Менеджмент как отрасль науки и практической деятельности руководителей органов и учреждений здравоохранения

Менеджмент (от англ. menegement - управление, организация) — это деятельность, направленная на совершенствование форм управления, повышение эффективности производства с помощью совокупности принципов, методов и средств, активизирующих трудовую деятельность, интеллект и мотивы поведения, как отдельных сотрудников, так и всего коллектива.

Управление целенаправленный, поступательный процесс,

обеспечивающий эффективное функционирование системы и ее развитие в определенных условиях при имеющихся ресурсах.

Элементы процесса управления:

Субъект управления - исполнитель указаний руководителя.

Предмет и продукт труда в управлении - информация, на основании которой в результате управленческой деятельности создается решение, опираясь на которое объект управления может предпринимать конкретные действия.

Менеджер - лицо, организующее конкретную работу определенного числа сотрудников в условиях рыночного хозяйствования на основе современных методов управления.

Цель менеджмента - достижение высокого уровня эффективности производства, качества продукции и услуг при постоянном расширении и обновлении их номенклатуры.

Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения обшей цели или целей.

Системный подход - это комплексное изучение явления или процесса как единого, целого с позиций системного анализа, т.е. уточнение сложной проблемы и ее структуризация в серию задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождение критериев их решения, детализация целей, конструирование эффективной организации для достижения целей.

Принцип управления - руководящие правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются менеджеры и органы управления. Они определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления.

Принципы управления:

- Организационные, координационные и оперативные, которые направлены на активизации и усиление мотивации деятельности каждого сотрудника и всего коллектива. Среди них: власть и централизация, линейное управление, порядок, стабильность, инициатива.Принципы развития, направленные на оптимизацию взаимоотношений и повышение эффективности и коллективной деятельности. Это дисциплина, справедливость, подчинение индивидуальных интересов общим, кооперативный дух, постоянство персонала, вознаграждения и др.

-Принципы повышения имиджа, авторитета, представительства учреждения.Методы управления бывают организационно-распорядительные, экономико-хозяйственные, правовые и социально-психологические. К методам управления относят:-методы подкрепления и стимулирования;-методы регулирования поведения;-методы по оптимизации трудового процесса и роста ответственности сотрудников;-развитие инициативы сотрудников и повышение индивидуального мастерства.

Среди функций управления выделяют:1.Технические операции — производство (для медицинских учреждений - это диагностика, экспертиза, реабилитация, меры профилактики и др.)2.Коммерческие - покупка, продажа, обмен (для медицинских учреждений - это продажа отдельных видов медицинских услуг).3.Финансовые операции - привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности.4.Страховые - страхование и охрана имущества и лиц. 5.Учетные - бухгалтерия, учет, статистика и др.6.Административные - перспективное программно-целевое планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль.

125. Планирование здравоохранения6опредиление, принципы, задачи, направления

Планирование как составная часть управления экономикой представляет собой совокупность методов и средств, позволяющих выбрать оптимальный вариант развития, обеспечивающий эффективное использование ресурсов. Планирование подразделяется:

1.no уровню:а)федерации (государственное планирование),б)отраслей (отраслевое планирование),в)регионов (региональное тонирование),г)отдельных организаций, предприятий, учреждений,
2. по фактору времени:а) текущее,б)перспективное,в)целевое,
3.по методам:а) балансовое,б) нормативное.

Чтобы добиться наиболее рационального использования ограниченных ресурсов, необходимо возможно точнее определять их отдачу, сопоставлять ее с затратами, сравнивать различные варианты программ развития с точки зрения издержек и выгод.

Планирование здравоохранения - это обоснование и разработка потребности населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно -противоэпидемическом обслуживании в соответствии с возможностями их у дов л етворе ния.

Принципы :

1 .обеспечение социальных гарантий - населения в получении необходимой медицинской помощи, и в первую очередь реализации Программы госгарантий; 2.соответствие ресурсов здравоохранения потребностям населения в медицинской помощи.

Развитие здравоохранения должно проходить при соблюдении следующих условий:

- единство целей развития системы на разных уровнях организации и управления как на текущий период, так и на перспективу;

- эффективное использование материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов медицинских учреждений;

- укрепление материально-технической базы медицинских учреждений;

- повышение качества и эффективности медицинского обслуживания.

