Ученые исследуют жизненную энергию
Энергия и ее влияние — вот суть Пяти Ритуалов полковника Брэдфорда, которые позволяют пить из источника молодости. Могут ли ученые увидеть, измерить и подсчитать количество этой неуловимой, но мощной энергии, которую называют пра-ной, или Ци? Действительно ли она играет важнейшую роль в сохранении здоровья и исцелении болезней, как утверждают китайские мастера акупунктуры? Есть ли в настоящее время научные доказательства восточных энергетических теорий? Несмотря на сопротивление врачей « ученых, упорно придерживающихся западного взгляда на материю, такие доказательства существует.
Возможно, одним из недавних событий, которое приоткрыло дверь в этот мир невидимой энергии, было возникновение в 80-х годах XX века высокотехнологических медицинских аппаратов, которые записывают электромагнитные энергетические поля, окружающие отдельные органы и все тело в целом. Сегодня ученые могут сделать фотографии тончайших электромагнитных полей.
Используя такие методы, как магнитно-резонансная томография и другие, в наше время врачи могут при помощи компьютерных систем получать изображения мозга и других органов. Сегодня МР-томографию широко применяют в больницах и лабораториях в качестве эффективной диагностической техники.
Кроме того, есть поразительное исследование доктора Бьорна Норденстрома из Каролинского института в Швеции. Норденстром выдвигает предположение, что тело имеет систему электрических цепей и что электрическая деятельность является основой процесса исцеления. Его работа показала, что, если усилить электрический поток, текущий по телу, возможно остановить рост раковых клеток. Электрическая система тела, утверждает Норденстром, играет такую же важную роль в сохранении здоровья человека, как и кровообращение.
Последние открытия в сфере иглотерапии значительно продвинули вперед попытки доказать существование невидимой энергии. Немецкий специалист по акупунктуре доктор Рейнхард Волл изобрел приспособление, которое называется дерматрон, и технику, которая называется электроакупунктурой. Доктор Волл использует компьютер для того, чтобы наблюдать за электронными параметрами акупунктурных точек тела. Компьютер считывает показатели до и во время сеанса акупунктуры, направляя действия врача.
Японский исследователь доктор Хироси Мотояма изобрел аппарат для измерения функционирования меридианов и соответствующих внутренних органов, который тоже работает с акупунктурными точками. Этот аппарат имеет 28 электродов, которые врач присоединяет к акупунктурным точкам — обычно на пальцах рук и ног. Компьютер собирает электрические данные, полученные аппаратом. Благодаря своей машине доктор Мотояма обнаружил, что между электрически несбалансированными меридианами и болезненным состоянием соответствующих этим меридианам органов есть прямая связь. «Эксперименты, в которых принимали участие около 2 000 пациентов, предполагают с большой долей вероятности, что относительная величина электронных показателей на коже отражает функциональное состояние энергии Ци в данных меридианах», — сообщил Мотояма.
Доктор Мотояма также изобрел прибор для работы с чакрами, который определяет едва уловимые изменения энергетического состояния всего тела и тех его участков, которые ассоциируют с разными чакрами. Он предположил, что, поскольку чакры связаны с узлами нервной системы и соответствующими органами, изменения характеристик электрических потоков во время физической или умственной деятельности человека должны быть доступны для измерения этим прибором. Полученные результаты привели его к поразительному выводу: «Пси-энергия (Ци), работающая в чакрах, может устранять или создавать энергию на физическом уровне». Другими словами, Ци в чакрах непосредственно влияет на качество и здоровье наших физических органов, и Мотояма получил научные данные, которые могут это подтвердить.
Мотояма, Волл и Норденстром — только некоторые из множества ученых и исследователей, которые сегодня изучают энергетическое поле человека. Они рассказывают нам о его строении, расположении энергетических каналов и их влиянии на здоровье, болезни, исцеление и старение. Они предлагают нам новые способы взаимодействия с энергией, которая лежит в основе нашей жизни. Вполне вероятно, что результаты этих исследований подтвердят и углубят учение полковника Брэдфорда. Несомненно, они помогут нам, западным людям, интересующимся Пятью Ритуалами, полнее понять биохимические и энергетические механизмы, которые делают возможным долголетие. Мы можем с уверенностью сказать, как и полковник Брэдфорд, что источник молодости всегда был в нас самих, но при этом мы опираемся также на научные данные.
