Очищение наружного слухового прохода
Цель: Вычистить уши пациенту
Показания: Невозможность самообслуживания.
Противопоказания: Нет.
Возможные осложнения: При пользовании жесткими предметами повреждение барабанной перепонки или наружного слухового прохода.
Оснащение:
1. Ватные турунды.
2. Пипетка.
3. Мензурка.
4. Кипяченая вода.
5. 3% раствор перекиси водорода.
6. Дезинфицирующие растворы.
7. Емкости для дезинфекции.
8. Полотенце.
Возможные проблемы пациента: Негативный настрой к вмешательству и др.
Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
2. Вымойте руки.
3. Наденьте перчатки.
4. Налейте кипяченую воду в мензурку,
5. Смочите ватные турунды.
6. Наклоните голову пациента в противоположную сторону.
7. Оттяните левой рукой ушную раковину вверх и назад.
8. Извлеките серу ватной турундой вращательными движениями.
9. Обработайте мензурку и отработанный материал в соответствии с требованиями санэпидрежима.
10. Вымойте руки.
Оценка достигнутого. Ушная раковина чистая, наружный слуховой проход свободен.
Обучение пациента или родственников. Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.
Примечания. При наличии небольшой серной пробки закапайте по назначению врача в ухо несколько капель 3% раствора перекиси водорода. Через несколько минут удалите пробку сухой турундой. Не пользуйтесь жесткими предметами для удаления серы из ушей.
МЫТЬЕ ГОЛОВЫ
Цель: Вымыть голову пациенту.
Показания:
1. Тяжелое состояние пациента.
2. Невозможность самообслуживания.
Противопоказания: Выявляются в процессе обследования врачом и медицинской сестрой.
Оснащение:
1. Таз для воды.
2. Специальный подголовник.
3. Кувшин с теплой водой (37-38 градусов).
4. Водный термометр.
5. Туалетное мыло или шампунь.
6. Полотенце.
7. Клеенка.
8. Расческа с редкими зубьями.
Возможные проблемы пациента:
1. Негативный настрой к манипуляции.
2. Ухудшение общего состояния пациента.
Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляций и ходе ее выполнения.
2. Приподнимите голову и верхнюю часть туловища пациента вместе с матрацем.
3. Подставьте подголовник.
4. Подложите под шею пациента клеенку.
5. Запрокиньте голову пациента назад.
6. Подставьте таз у головного конца постели.
7. Смочите волосы теплой водой.
8. Намыльте хорошо волосы мылом или шампунем.
9. Промойте хорошо волосы теплой водой и ополосните, повторив намыливание дважды.
10. Вытрите голову пациента полотенцем насухо.
11. Расчешите волосы редкой расческой.
12. Наденьте на голову сухую косынку.
13. Уберите таз, подставку и клеенку.
14. Уложите удобно пациента на подушку.
15. Вымойте руки.
Оценка достигнутых результатов: Голова пациента вымыта:
Обучение пациента или его родственников. Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.
Возможные осложнения.
1. Ожог головы при пользовании горячей водой.
2. Ухудшение общего состояния пациента.
Примечание: Длинные волосы начинайте расчесывать с концов, а короткие - от корня.
УХОД ЗА НАРУЖНЫМИ ПОЛОВЫМИ ОРГАНАМИ И ПРОМЕЖНОСТЬЮ Цель: Подмыть пациента Показания: Дефицит самоухода. Противопоказания: нет Оснащение: 1. Клеенки 2. Судно. 3. Кувшин с водой (температура 35 - 38 градусов Цельсия). 4. Ватные тампоны или салфетки. 5. Корнцанг или пинцет. 6. Перчатки. 7. Ширма Возможные проблемы пациента: 1. Психоэмоциональные. 2. Невозможность самоухода. Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды: При подмывании мужчин: 1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения. 2. Оградите ширмой пациента. 3. Наденьте перчатки. 4. Оттяните крайнюю плоть пациента, обнажив головку полового члена. 5. Протрите головку полового члена салфеткой смоченной в воде. 6. Протрите кожу полового члена и мошонки, затем просушите ее. 7. Снимите перчатки, вымойте руки. 8. Уберите ширму. При подмывании женщин: 1. Информируйте пациентку о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения. 2. Оградите пациентку ширмой. 3. Наденьте перчатки. 4. Постелите клеенку под таз пациентки и поставьте на нее судно. 5. Помогите пациентке лечь на судно, согнув ноги в коленях и чуть раздвинув. 6. Встаньте сбоку от пациентки, держа кувшин в левой руке, а корнцанг с салфеткой в правой, лейте теплую воду (t 35-38°) на половые органы, а салфеткой производите движения сверху вниз от лобка к анальному отверстию, меняйте салфетки после каждого движения сверху вниз. 7. Осушите сухой салфеткой половые органы и кожу промежности. 8. Уберите судно и клеенку. 9. Укройте пациентку. 10. Обработайте судно в соответствии с требованиями санэпидрежима. 11. Снимите перчатки, вымойте руки. 12. Уберите ширму. Оценка достигнутых результатов: Пациентка подмыта. Обучение пациента или его родственников. Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры. ПОДАЧА СУДНА И МОЧЕПРИЕМНИКА, ПРИМЕНЕНИЕ ПОДКЛАДНОГО КРУГА
Цель: Подать судно, мочеприемник, подкладной круг пациенту.
