средства, проводить мероприятия по соблюдению правил их хранения (ПК- 22);
Реабилитационная деятельность:
- способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные и профессиональные) среди взрослого населения и подростков при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма (ПК-23);
· способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима двигательной активности в зависимости и от морфофункционального статуса (ПК-24);
Психолого-педагогическая деятельность:
- способностью и готовностью к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического пребывания пациентов и членов их семей в медицинских организациях и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементам здорового образа жизни (ПК-25);
- способностью и готовностью к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек (ПК26);
Организационно-управленческая деятельность:
- способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации) (ПК-27);
· способностью и готовностью использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций (ПК-28);
· способностью и готовностью обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций (ПК-29);
· способностью и готовностью решать вопросы экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) пациентов (ПК-30);
Научно-исследовательская деятельность:
· способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);
· способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).
· Самоподготовка к занятию:студент должен знать анатомию, гистологию, физиологию, патофизиологию эндокринной системы; знать разделы анамнеза, принципы детализации жалоб, последовательность расспроса анамнеза болезни, анамнеза жизни; знать принципы проведения объективного обследования пациента;
Базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах: анатомия эндокринной системы, гистология эндокринной системы, физиология эндокринной системы, патофизиология эндокринной системы. Разделы для повторения, полученные ранее по дисциплине пропедевтика внутренних болезней:
Анамнез больных.
Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:
1. Какие железы входят в эндокринную систему, понятие о гипоталямо-гипофизарной оси.
2. Жалобы, особенности анамнеза у пациентов с гиперфункцией щитовидной железы.
- Объективное обследование пациентов с гиперфункцией щитовидной железы.
- Жалобы, объективное обследование пациентов с гипофункцией щитовидной железы.
- Лабораторная и инструментальная диагностика при поражении щитовидной железы. Классификация тиреотоксикоза по лабораторным данным, по степени тяжести.
- Жалобы, особенности анамнеза у пациентов с нарушенной функцией поджелудочной железы.
- Объективное обследование пациентов с нарушенной функцией поджелудочной железы.
- Лабораторная и инструментальная диагностика сахарного диабета.
- Гипогликемическое состояние. Неотложная помощь.
- Гипергликемическая кома. Неотложная помощь.
Тестовые вопросы для самоконтроля подготовки к занятию
1. При типичном диффузном токсическом зобе секреция тиреотропного гормона ?:
10) нормальная
11) подавлена
12) повышена
Ответ: 2.
2. При диагностике поражения щитовидной железы наиболее информативными будет исследование:
1) общий анализ крови
2) общий анализ мочи
3) определение ТТГ, Т3, Т4
Ответ: 3.
3. Эмоциональная лабильность, потливость, похудание – жалобы, характерные для (выберите правильный вариант ответа):
11) гипотиреоза
12) тиреотоксикоза
13) сахарного диабета
14) гиперфункции коры надпочечников
15) все ответы правильные
Ответ: 4.
4. Эмоциональная лабильность, потливость, похудание – жалобы характерные для (выберите правильный вариант ответа):
1) гипотиреоза
2) тиреотоксикоза
3) синдрома хронической гипергликемии
4) гиперфункции коры надпочечников
Ответ: 2.
5. Жалобы на снижение памяти, зябкость, увеличение массы тела наблюдаются при (выберите правильный вариант ответа):
10) гипотиреозе
11) тиреотоксикозе
12) синдроме хронической гипергликемии
13) недостаточности надпочечников
Ответ: 1.
6. У людей, проживающих в местности с недостатком йода в почве, воде, может развиться (выберите правильный вариант ответа):
11) акромегалия
12) тиреотоксикоз
13) гипотиреоз
14) эндемический зоб
Ответ: 4.
7. Усиленная пигментация кожи наблюдается при гипофункции:
10) щитовидной железы
11) гипофиза
12) надпочечников
13) поджелудочной железы
14) половых желез
Ответ: 3.
8. Степень увеличения щитовидной железы, при которой определяется во время осмотра симптом «толстой шеи»:
9) 0
10) I
11) II
12) III
13) IV
14) V
Ответ: 4.
9. При тиреотоксикозе НЕ отмечаются (выберите один вариант ответа):
10) тахикардия
11) «глазные симптомы»
12) запоры
13) повышение температуры тела
14) снижение массы тела
Ответ: 3.
10. При гипотиреозе НЕ отмечаются (выберите один вариант ответа):
11) влажная кожа
12) грубый голос
13) выпадение волос
14) невнятная речь
15) сонливость
Ответ: 1.
11. Инсулин – белковое вещество с молекулярной массой:
14) 6 000
15) 20 000
16) 3 000
17) 8 000
Ответ: 1.
12. Какие из перечисленных ниже механизмов действия присущи инсулину а) усиление процессов утилизации аминокислот и синтеза белка; б) усиление гликогенолиза; в) торможение липолиза; г) усиление глюконеогенеза. Выберите правильную комбинацию ответов:
15) б, в, г
16) г
17) а, в
18) а, б, в
19) все перечисленное
Ответ: 3.
