Средства для ингаляционного наркоза
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Медицинский колледж
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
____________Т.З. Галейшина
«___» ___________ 20____ г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА лекции на тему: «Средства, влияющие на центральную нервную систему
(общие анестетики, снотворные средства, анальгетики)»
Дисциплина «Фармакология»
Специальность 34.02.01. Сестринское дело
Курс: 1
Семестр: I
Количество часов 2 часа
Уфа 20____г.
Тема: «Средства, влияющие на центральную нервную систему
(общие анестетики, снотворные средства, анальгетики)»
на основании рабочей программы учебной дисциплины «Фармакология»
утвержденной «_____»_______20____ года
Рецензенты по представляемой лекции:
1.
2.
Автор: М. У. Широчян
Утверждена на заседании учебно-методического совета колледжа от «______»________20____г.
1. Тема: «Средства, влияющие на центральную нервную систему
(общие анестетики, снотворные средства, анальгетики)»
2. Курс: 1 семестр: I
3. Продолжительность: комбинированного урока 2 часа
4. Контингент слушателей – обучающиеся
5. Учебная цель: закрепить и проверить знания по теме: «Средства, влияющие на эфферентную нервную систему (адренергические средства)», усвоить знания по новой теме: «Средства, влияющие на центральную нервную систему
(общие анестетики, снотворные средства, анальгетики)»
6. Иллюстративный материал и оснащение (мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, тестовые задания, информационный блок).
7. Обучающийся должен знать:
· Средства для ингаляционного наркоза (эфир для наркоза, фторотан, азота закись).
· История открытия наркоза. Стадии наркоза. Особенности действия отдельных препаратов. Применение. Осложнение при наркозе.
· Средства, для неингаляционного наркоза (тиопентал-натрий, пропанид, натрия оксибутират, кетамин). Отличие неингаляционных средств для наркоза от ингаляционных. Пути введения, активность, продолжительность действия отдельных препаратов. Применение в медицинской практике. Возможные осложнения.
· Этанол (спирт этиловый) Влияние на центральную нервную систему. Влияние на функции пищеварительного тракта. Действие на кожу, слизистые оболочки. Противомикробные свойства. Показания к применению.
· Снотворные средства
- Барбитураты (фенобарбитал, этаминал – натрий, нитразепам);
- Бензадиазепины (темазепам, триазолам, оксазолам, лоразепам)
- Циклопирролоны (зопиклон)
- Фенотиазины (дипразин, прометазин)
· Снотворные средства, принцип действия. Влияние на структуру сна. Применение. Побочные эффекты. Возможность развития лекарственной зависимости.
· Анальгетические средства:
- Наркотические анальгетики – препараты опия (морфина гидрохлорид омнопон, кодеин). Синтетические наркотические анальгетики (промедол, фентанил, пентозацин, трамадол) их фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты.
- Ненаркотические анальгетики, нестероидные противовоспалительные средства (метамизол-натрий (анальгин), амидопирин, кислота ацетилсалициловая). Механизм болеутоляющего действия. Противовосполительные и жаропонижающие свойства. Применение. Побочные эффекты.