Показания:
1. Удовлетворение физиологических потребностей.
2. Профилактика пролежней.
Противопоказания: нет.
Оснащение:
1. Ширма.
2. Судно (резиновое, эмалированное).
3. Мочеприемник (резиновый, стеклянный).
4. Подкладной круг.
5. Клеенка.
6. Кувшин с водой.
7. Корнцанг.
8. Ватные тампоны.
9. Салфетки, бумага.
Возможные проблемы пациента:
1. Стеснительность пациента и др.
2. Определение степени недостаточности самоухода.
Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. Информируйте пациента об использовании - судна и мочеприемника.
2. Отгородите его ширмой от окружающих.
3. Наденьте перчатки.
4. Ополосните судно теплой водой, оставив в нем немного воды.
5. Помогите пациенту повернуться слегка набок, ноги его при этом слегка согнуты в коленях.
6. Подведите правой рукой судно под ягодицы пациента, поверните его на спину так, чтобы промежность оказалась над отверстием судна.
7. Подайте мужчине мочеприемник.
8. Снимите перчатки.
9. Укройте пациента одеялом и оставьте его одного.
10. Поправьте подушки, чтобы пациент находился в положении "полусидя".
11. Наденьте перчатки.
12. Выньте судно правой рукой из-под пациента, прикройте его.
13. Вытрите область анального отверстия туалетной бумагой.
14. Поставьте чистое судно пациенту.
15. Подмойте пациента, осушите промежность, уберите судно, клеенку, помогите пациенту удобно лечь.
16. Уберите ширму.
17. Вылейте содержимое судна в унитаз.
18. Обработайте судно в соответствии с требованиями санэпидрежима.
19. Снимите перчатки, вымойте руки.
Оценка достигнутых результатов:
1. Судно и мочеприемник поданы.
2. Резиновый круг подложен.
Обучение пациента или его родственников. Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.
КОРМЛЕНИЕ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО
Цель: Накормить пациента.
Показания: Невозможность самостоятельно принимать пищу.
Противопоказания:
1. Невозможность принимать пищу естественным путем.
2. Выявляются в процессе обследования врачом и медицинской сестрой.
3. Высокая температура
Оснащение.
1. Пища (полужидкая, жидкая t-400 С).
2. Посуда, ложки.
3. Поильник.
4. Халат с маркировкой "Для раздачи пищи".
5. Салфетки, полотенца.
6. Емкость для мытья рук.
7. Емкость с водой.
Возможные проблемы пациента:
1. Отсутствие аппетита.
2. Непереносимость некоторых, продуктов.
3. Психомоторное возбуждение и др.
4. Психическое заболевание - анарексия.
Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. Информируйте пациента о предстоящем приеме пищи,
2. Проветрите палату.
3. Вымойте руки с мылом.
4. Наденьте халат промаркированный "Для раздачи пищи".
5. Придайте пациенту удобное положение.
6. Вымойте руки пациенту.
7. Накройте шею и грудь пациента салфеткой или полотенцем.
8. Доставьте пищу в палату.
9. Кормите пациента с ложечки маленькими порциями, не торопитесь.
10. Предложите пациенту прополоскать рот и вымыть руки после приема пищи.
11. Стряхните крошки с кровати.
12. Уберите грязную посуду.
13. Снимите халат с маркировкой "Для раздачи пищи",
14. Вымойте руки.
Оценка достигнутых результатов: Пациент накормлен.
Обучение пациента или его родственников. Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.
ПОСТАНОВКА БАНОК
Цель: Поставить банки.
Показания: Бронхит, миозит.
Противопоказания.
1. Заболевания и повреждения кожи в местах постановки банок.
2. Общее истощение организма.
3. Высокая лихорадка.
4. Двигательное возбуждение пациента.
5. Легочное кровотечение.
6. Детям до 3-х лет.
7. Туберкулез легких.
8. Новообразования.
9. Другие выявляются в процессе обследования врачом и медицинской сестрой.
10. Повышенная чувствительность кожи, повышенная проницаемость капилляров.
Оснащение.
1. Лоток с банками 12-15 штук.
2. Вазелин.
3. Спирт 96° - 70°.
4. Корнцанг с ватным тампоном.
5. Спички.
6. Полотенце.
7. Салфетки.
8. Шпатель.
9. Сосуд с водой.
10. Чистая вата.
Возможные проблемы пациента:
1. Страх, беспокойство.
2. Негативный настрой к вмешательству и др.
Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
2. Проверьте целостность краев банок
3. Вымойте руки.
4. Поставьте лоток с банками у постели пациента.
5. Освободите необходимый участок тела от одежды,
6. Уложите пациента на живот, голову поверните в сторону, волосы покройте полотенцем.
7. Наложите на место постановки банок тонкий слой вазелина и разотрите его.
8. Приготовьте фитиль и смочите его спиртом, излишки спирта отожмите о край флакона.
9. Закройте и отставьте в сторону флакон со спиртом.
10. Подожгите фитиль.
11. Возьмите в левую руку 1-2 банки, в другую горящий фитиль.
