Схема 2 вовлечения структур головного и спинного мозга в системные процессы регуляции локального движения.
Пространстве
Цель занятия: Изучить системные механизмы организации целенаправленного движения, сохранения оптимального мышечного тонуса и положения тела в пространстве. Исследовать роль центрального звена в программировании движения и его коррекции.
Знать | Уметь |
1. Особенности организации ФУС поддержа-ния оптимального мышечного тонуса и равновесия в пространстве. 2. Особенности взаимодействия компонен-тов ФУС организации целенаправленного движения. 3. Механизмы включения вегетативного звена в двигательный акт. | Использовать знания о: 1) архитектонике и функциях системы организации движения при анализе контактов человека с внешней средой; 2) роли двигательных центров различных отде-лов мозга в организации движения и мышеч-ного тонуса для коррекции двигательной акти-вности. Представлять схематически структурную орга-низацию центрально-периферических образо-ваний ФУС обеспечения произвольного дви-жения и равновесия в пространстве у здорово-го человека для анализа возможных нарушений их функционирования. |
Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы:
1. Физиология соматической нервной системы.
2. Спинальные механизмы регуляции мышечного тонуса и движения.
3. Супраспинальные механизмы регуляции мышечного тонуса и движения: роль двига-тельных ядер ствола мозга, мозжечка, базальных ганглиев и двигательной зоны КБП.
4. Принципы электромиографии.
Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:
1. ФУС организации движения как сложная система с включением двух подсистем: поддержания равновесия и выполнения целенаправленного движения с выраженным внешним звеном саморегуляции.
2. Движение как результат определённой потребности контакта с внешней средой, принятия решения (замысел движения) на уровне высших отделов мозга.
3. Характеристика центрального звена ФУС, обеспечивающего программу движения.
4. Роль двигательных ядер ствола мозга в регуляции тонуса мышц антагонистов.
5. Особенности рецепторного аппарата и канала обратной связи как контроля выполнения программы движения и поддержания оптимальной позы.
6. Организация вегетативных компонентов двигательного акта. Механизм сомато-вегетативного сопряжения.
В тетради для практических занятий выполнить следующие задания:
1. Нарисовать схему спинальных механизмов регуляции мышечного тонуса. Указать роль каналов положительной и отрицательной обратной связи от рецепторного аппарата мышц.
2. Перечислить структуры, относящиеся к пирамидной и экстрапирамидной системам, пути их связи с мотонейронами скелетных мышц, функциональную роль в регуляции локомоции.
Учебная литература основная:
1. Нормальная физиология: Учебник. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 880 с.
2. Физиология человека: Атлас динамических схемК.В. Судаков, В.В. Адрианов, Ю.В. Вагин, И.И. Киселёв. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 416 с.
3. Нормальная физиология. Практикум. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 232 с.
4. Физиология функциональных систем. Учебно-методическое пособие кафедры нормальной физиологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов к практическим занятиям.
5. Лекции по нормальной физиологии и физиологии ФУС.
Дополнительная литература:
1. Физиология. Основы и функциональные системы: курс лекций. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002. -784с.
2. Физиология человека. Задачи и упражнения. Учебное пособие. /Под ред. Ю.И. Савченкова. Ростов н/ Д. - Феникс, 2007. - 160с.
Тематика рефератов:
1.Многоуровневая регуляция ЦНС соматических и вегетативных функций по принципу взаимодействия проекционных, ассоциативных, интегративнопусковых систем. Концепция жестких, генетически детерминированных блоков (модулей) и гибких, вероятностно детерминированных звеньев функциональной организации мозга.
2. Роль таламуса в организации движения.
Информационный блок.
Схема 2 вовлечения структур головного и спинного мозга в системные процессы регуляции локального движения.