Фармацевтическая терминология
I. Напишите русские наименования лекарственных растений. Дайте краткие сведения об античных истоках названий и о применении в медицине:
1. Heracleum spondylium.
2. Gentiana lutea.
3. Centaurium umbellatum.
4. Iris pallida.
5. Crocus sativus.
6. Euryale ferox.
7. Dioscorea nipponica.
8. Persea americana.
9. Syringa vulgaris.
II. Переведите на латинский язык наименования кислот и объясните их происхождение и применение:
1. Аскорбиновая кислота
2. Никотиновая кислота
3. Глютаминовая кислота
4. Салициловая кислота
5. Фолиевая кислота
6. Липоевая кислота
7. Ацетилсалициловая кислота
8. Карболовая кислота
9. Бензойная кислота
10. Хлористоводородная кислота /син. соляная кислота/
III. Что такое «САЛОЛ»? Напишите современное фармацевтическое наименование. Расскажите о происхождении и применении этого лекарственного средства.
IV. Объясните происхождение народных названий лекарственных растений. Напишите их современные ботанические наименования на русском и латинском языке:
1. Мохнатик
2. Мечекорень
3. Капюшон монаха
4. Барыня
5. Синецветка, или синовница
6. Гадючник, или лежачка
7. Ведьмин шип
8. Золотая розга, или золотая ветка
9. Красная кашка
10 Земляная малина, или красная морошка
11. Царский скипетр, или королевская свеча
12. Морковник
13. Царские кудри
14. Большая ромашка
15. Сумочник
V. А не хотели бы Вы войти в роль создателя номенклатурных имён лекарственных средств? Давайте попробуем! Перед Вами перечень препаратов, выпускаемых отечественной фирмой «Материа Медика». Как видите, все их названия образованы на основе русского языка. Вряд ли такая языковая форма скажет что-нибудь зарубежному покупателю. Помогите этой фирме выйти со своей продукцией за пределы России. Придумайте для каждой единицы её продукции удачное торговое название. Условия: оригинальность, краткость, благозвучность, информационная ёмкость. Придуманные Вами названия записывать на латинском языке.
Продукция ЗАО «Производственная фирма «Материя Медика»:
1. Авиа-Море (гран., карамель)
2. Агри детский (антигриппин гомеопатический для детей) (гран.)
3. Вернисон (гран.)
4. Возрастон (гран.)
5. Диет-Комфорт (гран.)
6. Желчевом (гран.)
7. Метео-плюс (гран.)
8. Млекоин (гран.)
9. Нетизжог (гран.)
10. Успокой (гран.)
Гуманитарный аспект
1. В каком греческом мифе о трагической любви приводится история происхождении трех лекарственных растений. Дайте их названия.
2. Какие памятники античного искусства описывает А. С. Пушкин в стихотворении 1830 г. «В начале жизни школу помню я... »:
Другие два чудесные творенья
Влекли меня волшебною красой:
То были двух бесов изображенья.
Один (Дельфийский идол) лик младой -
Был гневен, полон гордости ужасной,
И весь дышал он силой неземной.
Другой женообразный, сладострастный,
Сомнительный и лживый идеал -
Волшебный демон - лживый, но прекрасный.
Пред ними сам себя я забывал;
В груди младое сердце билось — холод
Бежал по мне и кудри подымал.
3. Что роднит Клеопатру и Патрокла?
4. Что роднит эдему и Эдипа?
5. Четыре места в этом стихотворении О. Мандельштама связаны с античной мифологией. Какие? Что даёт повод вспомнить этот шедевр при изучении медицинской терминологии?
Когда Психея-жизнь спускается к теням
В полупрозрачный лес, вослед за Персефоной,
Слепая ласточка бросается к ногам
С стигийской нежностью и веткою зелёной.
Навстречу беженке спешит толпа теней,
Товарку новую встречая причитаньем,
И руки слабые ломают перед ней
С недоумением и робким упованьем.
Кто держит зеркальце, кто баночку духов, —
Душа ведь женщина, ей нравятся безделки,
И лес безлиственный прозрачных голосов
Сухие жалобы кропят, как дождик мелкий.
И в нежной сутолке не зная, что начать,
Душа не узнает прозрачные дубравы,
Дохнёт на зеркало и медлит передать
Лепёшку медную с туманной переправы.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Конкурс “AstrumOlympiadis”–“Звезда Олимпиады” (о себе, участнике VI Интернет-Олимпиады, фото, стихи, проза, латинские изречения, серьёзно или с юмором, c направлением на ведение здорового образа жизни и формирование компетенций будущего медика: всего 1 страница).