12. Внесите горящий фитиль в банку, не касаясь краев и дна банки.
13. Извлеките фитиль из банки и быстро приложите банку к коже.
14. Поставьте необходимое количество банок на расстоянии 1-2 см друг от друга.
15. Опустите горящий фитиль в сосуд с водой.
16. Проверьте герметичность присасывания банок, проведя по ним рукой сверху вниз.
17. Накройте пациента одеялом.
18. Узнайте ощущение пациента через 5 минут и проверьте реакцию кожи (гиперемию)
19. Оставьте банки на 10 - 15 минут с учетом индивидуальной чувствительности кожи пациента.
20. Снимите банки, подведя палец под край банки, наклонив ее в противоположном направлении.
21. Вытрите салфеткой кожу на месте постановки банок.
22. Укройте пациента и оставьте его в постели не менее чем на 30 минут.
23. Обработайте использованные банки в соответствии с действующими нормативными документами по СЭР.
Оценка достигнутых результатов: В местах постановки банок есть потенциальные кровоизлияния округлой формы.
Обучение пациента или его родственников. Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.
Примечание:
1. Банки ставят на грудную клетку спереди и сзади.
2. Нельзя ставить банки на область сердца, грудину, молочные железы, позвоночник, лопатки, родимые пятна.
3. При интенсивном оволосении перед вмешательством волосы сбривают.
Возможные осложнения. Ожог кожи, порезы кожи.
ПОСТАНОВКА ПИЯВОК
Цель: Поставить пациенту пиявки для кровоизвлечения или введения кровь гирудина.
Показания: По назначению врача.
Противопоказания:
1. Кожные заболевания.
2. Склонность к кровотечениям или лечению антикоагулянтами.
3. Аллергические реакции.
4. Анемия.
Оснащение:
1. 6-8 подвижных пиявок.
2. Пробирки или мензурки.
3. Стерильный лоток.
4. Стерильный перевязочный материал.
5. Пинцет.
6. Кувшин с горячей водой (38°-50° С).
7. Ватные тампоны.
8. Глюкоза 40%.
9. Перчатки.
10. Спирт 70%.
11. Полотенце.
12. Нашатырный спирт или раствор хлорида натрия.
13. Раствор хлорамина 3 %.
14. Станок для бритья.
15. Емкости для дезинфекции.
16. Раствор перекиси водорода 3 %.
Возможные проблемы пациента:
1. Негативное отношение к манипуляции.
2. Страх.
3. Брезгливость к пиявкам.
Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
2. Уложите пациента в удобную позу.
3. Осмотрите кожу на месте постановки пиявок:
* сосцевидные отростки,
* область сердца,
* область печени,
* область копчика,
* область анального отверстия,
* вдоль тромбированной вены (отступив от нее 1-2 см).
4. Сбрейте на кануне при необходимости волосы на месте постановки пиявок.
5. Наденьте перчатки.
6. Обработайте кожу горячей водой и разотрите ее до покраснения.
7. Смочите место постановки пиявок раствором 40% глюкозы.
8. Захватите пинцетом пиявку за головной конец и поместите ее в пробирку или мензурку хвостовой частью.
9. Поднесите и приставьте плотно отверстие пробирки или мензурки " нужному участку кожи.
10. Проследите за появлением волнообразных движений пиявки, чтобы пиявка присосалась.
11. Замените пиявку другой, если она долго не присасывается.
12. Положите салфетку под заднюю присоску.
13. Снимите пиявку через 30 минут, проведя по ее спине тампоном со спиртом, и поместите её в емкость с хлоридом натрия.
14. Обработайте ранки на коже пациента 3 % раствором перекиси водорода.
15. Наложите асептическую ватно-марлевую давящую повязку на 12-24 часа.
16. Снимите перчатки.
17. Обработайте использованные пиявки, перчатки, перевязочный материал в соответствии с требованиями санэпидрежима
18. Вымойте руки.
Оценка достигнутых результатов: Пиявки поставлены.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КИСЛОРОДОТЕРАПИИ С ПОМОЩЬЮ АППАРАТА БОБРОВА И КИСЛОРОДНОЙ ПОДУШКИ
Цель: Дать пациенту кислород.
Показания:
1. Гипоксия.
2. Назначение врача.
3. Одышка.
Подача кислорода через носовой катетер
Противопоказания: Выявляются в процессе обследования пациента.
Оснащение:
1. Стерильные носовые катетеры.
2. Аппарат Боброва.
3. Перчатки.
4. Лейкопластырь.
5. Вода дистиллированная или фурациллин (в аппарат Боброва).
6. Дезинфицирующий раствор и емкость.
Возможные проблемы пациента:
1. Нежелание принимать процедуру.
2. Страх.
Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
2. Наденьте перчатки, возьмите стерильный катетер.
3. Определите расстояние, на которое надо ввести катетер, оно равно расстоянию от крыла носа до козелка ушной раковины.
4. Заполните аппарат Боброва водой или раствором фурациллина на 1/3 объема.
5. Подсоедините катетер к аппарату Боброва.
6. Введите катетер по нижнему носовому ходу до задней стенки глотки на длину, определенную выше.
7. Убедитесь, что кончик введенного катетера виден при осмотре зева.