13. Прохождение глюкозы через мембрану клетки без участия инсулина происходит в следующих тканях: А) нервная; Б) мозговой слой почек; В) эритроциты; г) ткани хрусталика. Выберите правильную комбинацию ответов:
15) а, в
16) а, б, в
17) г, в
18) а, б, в, г
19) б, г
Ответ: 4.
14. Какие симптомы характерны для неосложненного саханого диабета? А) полиурия; б) плохое заживление ран; в) боли в области сердца; г) полидипсия; д) астенический синдром. Выберите правильную комбинацию ответов:
13) а, г
14) в, д
15) б, д
16) а, г, д
17) а, б, г, д
Ответ: 5.
15. При сахарном диабете в анализе крови отмечается, выберите правильный вариант ответа:
16) гиперпротенемия
17) гипопротеинемия
18) гипергликемия
19) гипогликемия
Ответ: 3
.
16. Для синдрома гипергликемии в общем анализе мочи характерны, выберите правильный вариант ответа:
1) цилиндрурия
2) эритроцитурия
3) низкая относительная плотность мочи
4) высокая относительная плотность мочи
Ответ: 4
17. Какой показатель является наиболее надежным критерием степени компенсации сахарного диабета при динамическом наблюдении?
15) С-пептид
16) средняя суточная гликемия
17) гликозилированный гемоглобин
18) уровень контринсулярных гормонов
19) уровень глюкозурии
Ответ: 3.
18. При гипергликемической коме в выдыхаемом воздухе отмечается запах:
1) алкоголя
2) аммиака
3) ацетона
4) сырой печени
5) запах отсутствует
Ответ: 3.
19. Для оказания неотоложной помощи при гипогликемической коме применяют:
1) глюкозу перорально
2) симптомиметики
3) инсулин внутривенно
4) глюкозу внутривенно
Ответ: 4.
20. В диете больного сахарным диабетом можно в неограниченном количестве использовать: а) картофель; б) огурцы; в) масло; г) салат; д) молоко. Выберите правильную комбинацию ответов:
15) а, б
16) а, б, г
17) б, г
18) а, д
19) а, г
Ответ: 3.
Опрос студентов на практическом занятии:
Вопрос 1. Какие железы входят в эндокринную систему, понятие о гипоталямо-гипофизарной оси.
Гипоталямус – высший вегетативный центр, который координирует функции различных внутренних систем, адаптирует их к целостной деятельности организма. Вырабатывает рилизинг факторы со стимулирующей (либрины) и ингибирующим действием (статины), а также вазопрессин и окситоцин, которые накапливаются в гипофизе. Гипофиз состоит из адено и нейрогипофиза, вырабатывает АДГ, АКТГ, ТТГ, лютеинизирующий, фолликулостимулирующий и соматотропный гормоны, пролактин, меланоцитстимулирующий гормон. К эндокринным железам, составляющим гипоталямо-гипофизарную ось, также относят шишковидную железу (эпифиз), тимус, щитовидную и паращитовидные железы, островки Лангерганса (ПЖЖ), надпочечники и половые железы, а также гормоны ЖКТ, периферических органов и тканей.
В организме есть еще ряд органов в которых присутствуют клетки, секретирующие гормонально-активные вещества:
Клетки юкста-гломерулярного аппарата почек секретируют ренин;
Интерстициальные клетки почек секретируется эритропоэтин;
Клетки ЦНС образуются нейроэндокринные пептиды – эндорфины и пр.
Кардиомиоциты правого предсердия образуется предсердный натрий уретический пептид;
Клетки желудочно-кишечного тракта АPUD-системы.
Вопрос 2. Жалобы, объективное обследование пациентов с гиперфункцией щитовидной железы.
Пациенты с гиперфункцией щитовидной железы предъявляют жалобы на повышенную психическую возбудимость, раздражительность, беспокойство, суетливость, невозможность концентрировать внимание; чувство давления в области шеи, затруднение при глотании; ощущение постоянного сердцебиения, иногда перебоев в работе сердца; постоянную диффузную потливость в сочетании с чувством жара; дрожание рук, что мешает выполнять тонкую работу; прогрессирующее похудание, не смотря на хороший аппетит; одышку; поносы; общую мышечную слабость; появление выпячивания глаз, слезотечение, светобоязнь.
При собирании анамнеза необходимо выявить провоцирующие моменты, так толчком к развитию тиреотоксикоза может служить психическая травма, инсоляция.
Вопрос 3. Объективное обследование пациентов с гиперфункцией щитовидной железы.
При общем осмотре для гиперфункции щитовидной железы характерны следующие изменения: суетливое поведение больных, эмоциональная лабильность, плаксивость, быстрая смена настроения, торопливая речь, мелкое дрожание различных частей тела, в том числе пальцев вытянутых рук – симптом Мари, симптом «телеграфного столба» - выраженная дрожь больного при пальпации грудной клетки пациента.