Тем не менее если мы будем настаивать, что все, о чем нам поведал полковник Брэдфорд, должно быть научно доказано, нас может постигнуть разочарование. У науки нет всех необходимых для этого инструментов и концепций. И все же нам не обязательно принимать на веру все, сказанное в книге «Око Возрождения». Полковник Брэдфорд — не единственный, кто сообщает о поразительных случаях долголетия. За этими сообщениями стоят великие традиции, прошедшие испытание временем. Секреты и мощь энергии жизненной силы с давних пор тщательно изучаются в Китае, Индии и Тибете, а также в других странах, и то, что для большинства из нас кажется тайной, для жителей этих стран — обыкновенный здравый смысл и даже стандартное знание. Если этот краткий курс философии восточных культур, с точки зрения которых энергия жизни так же осязаема, как для вас — ваша рука, ничего вам не доказал, лучшим доказательством будет личный опыт. Если бы Брэдфорд был с нами сейчас, он мог бы сказать приблизительно следующее: «Исследуйте тайны энергии, если хотите, но практикуйте Пять Ритуалов и сами оценивайте их результаты».
Если вы знакомы с йогой, вы увидите, что Пять Ритуалов и йога во многом схожи. За прошедшие годы снова и снова возникали вопросы о связи между ними. В следующей главе мы исследуем эту важную связь. Кроме того, многие люди задавали вопросы относительно наиболее эффективной практики выполнения Пяти Ритуалов. В следующей главе мы ответим на них и очень подробно остановимся на технике выполнения caмих ритуальных действий.
Ричард Левитон на протяжении двадцати лет работает журналистом и пишет о нетрадиционных методах лечения и укрепления здоровья. Он писал для «East West Journal» (сейчас «Natural Health»), «Yoga Journal», «The Quest». Он автор многих книг, среди них — «The Imagination of Pentecost» («Antroposophic Press», 1994), «Создатели мозга» («Brain Builders»), «Prentice Hall», 1995, и «В поисках Артура» (Looking for Arthur), «Station Hill Press», 1995. Сейчас Левитон является главным редактором журнала «Alternative Medicine Digest» и издательства «Future Medicine Publishing».
Глава 5. Пять Ритуалов и йога: техника для восстановления здоровья и продления жизни
Джефф Мигдоу, доктор медицины, в изложении Лоры Фэй Тэксел
Пять Ритуалов, описанные в книге «Око Возрождения», можно назвать видоизмененными позами хатха-йоги. Я не сомневаюсь, что у «Ока Возрождения» и хатха-йоги один источник. В их основе лежит один и тот же подход к пониманию устройства и функционирования человеческого тела.
Йога — это не религия, это древняя наука, которая дает человеку возможность объединить тело, сознание и дух; само слово «йога» значит «единение». Люди Запада для описания основной концепции йоги могут применить слово «целостность». Позы йоги предназначены для того, чтобы исцелить и укрепить тело, успокоить чувства и прояснить разум, и их можно практиковать ради достижения только этих целей. Однако главным элементом практики йоги считается медитация.
Медитировать — значит делать сознательное усилие, направленное на то, чтобы оставаться безмолвным, спокойным и осознающим. Практика медитации может быть более продвинутой и включать восприятие иного уровня реальности независимо от ваших убеждений и верований. Называете ли вы то, что вы делаете, молитвой, созерцанием или работой с сознанием, медитация — это безмолвное и сосредоточенное наблюдение, благодаря которому вы можете испытать присутствие. Я описываю присутствие как острое ощущение связи с тем, что происходит во мне и вокруг меня. Благодаря ежедневной практике йоги и медитации я четче воспринимаю то, что я делаю каждый миг своей жизни. Я чувствую бодрость, силу, положительный настрой и способность наполнить свою жизнь подлинным значением.
Предназначение практики йоги — создавать физическое расслабление и психический покой, которые необходимы для того, чтобы достичь высшего качества жизни. Упражнения йоги помогают «запрячь в одну упряжку» физическую, умственную и духовную стороны человека, чтобы они могли служить одна другой и гармонично функционировать. Само по себе выполнение поз йоги уже вводит практикующего в медитативное состояние.
