Дисциплина: Медицинская паразитология
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ г. СЕМЕЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 7
(Кредит №1)
Специальность: 051102 – «Общественное здравоохранение»
Дисциплина: Медицинская паразитология
Кафедра: Общая гигиена и эпидемиология
Курс: III
Тема № 7(Кредит №1): «Особенности организации простейших и классификации. Экологическая классификация простейших. Простейшие, обитающие во внутренних органах человека. Представители, общая характеристика их строения, особенности жизненного цикла, пути заражения, меры профилактики»
Составитель: к.б.н., Довгаль Г.Д.
________________________
Семей – 2009 г.
1. Тема №7(Кредит №1):Особенности организации простейших и классификации. Экологическая классификация простейших. Простейшие, обитающие во внутренних органах человека. Представители, общая характеристика их строения, особенности жизненного цикла, пути заражения, меры профилактики.
2. Цель: Закрепить знания и навыки о возникновении, распространении, диагностике и лечении заболеваний, вызываемых простейшими организмами.
3. Задачи обучения:
· Студент должен знать:
- общую характеристику отдельных паразитарных болезней, вызванных простейшими.
- классификационное положение простейших и их эпидемиологическую значимость;
- механизм взаимодействия паразита и хозяина (хозяев), условия формирования очагов, проявления эпидемического процесса при протозоозах;
· Студент должен уметь:
- оценить эпидемиологическую опасность протозойных болезней и - анализировать проявления эпидемического процесса,
- планировать профилактические мероприятия и мероприятия по ликвидации очагов протозоозов.
- экологически обосновывать мероприятия по борьбе с переносчиками протозойных болезней.
4. Основные вопросы темы:
1. Медицинская протозоология как раздел медицинской паразитологии.
2. История развития, вклад отечественных и зарубежных ученых в становлении науки.
3. Разделы протозоологии и их назначение для медицины.
4. Задачи изучения медицинской протозоологии.
5. Методы исследований, применяемые в медицинской протозоологии.
6. Значение эпидемиологического надзора за протозоозами для профилактики заболеваний, вызываемых простейшими организмами.
7. Классификация простейших. Особенности биологии простейших, относящихся к различным классам.
8. Медицинская протозоология как раздел медицинской паразитологии.
9. История развития, вклад отечественных и зарубежных ученых в становлении науки.
10. Разделы протозоологии и их назначение для медицины.
11. Задачи изучения медицинской протозоологии.
12. Методы исследований, применяемые в медицинской протозоологии.
13. Значение эпидемиологического надзора за протозоозами для профилактики заболеваний, вызываемых простейшими организмами.
5. Методы обучения и преподавания:
Эвритическая беседа:
Вступительное слово преподавателя:
1.преподаватель дает ориентировку в теме занятия и цели, которую и преподаватель и студенты должны достичь.
2.Предоставлется слово в соответствии с планом занятия первому студенту (на добровольной основе, а не по вызову).
3.Внимательно выслушать доклад студента, проследить за содержанием и логикой его построения. Если по содержанию речь отходит в сторону от поставленного вопроса или декларативна (бездоказательна, описательна, «книжна»), не содержит собственных размышлений студента, а является только пересказом прочитанного в книге или услышанного на лекции, то преподаватель задает вопрос. Например: «Почему вы так думаете? Какое отношение ваши слова имеют к теме?, Что из этого следует? Высказана следующая мысль…Все ли с этим согласны или есть другие мнения?, У кого есть дополнения или уточнения? И т.д.».
4.Если выступающий не находит ответа, то вопрос адресуется ко всей группе и слово предоставляется желающему.
5. Если и он не сумел исчерпывающе ответить на поставленный вопрос, то выступления будут продолжаться о тех пор, пока не будет получен ответ на вопрос по существу рассматриваемой темы.
Если ответы полностью не удовлетворили преподавателя, то он сам дает полный, правильный ответ.
Подводит итог занятию:
-оценивает степень обсуждения вопросов и глубину их уяснения и усвоения; качество выступления студентов; дает задание для дальнейшей самостоятельной работы по неусвоенным вопросам.
-оценивает степень обсуждения вопросов и глубину их уяснения и усвоения; качество выступления студентов; дает задание для дальнейшей самостоятельной работы по неусвоенным вопросам.
(малые группы, дискуссия, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, кейс-стади)прописывать конкретно как будет проводиться занятие по данной теме.
6. Литература:
основная:
1. Виноградов А.Б., Глумов С.Г.и др. Медицинская паразитология, 2005 г.
2. Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. 2005 г.
Дополнительная
1. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях.1т., 2007 г.
2. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Сергиев В.П., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях.2т., 2008 г.
