Модуль по эмбриологии (ii).
Модуль по цитологии (I).
Тема практического занятия №1: Введение в курс гистологии, цитологии и эмбриологии.
К занятию студенты должны иметь:
1. Общую тетрадь для практических занятий и выполнения обязательной внеаудиторной самостоятельной работы, тетрадь для лекций.
2. Набор цветных карандашей.
К первому занятию необходимо повторить материал по правилам работы с микроскопом и основные вопросы цитологии (ранее изучаемые в курсе биологии).
Требования к форме одежды:
Студентам необходимо приходить на кафедру гистологии в белых халатах, шапочках, а также иметь сменную обувь.
Тема практического занятия №2: Ядро клетки. Характеристика ядра как генетического центра клетки. Общий план строения неделящегося ядра: хроматин, ядрышко, ядерная оболочка, кариоплазма (нуклеоплазм
1. Ядро клетки. Характеристика ядра как генетического центра клетки. Роль ядра в хранении и передаче генетической информации и в синтезе белка.
2. Хроматин. Строение и химический состав. Хроматин как форма существования хромосом в неделящемся ядре.
3. Морфология митотических хромосом. Кариотип.
4. Ядрышко. Ядерная оболочка. Кариоплазма.
5. Взаимодействие структур ядра и цитоплазмы в процессе синтеза белка и небелковых веществ в клетках.
Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа:
1.Зарисовать основные виды межклеточных контактов с их полным описанием:
а). Простые.
б). Сложные: запирающие (изолирующие) – плотный контакт;
заякоривающие (сцепляющий) – адгезивный поясок, десмосомы, полудесмосомы, фокальный контакт;
коммуникационные (обменные) –щелевые соединения (нексусы), синаптические соединения.
2. Подготовка к тестовому контролю.
Тема практического занятия №3: Воспроизведение клеток.
1. Митоз, как основной способ репродукции клеток.
2. Мейоз. Его особенности и биологическое значение.
3. Эндорепродукция. Основные формы, биологическое значение. Понятие о плоидности клеток. Полиплоидия.
4. Понятие о жизненном цикле клеток. Особенности жизненного цикла у различных видов клеток.
Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа:
1. Зарисовать с полным описаниеморганеллы цитоплазмы:
1. Органеллы, участвующие в биосинтезе веществ в клетках.
2. Органеллы, участвующие во внутриклеточном пищеварении, защитных и обезвреживающих реакциях.
3. Органеллы, участвующие в процессах выведения веществ из клетки.
4. Органеллы, участвующие в энергопроизводстве.
5. Органеллы, составляющие цитоскелет клетки: центриоли, реснички и жгутики.
6. Специальные органеллы – микроворсинки, базальные складки, реснички, жгутики, тонофибриллы, миофибриллы и нейрофибриллы.
2. Подготовка к тестовому контролю.
Тема практического занятия № 4. Рубежный контроль (итоговое занятие) по цитологии.
Проводится в форме тестового контроля по вопросам цитологии с обязательной проверкой тетрадей.
Модуль по эмбриологии (II).
Тема практического занятия №5: Введение в общую эмбриологию. Основные этапы развития позвоночных. Половые клетки, оплодотворение, дробление. Характеристика бластул. Гаструляция. Формирование осевых органов (на примере развития бесчерепных и амфибий).
1. Предмет и задачи эмбриологии.
2. Понятие об онтогенезе и филогенезе, связь онтогенеза и филогенеза. Характеристика основных этапов эмбриогенеза.
3. Половые клетки. Морфо-функциональная характеристика яйцеклеток и сперматозоидов. Роль ядра и цитоплазмы в передаче и реализации наследственной информации.
4.Оплодотворение (биологическое значение процесса оплодотворения и его основные этапы).
5. Типы дробления. Особенности строения бластул различных позвоночных (на примере ланцетника и амфибий).
6. Гаструляция. Основные способы гаструляции (на примере ланцетника и амфибий).
