Тема: семиотина и синдромология заболеваний толстого и тонкого кишечника

Н.К.Вознесенский

«_____»__________________2011

Методическая разработка к занятию № 22

Тема: семиотина и синдромология заболеваний толстого и тонкого кишечника

Цель занятия: Научить студента сбору жалоб, объективному исследованию и дополнительным методам исследования больных с заболеваниями тонкого и толстого кишечника.

После изучения темы студент должен знать:

1.Знать порядок сбора жалоб и анамнеза у больных с заболеваниями кишечника

2.Знать технику проведения пальпации кишечника

3.Знать основные лабораторные и инструментальные методы исследования

4. Знать основные синдромы поражения кишечника.

После изучения студент должен уметь:

1. Уметь провести расспрос больных с заболеваниями кишечника.

2. Уметь провести осмотр живота

3 Уметь провести пальпацию кишечника..

4..Уметьна основании сбора жалоб, объективного исследования и дополнительных методов исследования больных выделить синдромы заболевания кишечника..

Вид занятия:Практический, в терапевтическом отделении.

Продолжительность занятия: 4 часа.

Базисные знания:

1. Какие виды пищеварения существуют в тонком кишечнике и за счет чего они осуществляются?

2. Какие факторы оказывают влияние на моторику тонкой и толстой кишки?

3. Что всасывается в тонком и толстом кишечнике?

4. Значение нормальной микрофлоры толстого кишечника. Кишечная аутоинтоксикация.

5. Сколько времени продолжается пассаж пищи по ЖКТ?

6. Назовите причины нарушения пищеварения в кишечнике.

7. Каковы причины нарушения моторики кишечника?

Основные вопросы темы:

1. Назовите основные жалобы при заболеваниях кишечника, объясните их происхождение.

2. Особенности анамнеза болезни и жизни.

3. Методика и порядок проведения пальпации живота.

4. Что включает в себя понятие "кишечная диспепсия"?

5. Какие синдромы развиваются вследствие нарушения всасывания в тонком кишечнике?

6. Причины развития и симптомы мальдигестии?

7. Что включает в себя синдром нарушения эвакуации из кишечника?

8. Назвать копрологические синдромы кишечной диспепсии?

9. Перечислить заболевания кишечника (этиология, патогенез, клиника, методы обследования и принципы лечения).

Решение клинических ситуаций:

ЗАДАЧА к теме 22:

Больной С.,46 лет. Жалобы на тупые боли вокруг пупка, возникающие через 3 - 4 часа после еды. Частый 4 - 6 раз в сутки обильный стул с примесью непереваренной пищи; общую слабость, недомогание, извращение аппетита (желание есть мел),похудание, ломкость ногтей, выпадение волос, кровоточивость десен.

Из анамнеза: болен в течение 5 лет. Начало заболевания связывает с нерегулярностью и однообразием питания, а также перенесенным 6 лет назад сальмонелезом. Не переносит молоко, кефир (после их приема отмечает расстройство стула).За последние 2 года похудел на 5 кг. Объективно: Кожа бледная. Сухость и шелушение кожи. Ломкость ногтей. Язык влажный, малинового цвета, сосочки сглажены. При пальпации положительный симптом Поргеса, шум плеска и урчание в правой подвздошной области.

Анализ крови: Нв - 102 г/л, Эр.- 4,0 х 1012 /л, Цв.пок. - 0,49,

Лейк. - 5,4 х 109/л, СОЭ - 2 мм/час.

Биохимический анализ крови: 0 общий белок - 50 г/л,

альбум.- 49%,

Глобул. - 51%,

Копрограмма: Кал светло-коричневый, слабощелочной реакции. Значительное количество мышечных волокон, жирных кислот и мыл. Очень много нейтрального жира, крахмала и непереваренной клетчатки.

1.Выделите основные симптомы, сгруппируйте их в синдромы,

объясните патогенез.

2.Сформулируйте предварительный диагноз.

3. Как называется симптомы, когда при пальпации слепой кишки возникают шум

плеска и урчание.

4.Дополнительные методы исследования.

5.Принципы лечения.

Больная К., 28 лет, несколько лет назад перенесла острый шигеллез типа Флекснера. Около месяца назад у больного появились схваткообразные боли в левой половине живота, усиливающиеся перед дефекацией и ослабевающие после опорожнения кишечника, провоцирующиеся приемом пищи; стул до 20 раз в день, преимущественно ночью и

утром, жирный с обильной примесью крови, слизи, гноя (периодически выделения из прямой кишки не носят калового характера, а состоят из крови, слизи, гноя), слабость, похудение, повышение температуры до 38,5 0С.

ОБЪЕКТИВНО: состояние тяжелое, питание понижено, кожные покровы бледные, тургор кожи снижен, коленные суставы болезнены при пальпации, подвижность их ограничена, тоны сердца приглушены, пульс 98 ударов в минуту, АД 100/60 мм рт.ст. Язык обложен белым

налетом, влажный. Живот мягкий, болезненный в левой половине, пальпируется урчащая толстая кишка с уплотненными стенками. Размеры печени по Курлову 11-9-8 см. Кожа вокруг заднего прохода мацерирована.

1.Выделите основные симптомы, сгруппируйте их в синдромы,

объясните патогенез.

2.Сформулируйте предварительный диагноз.