В рыночных отношениях возрастает роль оптимального планирования, когда для наиболее полного удовлетворения потребности населения в услугах здравоохранения, с учетом состояния материально - технической и ресурсной базы, выбирается вариант дальнейшего развития системы. С этой целью:

1. анализируются комплексные показатели:-материально - техническая база ЛПУ в регионе;-нормативы обеспечения населения медицинской помощью;-здоровье населения и его динамика;-финансовые, материальные и трудовые ресурсы здравоохранения региона; -диспансеризация и профилактическая работа;-дальнейшего развития медицинской помощи по основным ее видам с учетом демографических особенностей в регионе;-развития медицинского страхования (ОМС и ДМС);-внедрения ресурсосберегающих технологий;-совершенствования системы управления здравоохранением;-повышения качества медицинского обеспечения населения.

Переход на экономические методы управления отраслью предполагает изменение подходов и к планированию на уровне ЛПУ. При сохранении бюджетного планирования (планомерного процесса составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета) вместо привычных объемных показателей, отражающих количество посещений, койко — дни и т.д., решающее значение приобретают финансовые нормативы. Преимущество экономических методов планирования в том, что они создают материальные стимулы, влияют на размер заработной платы медицинских работников. При этом необходимы комплексные показатели качества и результативности, наиболее полно характеризующие цели, стоящие перед медицинским учреждением него подразделениями.

Планирование работы ЛПУ заключается в определении: 1.основных целей и функций ЛПУ и показателей, выполнение которых способствует достижению этих целей;2. в идо в и объемов медицинской помощи с учетом уровня заболеваемости и половозрастной структуры обслуживаемого населения;З.потребности в финансовых и материальных ресурсах и расчетах финансовых нормативов;4.максимальных объемных показателей деятельности с учетом планируемых объем ов ф инанс иро вания из всех источников.

Важнейшим этапом планирования является анализ системы оказания медицинской помощи населения по следующим параметрам:-степень доступности для населения медицинской помощи в рамках территориальной Программы госгарантий;

- качество оказания медицинской помощи; -эффективность использования существующих мощностей ЛПУ.

Коммерциализация здравоохранения, выражающаяся в увеличении объема платных медицинских услуг, внедрении различных организационно - правовых форм предпринимательства и развитии частной врачебной практики, предопределяет изменение экономического статуса медицинской организации. Теперь и пациент, и ЛПУ являются участниками рынка медицинских услуг. В этих условиях возрастает значение такого направления деятельности самостоятельно хозяйствующей у с лугопро из водя ще й организации, как бизнес -планирование.

Бизнес - план - это четко структурированный документ, описывающий*все основные аспекты деятельности медицинской организации с момента ее создания до вывода на проектную мощность.

Бизнес - план включает разработку цели проекта, оценку фактических экономических показателей медицинской организации, анализ рынка и информацию о клиентах, определение конкурентной стратегии для достижения поставленных целей. Качественно составленный бизнес — план повышает шансы организации в получении финансовых средств от предполагаемого инвестора.

Планирования и прогнозирования общественного здоровья и здравоохранениявиды и методы планирования.

Прогнозирование по своей сути означает «предвидение» и основано на познании законов природы, общества, человеческого мышления. В зависимости от степени конкретизации и характера воздействия на ход исследуемых процессов (объектов) различают гипотезу и прогноз.

Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Прогноз - это комплекс аргументированных предположений (выраженных в качественной и количественной формах) относительно будущих параметров системы.

Прогноз, по сравнению с гипотезой, более определен и достоверен, имеет качественные и количественные параметры. В то же время прогноз вероятностен и многовариантен, что обусловлено наличием неопределенностей в отображаемой им в будущем действительности. Именно поэтому прогноз, не определяя параметры развития системы с абсолютной точностью, раскрывает возможные альтернативы, положительные и отрицательные тенденции, противоречия и условия, при которых обеспечивается решение поставленных задач. Он может иметь несколько вариантов в зависимости от вероятностного воздействия различных факторов.

 

Прогнозы в здравоохранении могут разрабатываться по следующим основным направлениям:

• прогнозы здоровья населения;• прогнозы развития отдельных видов медицинской помощи, специализированных служб;• прогнозы финансово-хозяйственной деятельности системы здравоохранения и др.

Хотя такие прогнозы и разрабатываются для отдельных служб, они между собой взаимосвязаны. На их основе должен разрабатываться прогноз развития системы здравоохранения в целом, который, в свою очередь, должен стать составной частью прогноза социальноэкономического развития страны.

