Тема №12. Регуляция сердечной деятельности. Параметры гемодинамики.
Микроциркуляция.
Составитель:
старший преподаватель ____________ Токешева Г.М.
Семей – 2008 г.
1. Тема: Регуляция сердечной деятельности. Параметры гемодинамики.
Микроциркуляция.
2. Цель:
- приобрести и закрепить знания по изучению видов регуляции сердечной деятельности и их механизмов;
- приобрести и закрепить знания по изучению параметров гемодинамики и механизмов регуляции тонуса сосудов;
- приобрести и закрепить навыки пальпации артериального пульса и измерения кровяного давления;
- приобрести и закрепить знания по изучению методов исследования состояния капилляров слизистой оболочки полости рта.
3. Задачи обучения:
- сформировать знания о видах регуляции сердечной деятельности и их механизмов;
- сформировать знания морфофункциональной характеристики кровеносных сосудов, параметров гемодинамики и механизмов регуляции тонуса сосудов;
- объяснить принцип методик измерения кровяного давления, пальпации артериального пульса и методик исследования состояния капилляров слизистой оболочки полости рта;
- обучить методу измерения артериального давления по методу Короткова и методу пальпации артериального пульса;
- объяснить информационную ценность различных параметров гемодинамики и механизмы их регуляции;
- обучить основам работы с приборами, используемыми для выполнения предлагаемых практических работ.
4. Основные вопросы темы:
1. Уровни регуляции сердечной деятельности (внутриклеточная, внутрисердечная,
внесердечная).
2. Рефлекторные изменения работы сердца, обусловленные раздражением слизистой оболочки
полости рта и зубов.
3. Движение крови по сосудам, основные законы гемодинамики.
4. Кровяное давление: факторы, влияющие на его величину, методы определения, причины
изменения при манипуляциях в полости рта, кривая артериального давления.
5. Объёмная и линейная скорость кровотока.
6. Артериальный и венный пульс.
7. Микроциркуляция, её особенности в тканях и органах полости рта. Капилляроскопия,
капиллярография.
8. Регуляция тонуса сосудов.
5. Методы обучения и преподавания:
Работа в малых группах: студенты делятся на группы по 6-7 человек и обсуждают ответную реакцию сердца лягушки при раздражении вагосимпатического ствола, обосновав свои предположения. Далее студентам предлагается составить сравнительно-сопоставительную таблицу по кровеносным сосудам. Количество критериев, положенных в основу данной таблицы, отражает глубину усвоения темы. После совместного обсуждения студенты составляют общую таблицу, включающую все защищенные ими критерии.
Работа в парах: выполнить практические работы по воспроизведению опыта Гольца и Данини-Ашнера, измерению артериального давления по методу Короткова, пальпации артериального пульса, обсудить полученные результаты, сравнить их с нормой, сформулировать выводы и запротоколировать.
Решение ситуационных задач.
6. Литература:
Основная:
1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие /
Н.Н.Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М.
Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред. К.В.Судакова,
А.В.Котова. - М., 2002.
- Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А.Ткачука. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 384 с.
- Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. - 784 с.
5. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.
Дополнительная:
1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. - М.: изд-во РУДН, 2001. - 409 с.
2. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа,
1986.
- Основы физиологии человека /Под ред. Б.И. Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.
3.Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева, А.В. Коробкова. - М.: Медицина, 1988. – 280 с.
4.Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент, 2006. - 66 с.
5.Физиология человека /Н.А. Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I, II.
7. Контроль:
Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:
1. Какие виды саморегуляции сердечной деятельности вам известны?
2. Каково влияние на деятельность сердца блуждающих нервов?
3. Перечислите эффекты радражения симпатических нервов на деятельность сердца.
4. Какие сосуды называются резистивными и почему?
5. Что такое линейная скорость кровотока?
6. Что такое капиллярография?
Контрольные вопросы для оценки заключительного уровня знаний:
1. Что объясняет причину противоположного влияния симпатических и парасимпатических
нервов на деятельность сердца?
2. Как изменяется объёмная скорость кровотока в различных частях сосудистого русла?
3. Назовите основные характеристики артериального пульса.
4. Что регистрируется на кривой артериального давления, записанной в остром опыте?
5. Особенности микроциркуляции в тканях и органах полости рта.
Контрольные задачи для оценки заключительного уровня знаний:
- При раздражении смешанного вагосимпатического ствола у лягушки вначале
наблюдается вагусный эффект – остановка сердца, а потом симпатическое
последействие – учащение работы сердца после прекращения раздражения.
Вопрос: Объясните причину симпатического последействия.
- При тепловом воздействии в сосудах кожи возросла объёмная скорость кровотока,
однако линейная скорость уменьшилась.
