Тема: Рубежный контроль по физиологии сердечно-сосудистой системы
Цель обучения:Контроль знаний студентами теоретического и практического материала темы.
Задачи обучения:
Оценить знание студентами теоретического и практического материала темы.
Основные вопросы темы:
1. Что такое сердечный цикл. Какова его продолжительность?
2. Систола, диастола предсердий и их продолжительность.
3. Систола желудочков и ее фазы.
4. Диастола желудочков, ее фазы.
5. Как меняется давление в полостях сердца во время сердечного цикла?
6. Аускультация. Происхождение тонов сердца (особенности у детей).
7. Перкуссия. Определение границ сердца.
8. Верхушечный толчок, чем он обусловлен?
9. ЭКГ. Техника наложения электродов, механизм происхождения зубцов, анализ нормальной электрокардиограммы ( особенности у детей).
10. Что такое систолический объем крови ( СОК) и минутный объем крови ( МОК)?
11. Автоматия, проводящая система сердца человека.
12. Потенциал действия сердечной мышцы.
13. Возбудимость сердечной мышцы.
14. Сократимость сердечной мышцы.
15. Эластичность.
16. Уровни регуляция сердечной деятельности.
17. Внутриклеточная, внутрисердечная и внесердечная регуляция.
18. Влияние блуждающего нерва на деятельность сердца.
19. Влияние симпатического нерва на деятельность сердца.
20. Тонус центров, регулирующих деятельность сердца.
21. Рефлекторная регуляция сердечной деятельности. Сосудисто-рефлексогенные зоны.
22. Рефлекс Данини-Ашнера.
23. .Рефлекс Гольца.
24. .Гуморальная регуляция сердечной деятельности. Опыт Штраубе.
25. Морфо-функциональная классификация сосудов.
26. Основные параметры гемодинамики.
27. Артериальное давление (АД) и факторы обуславливающие его. Кривая АД у животных ( волны I, II,III порядка ).
28. Определение АД у человека методом Короткова в покое и при физической нагрузке (особенности у детей).
29. Факторы, обуславливающие движение крови по венам и поддерживающие венозное давление ( ВД).
30. Чему равно ВД в венах разного калибра?
31. Объемная и линейная скорости кровотока
32. Микроциркуляция.
33. Чему равно давление в капиллярах?
34. Артериальный пульс, происхождение, характеристика (особенности у детей).
35. Венный пульс. Флебограмма.
36. Из чего складывается периферическое сопротивление сосудов?
37. Чем обусловлен тонус сосудов?
38. Сосудосуживающие и сосудорасширяющие нервы.
39. Где находится сосудодвигательный центр?
40. Рефлекторная регуляция тонуса сосудов.
41. Гуморальная регуляция тонуса сосудов.
Оценка знаний студента:
Согласно «Правилам оценки уровня компетенции у студентов КазНМУ», рекомендованным Центром МАКО и НСРМО на данном занятии оценивается
Компетенция «знания» - устный или письменный опрос, тестирование (перечень вопросов выше)
Литература:
Основная:
- Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2003 г. – 656 с.
- Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник + СД-диск. – М., 2006 г. – 696 с.
- Физиология сердца: Учебное пособие / Под ред. Акад. РАМН Б.И.Ткаченко. – СПб: «Специальная литература», 1998 г. - 128 с.
- Частная физиология (Метод.указания для студентов) под. ред. Соколова А.Д. Алматы 2007 г.
- Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. – М.: изд-во РУДН, 2001. – 409 с
- Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А.Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.
- Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем / Под ред. К.В.Судакова. – М.: Медицинское информационное агентство, 1999 г. – 718 с.
- Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред. К.В.Судакова, А.В.Котова. – М., 2002 г.
- Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000 г. – 784 с.
Дополнительная:
1. Гальперин С.И. Физиологические особенности детей. М. 1965 г.
2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.1985 г.
3. Хрипкова А.Г., Антропова М.В. Возрастная физиология и школьная гигиена,1990 г.
4. Колесинская Р.Д, Соколов А.Д. Возрастные особенности физиологических систем растущего организма. Алматы. 2007 г.