7. Формирование осевых органов. Дифференцировка мезодермы.
Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа:
- зарисовать в тетрадь для самостоятельной работы основные этапы эмбрионального развития позвоночных на примере ланцетника: дробление – 471,481, 72, 102; гаструляция, дифференцировка зародышевых листков, формирование комплекса осевых органов – 501, 152, 172 стр.
Литература:
1. Введение в эмбриологию: учебное пособие для студентов медицинских вузов / А.А. Стадников, Н.Н. Шевлюк, Ю.П. Семченко; под ред. проф. А.А. Стадникова и проф. Н.Н. Шевлюка. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. – 272 с.
2. Методические указания для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинского института по разделу «Общая эмбриология», 1986.
Тема практического занятия №6. Эмбриональное развитие человека (половые клетки, оплодотворение, дробление, первая и вторая фазы гаструляции). Особенности развития человека по сравнению с развитием млекопитающих.
1. Морфофункциональная характеристика половых клеток человека.
2. Оплодотворение, дробление и строение бластулы у человека.
3. Имплантация зародыша. Особенности имплантации зародыша человека.
4. Характеристика процесса гаструляции у человека. Особенности 1-й и 2-й фаз гаструляции человека.
5. Особенности эмбрионального развития человека в сравнении с эмбриогенезом млекопитающих.
Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа: зарисовать строение половых клеток – 361, 371 стр.;
- зарисовать схему сперматогенеза и овогенеза и отметить в них: название периодов развития; названия всех разновидностей половых клеток; отметить распределение кариотипа человека; распределение половых хромосом - 391, 401 стр.;
- оплодотворение – определение и этапы.
Литература:
1. Введение в эмбриологию: учебное пособие для студентов медицинских вузов / А.А. Стадников, Н.Н. Шевлюк, Ю.П. Семченко; под ред. проф. А.А. Стадникова и проф. Н.Н. Шевлюка. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. – 272 с.
Тема практического занятия №7. Эмбриональное развитие человека (формирование осевых органов, развитие зародышевых оболочек). Типы плацент млекопитающих. Плацента человека. Критические периоды развития человека.
1. Дифференцировка зародышевых листков, образование осевого комплекса зачатков органов у человека на 2-й-3-й неделе развития. Мезенхима.
2. Формирование, строение и функции зародышевых оболочек и провизорных органов у человека.
3. Связь зародыша человека с материнским организмом. Формирование плаценты. Плацента человека, её развитие, строение, функции.
4. Понятие о критических периодах во внутриутробном и постнатальном развитии. Влияние экзо- и эндогенных факторов на развитие. Вклад П.Г. Светлова в разработку о критических периодах.
Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа: зарисовать плод человека на стадии 9,5 недель –1263, 1114, 1255 стр. Типы плацент млекопитающих и гематоплацентарный барьер на примере структуры ворсинки плаценты человека – 861, 442 стр.
Литература:
1. Введение в эмбриологию: учебное пособие для студентов медицинских вузов / А.А. Стадников, Н.Н. Шевлюк, Ю.П. Семченко; под ред. проф. А.А. Стадникова и проф. Н.Н. Шевлюка. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. – 272 с.
2. Методические указания для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинского института по разделу «Общая эмбриология», 1986.
3. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник / Ю.И. Афанасьев, С.Л. Кузнецов, Н.А. Юрина, Е.Ф. Котовский и др.; под ред Ю.И. Афанасьева, С.Л. Кузнецова, Н.А. Юриной. – 6-е изд., переб и доп. – М.: Медицина, 2004. – 768 с.: ил.
4. Гистология. Под ред В.Г. Елисеева, Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной. – 3-е изд. – М.: Медицина, 1983, 592 с.
5. Гистология: Учебник / Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юрина, Б.В. Алёшин и др.; под ред. Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной – 4-е изд. Переработанное и дополненное – М.: Медицина, 1989.