8. Прикрепите катетер к щеке или к носу пациента лейкопластырем, чтобы он не выскользнул из носа или не попал в пищевод.
9. Откройте вентиль дозиметра централизованной подачи и подавайте кислород со скоростью 2-3 л/мин, контролируя скорость по шкале дозиметра.
10. Спросите у пациента, удобно ли он лежит.
11. Извлеките катетер по окончании процедуры.
12. Снимите перчатки.
13. Обработайте катетер, перчатки, аппаратуру в соответствие с требованиями санэпидрежима.
Подача кислорода из кислородной подушки.
Противопоказания: Нет.
Оснащение:
1. Кислородная подушка.
2. Воронка (мундштук)
3. Марлевая салфетка.
4. Вата.
5. Спирт 70%.
6. Дезинфицирующий раствор.
Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
2. Вымойте руки.
3. Возьмите кислородную подушку, наполненную кислородом.
4. Обработайте спиртом воронку.
5. Сложите марлевую салфетку в 4 слоя и смочите его водой.
6. Оберните воронку марлевой салфеткой и закрепите её.
7. Приложите воронку (мундштук) ко рту пациента.
8. Откройте вентиль кислородной подушки.
9. Сворачивайте подушку равномерно с угла, противоположно воронке.
10. Обработайте воронку по окончании процедуры в соответствии с требованиями санэпидрежима.
Оценка достигнутых результатов: Пациент получил кислород. Состояние его улучшилось.
Обучение пациента или его родственников. Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.
Примечание. Введение кислорода с помощью кислородной подушки не является эффективным способом оксигенотерапии, но ещё используется в поликлиниках, где нет централизованной подачи, на дому и т. д.
ПРИМЕНЕНИЕ ГОРЧИЧНИКОВ
Цель: Поставить горчичники.
Показания: Бронхит, пневмония, миозит.
Противопоказания.
1. Заболевания и повреждение кожи на данном участке.
2. Высокая лихорадка.
3. Снижение или отсутствие кожной чувствительности.
4. Непереносимость горчицы.
5. Легочное кровотечение.
6. Другие выявляются в процессе обследования врачом и медицинской сестрой.
Оснащение:
1. Горчичники, проверенные на пригодность.
2. Почкообразный тазик.
3. Водный термометр.
4. Вода 40 - 45 градусов Цельсия,
5. Салфетка
6. Полотенце.
7. Бязь или гигроскопичная бумага.
Возможные проблемы пациента:
1. Снижение кожной чувствительности.
2. Негативный настрой к вмешательству.
3. Психомоторное возбуждение.
Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции, ходе ее выполнения и правилах поведения.
2. Возьмите необходимое количество горчичников.
3. Налейте в почкообразный лоток воды (температура 40 - 45 градусов Цельсия).
4. Уложите пациента в удобное положение и обнажите нужный участок тела.
5. Погрузите горчичник в воду на 5 секунд горчицей вверх.
6. Извлеките его из воды, слегка стряхните.
7. Приложите плотно горчичник к коже через гигроскопичную бумагу или бязь стороной, покрытой горчицей.
8. Укройте пациента полотенцем и сверху одеялом.
9. Узнайте ощущения пациента и степень гиперемии через 5 минут.
10. Оставьте горчичники на 5 - 15 минут, учитывая индивидуальную чувствительность пациента к горчице.
11. Снимите горчичники.
12. Укройте одеялом и оставьте пациента в постели не менее 30 минут.
Оценка достигнутых результатов: В местах постановки горчичников есть покраснение кожи (гиперемия).
Обучение пациента или его родственников. Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.
Примечание. Места постановки горчичников:
1. На грудную клетку спереди и сзади.
2. На область сердца при ИБС.
3. На затылок, икроножные мышцы.
Нельзя ставить горчичники на позвоночник, лопатки, родимые пятна, молочные железы у женщин.
Возможные осложнения. Ожог кожи.
ПРИМЕНЕНИЕ ПУЗЫРЯ СО ЛЬДОМ
Цель: Поставить пузырь со льдом на нужный участок тела.
Показания:
1. Кровотечение.
2. Ушибы в первые часы и сутки.
3. Высокая лихорадка.
4. При укусах насекомых.
5. По назначению врача.
Противопоказания: Выявляются в процессе обследования врачом и медицинской сестрой.
Оснащение:
1. Пузырь для льда.
2. Кусочки льда.
3. Полотенце - 2 шт.
4. Молоток для колки льда.
5. Растворы дезинфицирующие.
Техника безопасности: Не используется лед единым конгломератом во избежание переохлаждения или отморожения.
Информирование пациента о предстоящем вмешательстве и ходе его выполнения. Медицинская сестра информирует пациента о необходимости постановки пузыря со льдом на нужное место, о ходе и продолжительности вмешательства.
Возможные проблемы пациента: Снижение или отсутствие кожной чувствительности, непереносимость холода и др.
Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. Приготовьте кусочки льда.
2. Положите пузырь на горизонтальную поверхность и вытесните воздух.
3. Снимите крышку с пузыря и заполните пузырь кусочками льда на 1/2 объема и налейте 1 стакан холодной воды 14°-16°.
