Тема: Рубежный контроль по физиологии сердечно-сосудистой системы

Цель обучения:Контроль знаний студентами теоретического и практического материала темы.

Задачи обучения:

Оценить знание студентами теоретического и практического материала темы.

Основные вопросы темы:

1. Что такое сердечный цикл. Какова его продолжительность?

2. Систола, диастола предсердий и их продолжительность.

3. Систола желудочков и ее фазы.

4. Диастола желудочков, ее фазы.

5. Как меняется давление в полостях сердца во время сердечного цикла?

6. Аускультация. Происхождение тонов сердца (особенности у детей).

7. Перкуссия. Определение границ сердца.

8. Верхушечный толчок, чем он обусловлен?

9. ЭКГ. Техника наложения электродов, механизм происхождения зубцов, анализ нормальной электрокардиограммы ( особенности у детей).

10. Что такое систолический объем крови ( СОК) и минутный объем крови ( МОК)?

11. Автоматия, проводящая система сердца человека.

12. Потенциал действия сердечной мышцы.

13. Возбудимость сердечной мышцы.

14. Сократимость сердечной мышцы.

15. Эластичность.

16. Уровни регуляция сердечной деятельности.

17. Внутриклеточная, внутрисердечная и внесердечная регуляция.

18. Влияние блуждающего нерва на деятельность сердца.

19. Влияние симпатического нерва на деятельность сердца.

20. Тонус центров, регулирующих деятельность сердца.

21. Рефлекторная регуляция сердечной деятельности. Сосудисто-рефлексогенные зоны.

22. Рефлекс Данини-Ашнера.

23. .Рефлекс Гольца.

24. .Гуморальная регуляция сердечной деятельности. Опыт Штраубе.

25. Морфо-функциональная классификация сосудов.

26. Основные параметры гемодинамики.

27. Артериальное давление (АД) и факторы обуславливающие его. Кривая АД у животных ( волны I, II,III порядка ).

28. Определение АД у человека методом Короткова в покое и при физической нагрузке (особенности у детей).

29. Факторы, обуславливающие движение крови по венам и поддерживающие венозное давление ( ВД).

30. Чему равно ВД в венах разного калибра?

31. Объемная и линейная скорости кровотока

32. Микроциркуляция.

33. Чему равно давление в капиллярах?

34. Артериальный пульс, происхождение, характеристика (особенности у детей).

35. Венный пульс. Флебограмма.

36. Из чего складывается периферическое сопротивление сосудов?

37. Чем обусловлен тонус сосудов?

38. Сосудосуживающие и сосудорасширяющие нервы.

39. Где находится сосудодвигательный центр?

40. Рефлекторная регуляция тонуса сосудов.

41. Гуморальная регуляция тонуса сосудов.

Оценка знаний студента:

Согласно «Правилам оценки уровня компетенции у студентов КазНМУ», рекомендованным Центром МАКО и НСРМО на данном занятии оценивается

Компетенция «знания» - устный или письменный опрос, тестирование (перечень вопросов выше)

Литература:

Основная:

  1. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2003 г. – 656 с.
  2. Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник + СД-диск. – М., 2006 г. – 696 с.
  3. Физиология сердца: Учебное пособие / Под ред. Акад. РАМН Б.И.Ткаченко. – СПб: «Специальная литература», 1998 г. - 128 с.
  4. Частная физиология (Метод.указания для студентов) под. ред. Соколова А.Д. Алматы 2007 г.
  5. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. – М.: изд-во РУДН, 2001. – 409 с
  6. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А.Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.
  7. Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем / Под ред. К.В.Судакова. – М.: Медицинское информационное агентство, 1999 г. – 718 с.
  8. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред. К.В.Судакова, А.В.Котова. – М., 2002 г.
  9. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000 г. – 784 с.

Дополнительная:

1. Гальперин С.И. Физиологические особенности детей. М. 1965 г.

2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.1985 г.

3. Хрипкова А.Г., Антропова М.В. Возрастная физиология и школьная гигиена,1990 г.

4. Колесинская Р.Д, Соколов А.Д. Возрастные особенности физиологических систем растущего организма. Алматы. 2007 г.

Наши рекомендации