Формируемые компетенции: изучение темы способствует формированию
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ХРОНОКАРТА КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА по теме: «Средства, действующие на центральную нервную систему (общие анестетики, снотворные средства, анальгетики)»
№ п/п | Содержание и структура занятия | Время (мин.) | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося | Методическое обоснование |
1. | Организационный момент | -приветствие обучающихся -проверка готовности аудитории к уроку -отметка отсутствующих | -приветствие преподавателя -доклад дежурного об отсутствующих обучающихся | -осуществление психологического настроя к учебной деятельности, воспитание организованности, дисциплинированности, делового подхода -активизация внимания обучающихся | |
2. | Определение целей занятия | -доведение плана проведения занятия | -продумывают ход этапов учебной деятельности | -создание целостного представления о занятии -концентрация внимания на предстоящей работе -формирование интереса и осмысление мотивации учебной деятельности. | |
3. | Контроль и коррекция знаний по предыдущей теме: «Средства, действующие на эфферентную иннервацию (адренергические средства)» | -опрос фронтальный -решение КИМов для текущего контроля | - отвечают на вопросы по предыдущей теме -демонстрируют уровень самостоятельной подготовки к уроку -коллективно корректируют пробелы в знаниях | -определение уровня самостоятельной подготовки обучающихся к уроку, полноты выполнения домашнего задания -коррекция пробелов в знаниях -развитие само и взаимоконтроля | |
4. | Мотивация темы | -подчеркивает актуальность темы | -записывают тему в тетрадь | -формирование познавательных интересов, концентрация внимания на изучаемой теме | |
5. | Лекция-беседа с элементами интерактивности | -обеспечивает осознанность формирования знаний по теме | конспектирование темы в тетрадь | -формирование знаний по теме «Средства, влияющие на систему крови» | |
6. | Подведение итогов занятия, закрепление материала | -отражает основные вопросы темы -с помощью обучающихся анализирует достижение целей занятия; | -определяют уровень освоения материала и достижения целей урока | -развитие аналитической деятельности -формирование самоконтроля и взаимоконтроля | |
7. | Домашнее задание, задание для самостоятельной работы | -предлагает записать домашнее задание: подготовить тему «Средства, действующие на центральную нервную систему (общие анестетики, снотворные средства, анальгетики)» к следующему теоретическому занятию. | -записывают домашнее задание | -стимулирование познавательной деятельности обучающихся и интереса к освоению учебного материала |
Все лекарственные вещества, действующие на ЦНС, условно можно разделить на две группы:
1. угнетающие функции ЦНС (средства для наркоза, снотворные, противосудорожные средства, наркотические анальгетики, некоторые психотропные средства (нейролептики, транквилизаторы, седативные);
2. возбуждающие функции ЦНС (аналептики, психостимуляторы, общетонизирующие, ноотропные средства).
Средства для наркоза
Наркоз - обратимое угнетение ЦНС, которое сопровождается потерей сознания, отсутствием всех видов чувствительности, угнетением спинномозговых рефлексов и расслаблением скелетных мышц при сохранении функции дыхательного и сосудодвигательного центов.
Официальной датой открытия наркоза считается 1846 год, когда американский стоматолог Уильям Мортон применил для обезболивания операции удаления зуба эфир.
В действии этилового эфира выделяют 4 стадии:
I — стадия анальгезии характеризуется снижением болевой чувствительности, постепенным угнетением сознания. ЧДД, пульс и АД не изменены.
II — стадия возбуждения, причиной которого является выключение тормозных влияний коры головного мозга на подкорковые центры. Возникает «бунт подкорки». Сознание утрачивается, развивается речевое и двигательное возбуждение. Дыхание нерегулярное, отмечается тахикардия, АД повышено, зрачки расширены, усиливается кашлевой и рвотный рефлексы, возможно возникновение рвоты. Спинномозговые рефлексы и мышечный тонус повышены.
III — стадия хирургического наркоза. Характеризуется подавлением функции коры мозга, подкорковых центров и спинного мозга. Жизненно важные центры продолговатого мозга – дыхательный и сосудодвигательный продолжают функционировать. Нормализуется дыхание, АД стабилизируется, снижается мышечный тонус, угнетаются рефлексы. Зрачки сужены.
В этой стадии выделяют 4 уровня:
III1 — поверхностный наркоз;
III2 — легкий наркоз;
III3 — глубокий наркоз;
III4 — сверхглубокий наркоз.
IV — стадия восстановления. Наступает при прекращении введения препарата. Постепенно происходит восстановление функций ЦНС в порядке, обратном их появлению. При передозировке средств для наркоза развивается агональная стадия, обусловленная угнетением дыхательного и сосудодвигательного центров.
Требования к средствам для наркоза:
· быстрота наступления наркоза без выраженного возбуждения
· достаточная глубина наркоза, позволяющая проводить операцию в оптимальных условиях
· хорошая управляемость глубиной наркоза
· быстрый и без последствий выход из наркоза
· достаточная наркотическая широта - диапазон между концентрацией вещества, вызывающей стадию глубокого хирургического наркоза, и минимальной токсической концентрацией, вызывающей остановку дыхания вследствие угнетения дыхательного центра
· не вызывать раздражения тканей в месте введения
· минимальные побочные эффекты
· не должны быть взрывоопасными.
Средства для ингаляционного наркоза
Летучие жидкости
Диэтиловый эфир, Галотан (Фторотан), энфлуран (Этран), изофлуран (Форан), севофлуран.
Газообразные вещества
Азота закись