4. Выпустите воздух.
5. Положите пузырь на горизонтальную поверхность и вытесните воздух.
6. Завинтите крышку пузыря со льдом.
7. Оботрите пузырь со льдом полотенцем.
8. Оберните пузырь со льдом полотенцем в 4 слоя (толщина прокладки не менее 2 см).
9. Положите пузырь со льдом на нужный участок тела.
10. Оставьте пузырь со льдом на 20-30 минут.
11. Снимите пузырь со льдом.
12. Сделайте перерыв на 15-30 минут.
13. Слейте из пузыря воду и добавьте кусочки льда.
14. Положите пузырь со льдом (по показанию) к нужному участку тела еще на 20-30 минут.
15. Обработайте пузырь в соответствии с требованиями санэпидрежима.
16. Вымойте руки.
17. Храните пузырь в сухом виде и открытой крышкой.
Оценка достигнутых результатов: Пузырь со льдом поставлен на нужный участок тела.
Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.
Примечания. При необходимости пузырь со льдом подвешивается над пациентом на расстоянии 2-3 см.
ПРИМЕНЕНИЕ ГРЕЛКИ
Цель: Применить резиновую грелку по показаниям.
Показания.
1. Согревание пациента.
2. По назначению врача.
Противопоказания:
1. БОЛИ в животе (острые воспалительные процессы в брюшной полости).
2. Первые сутки после ушиба.
3. Нарушение целостности кожных покровов в месте приложения грелки.
4. Кровотечения.
5. Новообразования.
6. Инфицированные раны.
7. Другие выявляются, в процессе обследования врачом и медицинской сестрой.
Оснащение:
1. Грелка.
2. Горячая вода (температура 60 - 80 градусов Цельсия).
3. Полотенце.
4. Водный термометр.
Возможные проблемы пациента: Снижение или отсутствие кожной чувствительности (отеки).
Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
2. Возьмите грелку в левую руку за узкую часть горловины.
3. Заполните грелку водой t° - 60° на 2/3 объема.
4. Вытесните из грелки воздух, сжав ее у горловины.
5. Завинтите пробку.
6. Проверьте на герметичность, перевернув грелку пробкой вниз.
7. Оботрите грелку и оберните ее полотенцем.
8. Приложите грелку к нужному участку тела.
9. Узнайте через 5 минут об ощущениях пациента.
10. Прекратите процедуру через 20 минут.
11. Осмотрите кожу пациента.
12. Обработайте грелку в соответствии с требованиями санэпидрежима.
13. Повторите процедуру через 15-20 минут при необходимости.
Оценка достигнутых результатов. Пациент отмечает положительные ощущения (субъективно). На коже, с которой соприкасалась грелка, отмечается легкое покраснение (объективно).
Обучение пациента или его родственников. Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.
Возможные осложнения. Ожог кожи.
Примечание. Помните, что эффект от применения грелки зависит не столько от температуры грелки, сколько от продолжительности ее воздействия. При отсутствии стандартной грелки можно воспользоваться бутылкой, заполненной горячей водой.
ПРИМЕНЕНИЕ СОГРЕВАЮЩЕГО КОМПРЕССА
Цель. Поставить согревающий компресс.
Показания: По назначению врача.
Противопоказания.
1. Заболевания и повреждения кожи.
2. Высокая лихорадка.
3. Кровотечения.
4. Другие противопоказания выявляются в процессе обследования врачом и медицинской сестрой.
Оснащение:
1. Салфетка (льняная в 4 слоя пли марлевая в 6-8 слоев).
2. Вощеная бумага.
3. Серая вата.
4. Бинт.
5. Почкообразный тазик.
6. Растворы: этиловый спирт 40 - 45%, или вода комнатной температуры 38 40 градусов и др.
Возможные проблемы пациента: Негативный настрой к вмешательству и др.
Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
2. Вымойте руки.
3. Сложите салфетку так, чтобы ее размеры по периметру были на 2 см больше очага поражения.
4. Смочите салфетку в растворе и хорошо ее отожмите.
5. Приложите на нужный участок тела.
6. Положите поверх салфетки вощаную бумагу большего размера (на 2 см со всех сторон)
7. Положите поверх бумаги слой серой ваты, который полностью закроет два предыдущих слоя.
8. Закрепите компресс бинтом так, чтобы он плотно прилегал к телу, но не стеснял движений пациента.
9. Спросите пациента о его ощущениях через 20 - 30 минут.
10. Оставьте компресс (на 8-10 часов - водный, на 4-6 часов - спиртовой)
11. Снимите компресс и наложите сухую теплую повязку (вата, бинт).
Оценка достигнутых результатов.
1. При снятии компресса салфетка влажная и теплая; кожа гиперемирована, теплая
2. Улучшение самочувствия пациента.
Обучение пациента или его родственников. Консультативный тип в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.
Примечание. При наложении компресса на ухо в салфетке и бумаге сделайте разрез по середине для ушной раковины.
ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА В ПОДМЫШЕЧНОЙ ВПАДИНЕ И РОТОВОЙ ПОЛОСТИ ПАЦИЕНТА
Цель: Измерить температуру тела пациента и зафиксировать результат в температурном листе.
Показания:
1. Наблюдение за показателями температуры в течение суток.