3.Дополнительные методы исследования и ожидаемые результаты.

4.Принципы лечения.

.
Больной Н., 35 лет, год назад перенес тяжелую форму сальмонеллеза, через несколько месяцев после заболевания у больного появились тупые, распирающие боли в околопупочной области, возникающие через 3 - 4 часа после приема пищи, сопровождающиеся вздутием, переливанием в животе, стихающие после тепловых процедур(грелка на живот), стул 3 - 4 раза в день, обильный, без запаха, светло-желтого цвета, позывы к дефекации, возникающие через 20 -

30 минут после еды (дефекация безболезненная, но сопровождаетсяурчанием в животе), слабость, быстрая утомляемость, похудание.

ОБЪЕКТИВНО: пониженное питание, кожные покровы бледные, кожа сухая, шелушащаяся, отмечается ломкость ногтей, заеды в углах рта, пигментация в областях паховых складок, язык обложен у корня белым налетом, влажный, кровоточивость десен. Живот несколько вздут, болезненный при пальпации в околопупочной области.

Анализ крови: Эр. - 3,2*10 512 0/л, Нв - 92 г/л, СОЭ - 15 мм/час.

Копрология: кал жидкий, без запаха, светло-желтый, реакция слабо-кислая, большое количество мышечных волокон с сохраненной поперечной исчерченностью, значительное количество жирных кислот и мыл, очень большое количество крахмала и перевариваемой клетчатки, немного нейтрального жира, иодофильной флоры.

Анализ кала на дисбактериоз: уменьшение количества бифидолактобактерий, появление протея.

Биохимический анализ крови: общий белок - 62 г/л,

альб. - 52%,

глоб. - 48%,

1.Выделите основные симптомы, сгруппируйте их в синдромы,

объясните патогенез.

2.Сформулируйте предварительный диагноз.

3.Дополнительные методы исследования и ожидаемые результаты.

4.Принципы лечения.

Больной З., 44 года, три года назад перенес лямблиоз, кишечную форму. Вскоре после этого стали беспокоить ноющие боли в нижних отделах живота и левой подвздошной области, усиливающиеся после приема пищи - легкобродящих углеводов (черный хлеб, капуста), проходящие после опорожнения кишечника, вздутие живота больше к вечеру, стул 1 раз в 3 - 4 дня, иногда "овечьего" вида, со слизью. Отмечает раздражительность, слабость, плохой сон.

ОБЪЕКТИВНО: питание сохранено, кожные покровы обычной окраски, язык чистый, влажный. Живот несколько вздут, болезненный, в левой половине пальпируются спазмированные петли кишечника.

Копрология: кал твердый, темно - коричневый, со слабым запахом и щелочной реакцией, реакция Трибуля положительная. Незначительное количество мышечных волокон, крахмала и перевариваемой клетчатки. Большое количество слизи, лейкоцитов, клетчатки слущенного эпителия.

1.Выделите основные симптомы, сгруппируйте их в синдромы,

объясните патогенез.

2.Сформулируйте предварительный диагноз.

3.Дополнительные методы исследования.

4.Принципы лечения.

Тест контроль:

1.Объясните, что такое "мелена

а) " жирный , блестящий, плохо смывающийся кал

б) жидкий кал черного цвета

в) обесцвеченный кал (серый)

г) черный оформленный кал

Как изменятся данные аускультации живота при следующих заболеваниях?

2. Разлитой перитонит (г)

3. Энтерит (д)

4. Механическая непроходимость толстого кишечника (б)

Варианты ответов:

а) нормальная перистальтика кишечника

6) резко усиленная (бурная) перистальтика кишечника

в) ослабление перистальтики кишечника

г) отсутствие перистальтики кишечника («гробовая тишина»)

д) усиленная перистальтика в мезогастрии

5. Какие изменения языка можно обнаружить при перитоните?

Варианты ответов:

а) язык обложен белым налетом

б) сухой язык (язык «как щетка»)

в) влажный розовый язык

г) «географический» язык

д) гладкий полированный язык с атрофией сосочков

О чем свидетельствует появление следующих симптомов, выявляемых при пальпации живота?

6. Урчание при пальпации восходящей и поперечно-ободочной кишки (д)

7. Урчание при пальпации слепой кишки (а)

8. Шум плеска в эпигастрии. выявляемый через 5-10 минут после еды (а)

9. Шум плеска в эпигастрии. выявляемый через 5-6 часов после еды (в)

10. Положительный симптом волны (флюктуации) при бимануальной перкуторной пальпации живота (б)

Варианты ответов:

а) симптом выявляется в норме

б) в брюшной полости имеется свободная жидкость

в) имеется стеноз привратника

г) имеется большое количество газов в толстом кишечнике

(метеоризм у больного с колитом)

д) в толстом кишечнике имеется жидкое содержимое

и газы (например, у больного с острым энтеритом)

Порядок проведения занятия:

1. Проверка явки студентов и вступительное слово преподавателя – 5 мин.

2. Опрос студентов по теме занятия – 30 мин.

3. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя – 45 мин.

4. Разбор больных – 20 мин.

5. Контроль конечного уровня – 15 мин.

6. Заключительное слово преподавателя – 10 мин.

2 перерыва по 5 мин.

Оснащение занятия: больные терапевтического отделения, таблицы, методические рекомендации.

Наши рекомендации