3. Амиреев С.А. Эпидемиология I I том, 2002г.
4. Покровский В.И. Инфекционные болезни и эпидемиология, 2002 г.
5. Зуева Л.П., Яфаев Р.Х. Эпидемиология, 2005 г.
7. Контроль:
Тест-контроль:
1. Возбудитель какой инфекции относятся к классу споровиков:
1. лейшманиоз;
2. амебиаз;
3. филяриидоз;
4. сонная болезнь;
5. малярия
2.Простейшие, паразитирующие у человека, делятся на следующие классы:
1. жгутиковые, инфузории, трихомониазы;
2. жгутиковые, инфузории, споровики;
3. споровики, инфузории, жгутиковые, трипаносомы;
4. споровики, инфузории, жгутиковые, саркодовые
5. инфузории,саркодовые, жгутиковые
3. К антропонозным инфекциям относятся все, кроме:
1. амебиаз;
2. балантидиоз;
3. лямбиоз;
4. пневмоцистоз;
5. малярия;
4. К протозойным инфекциям относится все, кроме:
1. трипанасомоз;
2. трихомониаз;
3. балантидиоз;
4. мистосомоз;
5. тонеоплоумоз;
5.При амебиазе поражается:
1. двенадцатиперстная кишка;
2. желчный пузырь;
3. толстый кишечник ;
4. тонкий кишечник;
5. толстый и тонкий кишечник;
6. Укажите механизм передачи при амебиазе:
1.алиментарный;
2. контактно – бытовой ;
3. фекально-оральный;
4. водный;
5. фекально-оральный и водный;
7.Цисты образуют всё, кроме:
1. Ent1moeb1 histolitic1;
2.D1l1ntidium coli
3. L1mbli1 intestin1lis
4.Toxopl1sm1 gondii
5. Wuchereri1 b1ncrofti
8.Источник инфекции при лямблиозе:
1. человек;
2. человек и животные (свиньи, собаки, кошки.;
3. животные (свиньи, собаки, кошки.;
4. дикие животные и птицы;
5. насекомые и грызуны
9. Лямблии паразитируют:
1. в просвете тонкой кишки;
2. в просвете толстой кишки;
3. в просвете двенадцатиперстной кишки;
4. нигде из перечисленных.
5. все верно
10. В эпидемиологическом отношении при протозойных инфекциях наибольшую опасность представляет:
1. больной человек;
2. реконвалесцент;
3. паразитоноситель;
4. больной человек и реконвалесцент;
5. больной в инкубационном периоде
11. При лямблеозе болеют в основном:
1. дети младшего и старшего возраста;
2. дети младшего возраста ;
3. пожилые люди;
4. люди всех возрастов;
5. новорожденные
12. Протозойное заболевание характеризующимся развитием дизенентирие подобного синдрома:
1. амебиаз;
2. лямбмеоз;
3. описторхоз;
4. балантидиоз ;
5. токсоплазмоз;
13. Основным резервуаром при балантидиозе является:
1. крысы, собаки, человек;
2. свиньи, кабаны;
3. птицы и грызуны;
4. никто из перечисленных;
5. все верно
14. Дополнительным резервуаром при балантидиозе является:
1. свиньи, дикие кабаны;
2. собаки, человек, обезьяны, крысы;
3. кабаны, свиньи, человек, собаки, крысы
4. дикие хищные животные.
5. синантропные грызуны
15. Вне организма простейшие наиболее устойчивы в виде:
1. вегетативная форма;
2. диета;
3. диетосома;
4. спора.
5. циста
16. Шизогония характерна для следующих возбудителей простейших инвазий:
1. лямблии;
2. балантидии;
3. малярийный плоумодий;
4. малярийный плозмодий и токсоплазмы ;
5. лейшмании
17. Источником возбудителя при токсоплазмозе является:
1. человек и представители семейства кошачьих
2. представители семейства кошачьих;
3. дикие кабаны, свиньи;
4. сельскохозяйственные животные;
5. синантропные грызуны
18. Для токсоплазмоза характерна следующая сезонность:
1. летнее – осенняя;
2. зимняя;
3. круглогодичная;
4. весеннее - летняя;
5. зимне-весенняя
19. Назовите возбудителя простейших инвазий не образующих цист:
1. Bul1nticlium coli;
2. L1mbli1 intestin1lis;
3. Trichomon1s v1gin1list;
4. Toxopl1sm1 gondii;
5. Ent1moeb1 histolytic1
20. В диагностике мочеполового трихомониаза используют следующие лабораторные методы:
1. биологический;
2. серологический;
3. микроскопический
4. микроскопический и серологический
5. культурально-биохимический