Причины дефектов лечебно-профилактических мероприятий.
Для установления причины дефекта нужно выяснить, в результате каких нарушений взаимодействия медицинского работника и больного возник данный дефект.
Дефекты могут иметь объективные и субъективные причины.
Объективные причины связаны с общими условиями деятельности и естественными ограничениями существующих методов транспортировки, диагностики и лечения больных. К ним относят:
1. недостатки в организации лечебно-профилактических мероприятий и в проведении диспансерного обследования;
2. недостатки в работе различных врачебных комиссий,
3. трудности в проведении лечебно-профилактических мероприятий, например, обусловленные тяжестью состояния больного (пострадавшего), а также его отказом от обследования.
4. трудности в проведении диагностических мероприятий,
Под недостатками в организации лечебно-профилактических мероприятийна внестационарном этапе следует понимать:
1. не проведение активного выявления больных, что приводит к позднему обращению за медицинской помощью;
2. неправильную организацию (или не проведение) амбулаторного приема и лечения больных;
3. несоблюдение регламентированной системы диагностики заболеваний и их лечения;
4. необоснованная многоэтапность при лечении;
5. отсутствие преемственности в обследовании и лечении;
6. отсутствие необходимого динамического клинического наблюдения;
7. прочие недостатки.
Под недостатками в проведении диспансерного обследования(относится к организованным специализированным контингентам) следует понимать:
1. непроведение или формальное проведение углубленных медицинских обследований;
2. несоблюдение их периодичности,
3. неполное (неполноценное) проведение (непроведение) peгламентированного комплекса диагностических мероприятий,
4. прочие недостатки.
Объективные трудности в проведении лечебно-профилактических мероприятийпредставляют собой комплекс обстоятельств, не зависящих от медицинского работника. Они, как правило, обусловлены:
1. тяжелым состоянием больного, не позволяющим провести необходимые диагностические или лечебные мероприятия, или особыми условиями его обследования и лечения (невозможность выяснения анамнестических и других необходимых сведений из-за коматозного или терминального состояния, опьянения, влияния наркотиков).
2. кратковременностью пребывания больного в стационаре,
3. отсутствием необходимых средств диагностики и лечения.
Диагностические трудности могут носить объективный характер при:
1. локализации патологического процесса в анатомически смежных областях,
2. выраженных деструктивных изменениях в органах и тканях.
3. ограничении диагностических возможностей метода обследования,
4. несоблюдение больными (пострадавшими) показанного лечебного режима;
Субъективные причины, как правило, обусловлены личностно-психологическими качествами медицинского состава:
1. установками на авторитетность и безошибочность своего диагноза,
2. предвзятостью мнения,
3. повышенным самолюбием, тщеславием,
4. избыточной самоуверенностью,
5. другими индивидуальными особенностями характера медицинского работника (в частности, склонностью к пессимизму или к излишнему оптимизму).
6. невнимательное отношение к больному;
7. нарушение деонтологических принципов;
8. недостаточная квалификация медицинского работника,
9. самоустранение врача от осмотра и (или) лечения;
10. отказ от консультаций специалистов и консилиумов врачей.
11. Сюда с определенной долей условности можно отнести причину дефекта, связанную с ошибочным заключением консультантов.
Очевидно, что такие причины дефектов, как невнимательное отношение к больному, нарушение деонтологических принципов и недостаточная квалификация медицинского работника, могут встречаться как во внестационарном, так и в стационарном периодах.
Невнимательное отношение к больномуможет быть связано с:
1. отсутствием динамического наблюдения за больным
2. отсутствием контроля назначенного ему лечения (процедур),
3. игнорированием его жалоб.
К категории "недостаточная квалификация медицинского работника"следует относить:
1. недостаточный уровень клинического мышления врача (в том числе незнание стандартных диагностических и лечебных приемов),
2. невозможность объективно оценить и логично осмыслить значение выявленных клинических данных и сформулировать правильный диагноз на основании полученных клинических показателей.
3. недостаточный уровень профессиональной (специальной) подготовки, включая малый клинический опыт и незнание возможных последствий конкретных методов диагностики и лечения, удовлетворенность единственным диагнозом, игнорирование мнения коллег и консультантов.
К прочим причинам дефектовотносятся причины, не перечисленные выше.