2. При изменении состояние пациента.
Противопоказания: Нет.
Оснащение.
1. Медицинские термометры.
2. Температурный лист.
3. Емкости для хранения чистых термометров со слоем ваты на дне.
4. Емкости для дезинфекции термометров.
5. Дезинфицирующие растворы
6. Часы.
7. Полотенце.
8. Марлевые салфетки.
Возможные проблемы пациента:
1. Негативный настрой к вмешательству.
2. Воспалительные процессы в подмышечной впадине.
Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:
Измерение температуры тела в подмышечной впадине.
1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
2. Возьмите чистый термометр, проверьте его целостность
3. Встряхните термометр до t <35 градусов Цельсия.
4. Осмотрите и вытрите область подмышечной впадины пациента сухой салфеткой.
5. Поставьте термометр в подмышечную впадину и попросите пациента придать его рукой.
6. Измеряйте температуру в течение 10 минут.
7. Извлеките термометр, определите температуру тела.
8. Зарегистрируйте результаты температуры сначала в общем температурном листе, а затем в температурном листе истории болезни.
9. Обработайте термометр в соответствии с требованиями санэпидрежима.
10. Вымойте руки
11. Храните термометры в сухом виде в емкости для чистых термометров.
Измерение температуры тела в ротовой полости.
1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
2. Возьмите чистый медицинский термометр, проверьте его целостность.
3. Встряхните термометр до t <35 градусов Цельсия.
4. Поставьте термометр под язык пациента на 5 минут (пациент губами удерживает корпус термометра).
5. Извлеките термометр, определите температуру тела.
6. Зарегистрируйте полученные результаты сначала в общем температурном листе, затем в температурном листе истории болезни.
7. Обработайте термометр в соответствии с требованиями санэпидрежима.
8. Вымойте руки.
9. Храните термометры в чистом и сухом виде в специальной емкости для измерения температуры в ротовой полости.
Оценка достигнутых результатов. Температура тела измерена (разными способами) и зарегистрирована в температурных листах.
Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действия медицинской сестры.
Примечание.
1. Не измеряйте температуру у спящих пациентов.
2. Температуру измеряют, как правило, два раза в день: утром натощак (с 7 до 9 часов) и вечером (с 17 до 19). По назначению врача температура может измеряться через каждые 2-3 часа.
ВЫБОР НАЗНАЧЕНИЙ ИЗ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ
Цель. Выбрать назначения из истории болезни и записать в соответствующую документацию.
Показания: Назначение врача.
Противопоказания: Нет.
Оснащение:
1. История болезни.
2. Листы назначений.
3. Листы раздачи лекарственных препаратов.
4. Журнал для инъекций, в/в вливаний,
5. Журнал консультаций.
Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. Выбирайте назначения из истории болезни ежедневно в удобное для медицинской сестры время, свободное от ухода за пациентом, после завершения обхода всех больных врачами и записей назначений в историю болезни.
2. Выбирайте назначения для процедурной медицинской сестры и записывайте их в журнал для инъекций.
3. Выбирайте отдельно назначение на консультации, исследование и заносите их в соответствующие журналы.
4. Убедитесь в правильности понимания ваших записей при передаче дежурства.
Оценка достигнутых результатов. Назначения выбраны из истории болезни и переписаны в соответствующую документацию.
РАСКЛАДКА И РАЗДАЧА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ЭНТЕРАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ
Цель. Подготовить лекарственные средства к раздаче и приему пациентами.
Показания: Назначение врача.
Противопоказания. Выявляются в процессе обследования пациента медицинской сестрой.
Оснащение:
1. Листы назначений.
2. Лекарственные средства для внутреннего употребления.
3. Передвижной столик для раскладки лекарственных средств.
4. Мензурки, пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями).
5. Емкость с кипячёной водой.
6. Ножницы.
7. Дезинфицирующие растворы.
8. Емкость для дезинфекции.
9. Полотенце.
Возможные проблемы пациента:
1. Необоснованный отказ.
2. Рвота.
3. Аллергия.
4. Бессознательное состояние.
Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды.
При введении лекарственных средств через рот:
1. Вымойте руки и вытрите их насухо.
2. Ознакомьтесь внимательно с листами назначений.
3. Прочтите внимательно название лекарственного средства и дозировку на упаковке, сверьте его с листом назначения.
4. Обратите внимание на срок годности лекарственного средства.
5. Разложите назначенные лекарственные средства по ячейкам на каждого пациента на один прием.
6. Не оставляйте лекарственные средства на тумбочках у постели пациента (за исключением нитроглицерина или валидола).
7. Информируйте пациента о назначенных ему лекарственных средствах, о правилах его приема и о возможных побочных действиях.
8. Проследите, чтобы пациент принял назначенные лекарственные средства в вашем присутствии.
9. Обработайте использованные мензурки и пипетки в соответствии с требованиями санэпидрежима.
Оценка достигнутых результатов: Лекарственные средства разложены в соответствии с листами назначений и обеспечен своевременный прием их пациентами.
Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.
Примечания.
1. Нельзя заменять лекарственное средство другим без согласования с врачом.
2. Нельзя хранить лекарственные средства без этикеток.