Вопрос: Какое вещество можно было бы при этом обнаружить в коже?
СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Методические рекомендации
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Специальность: 051302 «Стоматология»
Дисциплина: Нормальная физиология
Кафедра/курс: Кафедра физиологических дисциплин с курсом нормальной физиологии
Курс: 2
Тема №13. Внешнее дыхание. Дыхательные объёмы. Регуляция дыхания.
Составитель:
старший преподаватель ____________ Токешева Г.М.
Семей – 2008 г.
1. Тема: Внешнее дыхание. Дыхательные объёмы. Регуляция дыхания.
2. Цель:
- приобрести и закрепить знания по изучению основных закономерностей функционирова-ния дыхательной системы организма здорового человека и механизмов её регуляции;
- приобрести и закрепить знания по изучению основных физиологических характеристик дыхательной системы здорового человека, её половых и возрастных особенностей;
- приобрести и закрепить навыки исследования функций дыхательной системы организма.
3. Задачи обучения:
- сформировать знания о значении, этапах, механизме дыхательного процесса и его регуляции;
- сформировать знания основных физиологических характеристик дыхательной системы, её половых и возрастных особенностей;
- объяснить принцип наиболее важных методик исследования функций дыхательной системы;
- обучить методам оценки функционального состояния дыхательной системы;
- объяснить информационную ценность различных показателей дыхательной системы и механизмы их регуляции.
4. Основные вопросы темы:
1. Дыхание, значение, этапы.
2. Биомеханика вдоха и выдоха.
3. Давление в плевральной полости, его происхождение и роль в механизме внешнего
дыхания.
4. Легочные объёмы, методы их определения.
5. Газообмен в лёгких.
6. Транспорт кислорода и углекислого газа кровью.
7. Газообмен в тканях.
8. Регуляция дыхания:
а) дыхательный центр и его отделы;
б) саморегуляция дыхания (рефлекс Геринга-Брейера);
в) гуморальная регуляция дыхания.
9. Взаимосвязь процессо жевания, глотания и дыхания.
5. Методы обучения и преподавания:
Работа в малых группах: студенты делятся на группы по 6-7 человек и обсуждают факторы, поддерживающие отрицательное давление в плевральной полости. Далее в подгруппах студенты обсуждают отделы дыхательного центра, их локализацию, роль в дыхательном процессе и изменения дыхания при выключении того или иного отдела дыхательного центра.
Работа в парах: выполнить практические работы по определению легочных объёмов при помощи спирометра (спирометрия), определению мощности вдоха и выдоха при помощи пневмотахометра, определению минутного объёма дыхания, обсудить полученные результаты, сравнить их с нормой, сформулировать выводы и запротоколировать.
Решение ситуационных задач.
6. Литература:
Основная:
1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие /
Н.Н.Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М.
Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред. К.В.Судакова,
А.В.Котова. - М., 2002.
- Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А.Ткачука. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 384 с.
- Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. - 784 с.
- Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд.,
перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.
Дополнительная:
1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. - М.: изд-во РУДН, 2001. - 409 с.
2. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.
3. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И. Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.
4. Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева, А.В. Коробкова. - М.: Медицина, 1988. – 280 с.
5. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной
работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент,
2006. - 66 с.
6. Физиология человека /Н.А. Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I, II.
7. Контроль:
Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:
1. Перечислите этапы дыхания.
2. Что такое сурфактант?
3. Что такое парциальное давление газа?
4. Какие рецепторы воспринимают изменение газового состава крови?
5. Роль карбоангидразы.
6. Перечислите основные инспираторные мышцы.
Контрольные вопросы для оценки заключительного уровня знаний:
1. Перечислите факторы, обуславливающие отрицательное давление в плевральной полости.
2. Почему спокойный выдох является пассивным процессом?
3. Что такое минутный объём дыхания и какие методы его определения вам известны?
4. Какую зависимость отражает кривая диссоциации оксигемоглобина?
5. Перечислите формы транспорта углекислого газа кровью.
Контрольные задачи для оценки заключительного уровня знаний:
1.Около сорока лет назад была раскрыта причина болезни новорожденных, которые умирали сразу же после рождения, будучи не в состоянии сделать вдох. Разгадка была найдена, когда начали сравнивать гомогенаты из ткани лёгких таких детей и детей, умерших от других причин. В этих гомогенатах измеряли и сравнивали между собой некоторый физико-химический показатель.
Вопрос: Что это за показатель и о чем говорит изменение его величины?
2. Если у новоожденного при перевязке пуповины затягивать лигатуру очень медленно, то первый вдох может не наступить, и ребёнок погибнет.