Кроме того, йогические асаны помогают развить физическую силу и выносливость, необходимые для практики медитативной духовной техники. Прана, индийский термин, который используют те, кто практикуют йогу, — это и энергия, и дух. Они неотделимо переплетены. Древние греки тоже обнаружили эту связь: пневма — это и дыхание, и дух. Подумайте об одном простом факте: во время медитации необходимо довольно длительное время сидеть выпрямившись совершенно неподвижно. Большинство современных людей — слишком нервные, слишком напряженные и слишком усталые — способны сидеть без движения всего лишь несколько минут. Позы йоги тренируют тело и готовят практикующего к тому, чтобы он мог долго сидеть неподвижно, скрестив ноги, выпрямив позвоночник и при этом ни на что не опираясь. В тантрической литературе (религиозных текстах) написано, что сам Будда однажды сказал: «Без идеально здорового тела человек не может познать блаженства».
В последние годы современная наука начала обосновывать и подтверждать положительное психологическое и физиологическое воздействие практики йоги, медитации и сходных с йогой техник, подобных «Оку Возрождения».
В «Журнале индийских медицинских исследований» были опубликованы результаты одного эксперимента, которые свидетельствуют, что после шести месяцев ежедневной практики йогических асан (поз) наблюдается уменьшение частоты пульса, снижение кровяного давления, потеря веса и замедление дыхания, которое сопровождается увеличением объема легких и грудной клетки, и, кроме того, практикующие гораздо реже испытывают беспокойство. Дальнейшее исследование показало, что регулярная практика йоги приводит к уменьшению физиологического стресса, снижению уровня холестерина, нормализации уровня сахара в крови, увеличению количества мозговых альфа-волн (которые ассоциируются с релаксацией) и общему улучшению состояния здоровья.
Другие многочисленные исследования показали сходные результаты. Т. Дж. Торп, доктор философии, из университета Теннеси, обнаружил, что люди, регулярно практикующие йогу, меньше беспокоятся и нервничают. Многие из его наблюдаемых стали меньше страдать от бессонницы, усталости, головных болей, различных недомоганий в теле, головокружения, искривлений позвоночника, плохой подвижности суставов и кожных заболеваний. Йога помогла людям, страдающим от ожирения, были также случаи уменьшения потребления алкоголя и никотина. К положительным результатам относится также обретение уравновешенности, покоя и радости, улучшение личных отношений и повышение способности концентрироваться.
В ходе другого эксперимента доктор В. X. Дханарай из университета Альберты в Канаде сравнивал группу людей, которые на протяжении шести недель занимались йогой, с группой тех, кто выполняли на протяжении того же времени обычные физические упражнения. Он обнаружил, что в первой группе следующие физиологические показатели были значительно лучше, чем во второй: клеточный метаболизм, потребление кислорода, объем легких, деятельность сердца и щитовидной железы, уровень гемоглобина, количество красных кровяных клеток, а также подвижность суставов.
От Индии до Тибета: историческая связь между йогой и техникой «Oкo Возрождения»
Ученые считают, что буддийский мастер Миларепа принес йогу в Тибет из Индии в XI или XII веке. Я полагаю, что в те древние времена, как и сегодня, люди, жившие в Тибете, не отделяли свою духовную жизнь от повседневного существования. Они верили, что присутствие Бога можно ощутить, используя свою собственную жизненную силу. Они экспериментировали с разными техниками, которые помогали им связывать физическое тело с духовной сущностью, с душой. Я уверен, что со временем тибетские монахи открыли для себя эффективную комбинацию упражнений йоги, которую мы сегодня называем техникой «Око Возрождения». Суровые условия жизни в горах, вероятно, обусловили особый акцент этой практики на развитии силы и выносливости.