3. Перед приемом порошка пациентом разведите его предварительно водой.
4. Водные растворы (микстуры, отвары, настои) давайте из ложки (1 ст. ложка - 15 г, 1 д.л. - 10 г, 1 ч.л. – 5 г) или мензурки.
5. Запрещается любое перетаривание лекарственных средств.
ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ИНГАЛЯЦИОННЫМ СПОСОБОМ ЧЕРЕЗ РОТ И НОС
Цель: Обучить пациента технике ингаляции с помощью ингаляционного баллончика.
Показания: Бронхиальная астма (для улучшения проходимости бронхов).
Противопоказания: Выявляются в процессе обследования пациента.
Оснащение:
1. Ингалятор с лекарственным веществом.
2. Ингалятор без лекарственного вещества.
Возможные проблемы пациента:
1. Страх, перед применением ингалятора или лекарственного вещества.
2. Снижение интеллектуальных возможностей и др.
3. Затрудненный вдох при введении лекарственного вещества через рот.
Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. Информируйте пациента о пользовании ингалятора.
2. Информируйте пациента о лекарственном средстве.
3. Проверьте название и срок годности лекарственного вещества.
4. Вымойте руки.
5. Продемонстрируйте пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственных веществ.
6. Усадите пациента.
7. Снимите с мундштука баллончика защитный колпачок.
8. Поверните баллончик с аэрозолем вверх дном.
9. Встряхните баллончик,
10. Сделайте глубокий выдох.
11. Возьмите мундштук баллончика в рот, плотно обхватив его губами.
12. Сделайте глубокий вдох через рот и одновременно нажмите на дно баллончика.
13. Задержите дыхание на 5-10 сек.
14. Извлеките мундштук изо рта.
15. Сделайте спокойный выдох.
16. Продезинфицируйте мундштук.
17. Предложите пациенту самостоятельно выполнить процедуру с ингалятором, наполненным лекарственным веществом.
18. Закройте ингалятор защитным колпачком.
19. Вымойте руки.
Оценка достигнутых результатов: Пациент правильно продемонстрировал технику ингаляции с помощью ингаляционного баллончика.
Примечание: Количество ингаляций определяет врач. Если состояние пациента позволяет, то лучше эту процедуру проделать стоя, так как дыхательная экскурсия при этом эффективнее.
ВВЕДЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ ПРЯМУЮ КИШКУ
Цель: Введение в прямую кишку жидких лекарственных средств.
Показания. По назначению врача.
Противопоказания. Нет.
Оснащение.
1. Упаковка суппозитория.
2. Ширма.
3. Перчатки.
4. Емкость для дезинфекции.
5. Дезинфицирующие средства.
6. Полотенце.
7. Клеенки.
Возможные проблемы пациента:
1. Психологические.
2. Невозможность самоухода.
Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
2. Достаньте из холодильника упаковку суппозитория,
3. Прочтите название и срок годности.
4. Отгородите пациента ширмой (если в палате он не один).
5. Подложите под пациента клеенку.
6. Уложите пациента на левый бок с согнутыми в коленях ногами,
7. Наденьте перчатки.
8. Вскройте оболочку, в которую упакован суппозиторий, не извлекая суппозитория из оболочки.
9. Попросите пациента расслабиться, разведите ягодицы одной рукой, а другой введите суппозиторий в анальное отверстие (оболочка останется у вас в руке).
10. Предложите пациенту принять удобное положение для него.
11. Снимите перчатки.
12. Обработайте их в соответствии с требованиями санэпидрежима.
13. Уберите ширму.
14. Вымойте руки.
Оценка достигнутых результатов: Суппозитории введены в прямую кишку.
Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.
СБОРКА ШПРИЦА СО СТЕРИЛЬНОГО ЛОТКА И СТЕРИЛЬНОГО СТОЛА, ИЗ КРАФТ-ПАКЕТА
Цель: Собрать шприц.
Показания. Необходимость введения пациенту лекарственного вещества по назначению врача,
Оснащение.
1. Стерильный лоток, стол, крафт-пакет.
2. Стерильный бикс.
3. Пинцет, лоток.
4. Стерильная емкость с дезинфицирующим раствором для стерильного пинцета.
5. Стерильный флакон с 70 градусным спиртом (АХД или другими антисептиками).
6. Стерильные шприцы и иглы.
7. Стерильный пинцет.
Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. Обработайте руки.
2. Проверьте бирку на биксе.
3. Поставьте дату вскрытия бикса и подпись, откройте бикс, проверьте индикатор.
4. Возьмите из бикса бязевую упаковку с пинцетами.
5. Выньте из бязевой упаковки 1 пинцет и положите его в стерильный лоток.
6. Выньте из бикса бязевую упаковку со шприцами и иглами.
7. Проверьте бирку на упаковке.
8. Вскройте наружную упаковку руками.
9. Возьмите в правую руку стерильный пинцет и вскройте внутреннюю упаковку.
10. Выньте цилиндр шприца из упаковки.
11. Переложите его в левую руку, держа за середину цилиндра.
12. Возьмите правой рукой пинцетом поршень шприца за рукоятку
13. Введите с помощью пинцета поршень в цилиндр шприца.
14. Возьмите правой рукой пинцетом иглу за канюлю.