В Российской Федерации прогнозы социально-экономического развития разрабатываются на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. В здравоохранении в зависимости от поставленных задач выделяют следующие формы прогнозов:

• оперативные (текущие);• краткосрочные (годовые);• перспективные (среднесрочные - 3-5-летние и долгосрочные - 10 лет и более).

В современной теории управления прогнозирование тесно связано с математическим моделированием процессов, сценарии развития которых предполагаются в будущем. Для построения таких математических моделей (например, прогнозирование рождаемости, смертности, структуры и уровня заболеваемости, физического здоровья населения, потребности здравоохранения в отдельных видах ресурсного обеспечения и др.) необходима исчерпывающая информация за значительный (не менее 10-12 лет) ретроспективный период наблюдения. В основе разработки таких математических моделей лежит регрессионный анализ, а также построение и анализ динамических рядов с экстраполяцией полученных данных.

 

Однако для получения качественных и достоверных прогнозов развития той или иной ситуации нельзя ограничиваться только математическим моделированием. Построения математических моделей целесообразно сочетать с другими способами построения прогнозов, в первую очередь с методами экспертных оценок (Дельфи, ПАТТЕРН и др.). Эксперты, применяя методы качественного и количественного анализа, отбирают наиболее важные факторы, оценивают их взаимосвязи, влияние на тенденцию в развитии того или иного явления и определяют тем самым вероятность достижения тех или иных результатов в будущем.

В теории и практике управления известно более 150 методов прогнозирования, которые можно объединить в четыре основные группы:

1) экспертные оценки;2) экстраполяция;3) моделирование;4) комбинированные прогнозы.

Таким образом, в здравоохранении прогнозирование представляет важнейшую функцию управления, так как ценой ошибок при принятии управленческого решения могут быть здоровье и даже жизнь десятков и сотен тысяч людей.

Виды планирования в здравоохранении

С учетом политической и социально-экономической ситуации в стране, приоритетов и поставленных задач в области охраны здоровья населения выделяют следующие виды планирования в здравоохранении:

• стратегическое;• перспективное;• текущее.

Стратегическое планирование определяет цели, задачи, приоритеты, ресурсы, прогнозируемые результаты деятельности системы здравоохранения в целом и отдельных медицинских организаций на перспективу 10 лет и более.

Стратегическое планирование осуществляется на двух уровнях управления:

• федеральном;• субъекта РФ.

Стратегическое планирование на федеральном уровне. Министерство здравоохранения и социального развития РФ разрабатывает и утверждает:

• стратегические цели, задачи и приоритеты развития здравоохранения РФ;• прогнозируемые показатели состояния здоровья населения и деятельности системы здравоохранения; •федеральные нормативы, стандарты и методику их разработки с учетом региональных особенностей субъектов РФ; • федеральные целевые медико-социальные программы.

 

Стратегическое планирование на уровне субъектов РФ. Задача органов управления здравоохранения субъектов РФ состоит в разработке стратегических планов формирования эффективной системы оказания населению территории доступной медицинской помощи на перспективу 10 лет и более. Эта работа осуществляется на основе индикаторов (показателей), устанавливаемых на федеральном уровне с учетом региональных особенностей состояния здоровья и действующей системы здравоохранения.

Разработка стратегических планов на уровне субъекта РФ предусматривает следующие этапы:

• анализ и прогноз состояния здоровья населения территории на расчетный период;• определение цели, задач и приоритетов развития здравоохранения на расчетный период;• расчет прогнозируемых показателей деятельности системы здравоохранения территории;• разработка и утверждение региональных нормативов для планирования развития системы здравоохранения территории;• определение необходимых для достижения поставленных целей и задач ресурсов, источников их получения;• разработка и утверждение планов и целевых медико-социальных программ развития системы здравоохранения субъекта РФ.

Перспективное планирование предусматривает разработку планов и программ развития здравоохранения субъектов РФ и муниципальных образований в рамках утвержденных стратегических планов, как правило, на 3-5 лет. Методология составления этих планов и программ в здравоохранении муниципальных образований должна в целом соответствовать подходам перспективного планирования на уровне субъекта Российской Федерации, но при этом учитывать имеющиеся особенности социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов.

Текущее планирование предусматривает разработку ежегодных планов и программ деятельности системы здравоохранения субъектов РФ, муниципальных образований и конкретных организаций здравоохранения в соответствии с перспективными планами и программами, утвержденными на уровне субъекта РФ и муниципального образования. Методы планирования в здравоохранении

Наши рекомендации