Причины дефектов лечебно-профилактических мероприятий.

Для установления причины дефекта нужно выяснить, в результате каких нарушений взаимодействия медицинс­кого работника и больного возник данный дефект.

Дефекты могут иметь объективные и субъективные причины.

Объективные причины связаны с общими условиями деятель­ности и естественными ограничениями существующих ме­тодов транспортировки, диагностики и лечения больных. К ним относят:

1. недостатки в организации лечебно-профи­лактических мероприятий и в проведении диспансерного обследования;

2. недостатки в работе различных врачебных комиссий,

3. трудности в про­ведении лечебно-профилактических мероприятий, напри­мер, обусловленные тяжестью состояния больного (пострадавшего), а также его отказом от обследования.

4. трудности в про­ведении диагностических мероприятий,

Под недостатками в организации лечебно-профи­лактических мероприятийна внестационарном этапе следует понимать:

1. не проведение активного выявления больных, что приводит к позднему обращению за медицинской помощью;

2. неправильную организацию (или не проведение) ам­булаторного приема и лечения больных;

3. несоблюдение регламентированной системы диаг­ностики заболеваний и их лечения;

4. необоснованная многоэтапность при лечении;

5. отсутствие преемственности в обследовании и лече­нии;

6. отсутствие необходимого динамического клиничес­кого наблюдения;

7. прочие недостатки.

Под недостатками в проведении диспансерного об­следования(относится к организованным специализированным контингентам) следует понимать:

1. непроведение или формальное проведение углубленных медицинских обследований;

2. несоблюдение их периодичности,

3. неполное (неполноценное) проведение (непроведение) peгламентированного комплекса диагностических мероприя­тий,

4. прочие недостатки.

Объективные трудности в проведении лечебно-профилактических мероприятийпредставляют собой комплекс обстоятельств, не зависящих от медицинского работника. Они, как правило, обусловлены:

1. тяжелым со­стоянием больного, не позволяющим провести необходи­мые диагностические или лечебные мероприятия, или особыми условиями его обследования и лечения (невоз­можность выяснения анамнестических и других необходи­мых сведений из-за коматозного или терминального состояния, опьянения, влияния наркотиков).

2. кратковременностью пре­бывания больного в стационаре,

3. отсутствием необходимых средств диагностики и лечения.

Диагности­ческие трудности могут носить объективный характер при:

1. локализации патологического процесса в анатомически смежных областях,

2. выраженных деструктивных изменениях в органах и тканях.

3. ограничении ди­агностических возможностей метода обследования,

4. несоблюдение больными (пострадавшими) показанного лечебного режима;

Субъективные причины, как правило, обусловлены личностно-психологическими качествами медицинского со­става:

1. установками на авторитетность и безошибочность своего диагноза,

2. предвзятостью мнения,

3. повышенным са­молюбием, тщеславием,

4. избыточной самоуверенностью,

5. другими индивидуальными особенностями характера ме­дицинского работника (в частности, склонностью к песси­мизму или к излишнему оптимизму).

6. невнимательное отношение к больному;

7. нарушение деонтологических принципов;

8. недостаточная квалификация медицинского работника,

9. самоустранение врача от ос­мотра и (или) лечения;

10. отказ от консультаций специалис­тов и консилиумов врачей.

11. Сюда с определенной долей условности можно отнести причину дефекта, связанную с ошибочным заключением консультантов.

Очевидно, что такие причины дефектов, как невнима­тельное отношение к больному, нарушение деонтологических принципов и недостаточная квалификация меди­цинского работника, могут встречаться как во внестационарном, так и в стационарном периодах.

Невнимательное отношение к больномуможет быть связано с:

1. отсутствием динамического наблюдения за больным

2. отсутствием контроля назначенного ему лечения (проце­дур),

3. игнорированием его жалоб.

К категории "недостаточная квалификация меди­цинского работника"следует относить:

1. недостаточный уровень клинического мышления врача (в том числе не­знание стандартных диагностических и лечебных при­емов),

2. невозможность объективно оценить и логично осмыслить значение выявленных клинических данных и сформулировать правильный диагноз на основании полу­ченных клинических показателей.

3. недо­статочный уровень профессиональной (специальной) подготовки, включая малый клинический опыт и незнание возможных последствий конкретных методов диагностики и лечения, удовлетворенность единственным диагнозом, игнорирование мнения коллег и консультантов.

К прочим причинам дефектовотносятся причины, не перечисленные выше.

Наши рекомендации