15. Наденьте иглу с помощью пинцета на подыгольный конус шприца, не касаясь руками острия иглы.
16. Положите пинцет в емкость с дезинфицирующим раствором.
17. Притрите канюлю иглы к подыгольному конусу шприца пальцами правой руки.
18. Проверьте проходимость иглы.
19. Положите готовый шприц на внутреннюю поверхность бязевой упаковки или стерильного лотка.
20. Шприц готов к набору лекарства.
Оценка достигнутых результатов. Шприц собран.
НАБОР ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ИЗ АМПУЛ И ФЛАКОНОВ
Цель: Набрать лекарственное вещество.
Показание: Необходимость введения пациенту лекарственного вещества по назначению врача,
Противопоказания: Нет.
Оснащение:
1. Ампулы или флаконы с лекарственным веществом.
2. Стерильный шприц и игла.
3. Стерильный пинцет,
4. Стерильный бикс с шариками и салфетками.
5. 70-гардусный спирт.
6. Пилочка.
7. Стерильный лоток.
Набор лекарственного вещества из ампулы.
1. Приготовьте нужное лекарство.
2. Проверьте на упаковке срок годности лекарства и его Дозировку, обратив внимание на способ введения.
3. Обратите внимание на прозрачность и цвет лекарства.
4. Встряхните слегка ампулу так, чтобы весь раствор оказался в широкой ее части.
5. Возьмите в правую руку стерильный пинцет.
6. Достаньте стерильным пинцетом из стерильного бикса шарик, смочите его 70 градусным спиртом.
7. Обработайте узкую часть ампулы шариком со спиртом.
8. Положите узкую часть ампулы на подушечку указательного пальца левой руки на шарик.
9. Возьмите пилочку и надпилите узкую часть ампулы.
10. Отломите шариком кончик ампулы и выбросите его в лоток,
11. Поставьте вскрытую ампулу на стол.
12. Возьмите приготовленный шприц в правую руку, придерживая муфту иглы 2-м пальцем, цилиндр - 1-м, 3-м и 4-м пальцами, поршень - 5-м.
13. Возьмите приготовленную ампулу в левую руку между 2-м и 3-м пальцами ("вилочка"),
14. Введите осторожно иглу в ампулу.
15. Придержите первым и пятым пальцами левой руки цилиндр, 4-м - муфту иглы.
16. Обхватите рукоятку шприца 1-м, 2-м, 3-м пальцами правой руки.
17. Потяните поршень на себя.
18. Наберите нужное количество лекарства.
19. Поставьте ампулу на стол.
20. Смените иглу на нужную иглу для данной инъекции.
21. Притрите иглу к конусу пальцами правой руки.
22. Возьмите шприц в левую руку, придерживая канюлю иглы 2-м пальцем, цилиндр - 3-м и 4-м пальцами, а поршень - 5-м.
23. Поверните шприц вертикально вверх и уладите из него воздух, придерживая канюлю иглы.
24. Положите шприц на стерильный лоток и прикроите его стерильной салфеткой или оставьте шприц на стерильной части внутренней упаковки бязи и прикройте его стерильной частью.
Оценка достигнутых результатов: Назначенное лекарственное вещество набрано в шприц,
РАЗВЕДЕНИЕ АНТИБИОТИКОВ
Цель: Развести антибиотики.
Показания: По назначению врача.
Противопоказания: Индивидуальная непереносимость.
Оснащение:
1. Шприцы стерильные.
2. Иглы стерильные для в/м инъекций и для набора лекарственных веществ.
3. Раствор хлорида натрия 0,9%, стерильный.
4. Шарики стерильные.
5. Спирт 70%.
6. Флаконы с антибиотиками.
7. Лоток для сброса.
8. Пилочки.
9. Пинцет не стерильный (или ножницы).
10. Пинцет стерильный.
11. Полотенце.
Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. Вымойте руки и обработайте шариком со спиртом.
2. Возьмите флакон с антибиотиком.
3. Прочтите надпись на флаконе (название, доза, срок годности).
4. Вскройте алюминиевую крышку в центре не стерильным пинцетом.
5. Обработайте шариком со спиртом резиновую пробку.
6. Возьмите ампулу с растворителем 0,9 % раствор хлорида натрия, прочтите еще раз название.
7. Обработайте ампулу шариком со спиртом.
8. Надпилите и вскройте ампулу с растворителем.
9. Наберите в шприц нужное количество растворителя из расчета 1 мл (0,5 мл) растворителя на каждые 100 000 ЕД. антибиотика.
10. Возьмите флакон и введите в него набранный растворитель.
11. Отсоедините шприц, иглу оставьте во флаконе.
12. Встряхните флакон с иглой до полного растворения антибиотика.
13. Наденьте иглу с флаконом на подыгольный конус шприца.
14. Поднимите флакон вверх дном и наберите содержимое флакона или его часть в шприц.
15. Снимите флакон вместе с иглой с подыгольного конуса шприца.
16. Наденьте и закрепите на подыгольном конусе шприца иглу для в/м инъекций.
17. Проверьте проходимость этой иглы, пропустив немного раствора через иглу.
Оценка достигнутых результатов: Антибиотики разведены.
Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.