Думаю, Пять Ритуалов весьма специфичны в том смысле, что, являясь очень древней техникой, они пришли к нам без искажений. Сравните: большинство комплексов йогических упражнений, которым сегодня учат на Западе, были созданы за последние 50 лет. Медитативные техники и позы остаются древними, но способы, которыми их практикуют, часто являются результатом современной адаптации. Согласно традиции, техника выполнения поз йоги передавалась устно от учителя к ученику, и поэтому постоянно модифицировалась. Однако что касается формы и последовательности выполнения пяти ритуальных действий, я полагаю, что они остаются неизменными уже сотни лет. И, по моему мнению, очень важно следовать инструкциям полковника Брэдфорда, не меняя ни техники выполнения, ни последовательности Пяти Ритуалов. Я медик, к тому же практикую и йогу, и Око Возрождения, и поэтому мне понятно, почему Ритуалы расположены именно в таком порядке. Множество людей по-прежнему находят эту технику эффективной и получают положительные результаты, что является лучшим доказательством того, что в нее не следует вносить изменения.
Энергетическая схема тела: генеральный план для управления энергией
Согласно тем системам мышления, в которых берут начало йога и «Око Возрождения», в человеке есть определенное количество энергетических центров. В йоге они называются чакрами, а тибетские монахи описывают их как вихри. Специальные движения могут стимулировать и «открывать» эти энергетические центры (см. главу 4).
Йога утверждает, что чакры расположены не в самом физическом теле. Они составляют так называемое эфирное тело, то есть энергетическое поле, которое окружает ваше физическое тело. Но их местоположение соответствует определенным точкам в теле, где жизненная энергия перетекает в нервную систему.
Люди, практикующие и понимающие йогу, считают, что мы не только производим энергию в теле, но также получаем ее извне. Другие культуры и системы оздоровления содержат подобные концепции: в Китае эту тонкую жизненную энергию называют Ци. А в «Оке Возрождения» полковник Брэдфорд использует индийский термин прана (жизненная энергия). (Более подробное обсуждение темы чакр вы найдете в главе 4.)
Для западного ума идея о невидимых чакрах и тонкой энергии вначале может показаться весьма странной. Но разве это более странно, чем принцип работы телевизора? Параболическая антенна, установленная на крыше, принимает невидимые электромагнитные волны. Мы не видим, как эти волны струятся в воздухе, но знаем, что они существуют. Когда вся система работает должным образом, они преобразуются в яркие картины на экранах наших телевизоров.
Чакры подобны параболическим антеннам: они «улавливают» необходимую нам энергию. В сущности, из рассказа Питера Кэлдера следует: тибетские монахи учили полковника, что вихри являются мощными электрическими полями. Когда они сбалансированы и вращаются с нормальной скоростью, энергия жизненной силы течет по телу должным образом.
Наука уже подтвердила, что этот древний взгляд на строение человеческого тела имеет реальные биологические основания. Сегодня мы знаем, что на месте расположения каждой чакры находятся пучки нервных волокон, которые называются сплетениями. Эти сплетения — части симпатической нервной системы, которая помогает возбуждать и стимулировать деятельность органов и желез тела. Это та «активирующая» система, которая, например, приказывает сердцу биться, а легким -расширяться и сокращаться.
Два пути к здоровой жизни
Хотя между йогой и практикой Ока Возрождения есть много общего, между ними имеются и отличия. Мне кажется, что Пять Ритуалов являются более простым и практичным способом получить те же результаты, которые дают серьезные занятия йогой. Ритуалы меньше обескураживают, и, имея четкие инструкции, вполне возможно научиться выполнять их самостоятельно, ведь их легче запомнить, чем необычные и зачастую сложные позы традиционной йоги. Ритуальные действия более привлекательны для современного человека, так как предполагают повторение одних и тех же движений, что напоминает нам привычные физические упражнения. К тому же на их выполнение не требуется слишком много времени, и людям это тоже нравится.
Однако важно понимать, что ритуальные действия и йога не соперничают друг с другом. Я не хочу сказать, что одно лучше другого. Это связанные техники, хотя и разные, поэтому они могут эффективно дополнять друг друга.
Некоторым людям может вначале показаться, что выполнять Ритуалы сложнее, чем асаны йоги. Они могут стать достойным вызовом, так как для их правильного и полного выполнения необходима мышечная сила, определенная гибкость и чувство равновесия. Хорошим подспорьем для начинающих могут стать основные позы йоги, которые в большинстве случаев удерживаются на протяжении примерно 20 секунд и которые можно выполнять в качестве разогревающих упражнений перед требующими определенного напряжения ритуальными действиями.