Вопрос: Почему?
СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Методические рекомендации
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Специальность: 051302 «Стоматология»
Дисциплина: Нормальная физиология
Кафедра/курс: Кафедра физиологических дисциплин с курсом нормальной физиологии
Курс: 2
Тема №14. Итоговое занятие по разделам: «Физиология крови», «Физиология
кровообращения» и «Физиология дыхания».
Составитель:
старший преподаватель ____________ Токешева Г.М.
Семей – 2008 г.
1. Тема: Итоговое занятие по разделам: «Физиология крови», «Физиология
кровообращения» и «Физиология дыхания».
2. Цель:
- закрепить знания основных закономерностей функционирования систем крови, кровообращения, дыхания и механизмов их регуляции;
- закрепить знания основных физиологических характеристик систем крови, кровообращения, дыхания, их половых и возрастных особенностей;
- закрепить определенные типовой программой дисциплины обязательные навыки по исследованию функций систем крови, кровообращения и дыхания;
- закрепить знания цели, хода, ожидаемых результатов практических работ, выполненных при изучении данных разделов.
3. Задачи обучения:
- продемонстрировать знание значения, основных закономерностей функционирования систем крови, кровообращения, дыхания и механизмов их регуляции;
- продемонстрировать знание основных физиологических характеристик систем крови, кровообращения, дыхания, их половых и возрастных особенностей;
- продемонстрировать знание сущности методик исследования функций вышеперечислен-ных систем;
- продемонстрировать степень освоения навыков, приобретенных при изучении разделов: «Физиология крови», «Физиология кровообращения» и «Физиология дыхания».
4. Основные вопросы темы:
1. Кровь: состав, функции, основные константы и механизмы их поддержания.
2. Эритроциты: строение, количество, функции.
3. Гемоглобин: значение, соединения. Цветовой показатель, значение. СОЭ и факторы,
влияющие на неё.
4. Гемолиз, виды. Осмотическая резистентность эритроцитов, её границы.
5. Лейкоциты: строение, количество, функции. Лейкограмма.
6. Тромбоциты: строение, количество, функции. Процесс свёртывания крови и его фазы.
7. Противосвёртывающая система. Осложнения, возникающие при удалении зуба у больных с
нарушением свертывания крови. Физиологическое обоснование способов предотвращения и
остановки кровотечения при операции в ротовой полости у больных с заболеваниями крови.
8. Группы крови, резус-фактор. Основы переливания крови.
9. Физиологические свойства сердечной мышцы: возбудимость, проводимость, сократимость,
автоматия.
10. Сердечный цикл, его фазы.
11. Экстрасистола.
12. Тоны сердца, их природа и точки выслушивания (горизонтальные и вертикальные
ориентиры).
13. Возникновение разности потенциалов в работающем сердце (ЭКГ), способы её
регистрации, отведения.
14. Функциональное значение элементов ЭКГ.
15. Уровни регуляции сердечной деятельности (внутриклеточная, внутрисердечная,
внесердечная).
16. Рефлекторные изменения работы сердца, обусловленные раздражением слизистой
оболочки полости рта и зубов.
17. Движение крови по сосудам, основные законы гемодинамики.
18. Кровяное давление: факторы, влияющие на его величину, методы определения, причины
изменения при манипуляциях в полости рта, кривая артериального давления.
19. Регуляторные механизмы системы кровоснабжения тканей челюстно-лицевой области и
полости рта.
20. Объёмная и линейная скорость кровотока.
21. Артериальный и венный пульс.
22. Микроциркуляция, её особенности в тканях и органах полости рта. Капилляроскопия,
капиллярография.
23. Регуляция тонуса сосудов.
24. Дыхание, значение, этапы.
25. Биомеханика вдоха и выдоха.
26. Давление в плевральной полости, его происхождение и роль в механизме внешнего
дыхания.
27. Легочные объёмы, методы их определения.
28. Газообмен в лёгких.
29. Транспорт кислорода и углекислого газа кровью.
30. Газообмен в тканях.
31. Регуляция дыхания:
а) дыхательный центр и его отделы;
б) саморегуляция дыхания (рефлекс Геринга-Брейера);
в) гуморальная регуляция дыхания.
32. Роль органов полости рта и дыхания в формировании речи.
33. Взаимосвязь процессо жевания, глотания и дыхания.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
1. Определение СОЭ.
2. Определение количества гемоглобина по методу Сали.
3. Определение группы крови.
4. Определение резус-принадлежности крови.
5. Пальпация сердечного толчка.
6. Аускультация сердца.
7. Запись и анализ ЭКГ.
8. Опыт Гольца.
9. Опыт Данини-Ашнера.