Пример вычисления стандартизованных показателей прямым методом стандартизации.

Условия задачи: проведено углубленное обследование жителей 2-х микрорайонов города N, при котором получены следующие данные. В 1-м районе обследовано 795 человек, из них 156 мужчины, 639 женщины. Выявлена стенокардия у 3 мужчин и 30 женщин. Во 2-м районе обследовано 720 человек (585 мужчин, 135 женщин). Заболевание выявлено у 15 мужчин и 12 женщин.

Задание: сравнить патологическую пораженность стенокардией в 2-х районах города.

Решение: запустите программу Excel, откройте требуемый файл в папке своей учебной группы под именем «Статистика–Фамилии студентов». Создайте НОВЫЙ лист, переименуйте его, обозначив названием «Стандартизация». На этом листе введите данные и решение задачи, как показано ниже, сохраните изменения и покажите результат работы преподавателю.

1-й этап: создание таблицы и вычисление общих относительных величин, как показано в таблице 24.

Таблица 24

Вычисление относительных и стандартизованных величин

  Абсолютные данные Патологическая пораженность на 100 обсл. (PОбщ.) Стандарт (1-й+2-й районы)     Ожидаемые величины
Районы: 1-й 2-й 1-й 2-й 1-й 2-й
  Обсл. Заб. Обсл. Заб.
м 4,7 8,9 36,3 68,8
ж 1,9 2,6 14,3 19,0
Оба пола 4,2 3,8 50,6 87,8
Стандартизованные величины (Pст.) = 3,3 5,8
  2-й этап: выбор стандарта. Для прямого метода стандартизации за стандарт выбирается число обследованных в обоих районах (уровень среды) среди мужчин и женщин отдельно, а затем их сумма, т.е. 741 = 156+585 и т.д.

3-й этап: вычисление ожидаемых величин. Они вычисляются с помощью пропорций, которыми определяют возможное число заболевших, если бы в изучаемых районах был одинаков состав среды:

Из 100 болевших - Pобщ. х= Pобщ. * Стандарт
Из числа стандарта - хОжид.число болевших

Ожидаемая величина болевших мужчин района 1:

Из 100 муж. заболело - Pобщ. х= 4,7 * 774 = 36,3
Из числа станд. муж. - хОжид.число болевших

Ожидаемая величина болевших женщин района 1:

Из 100 жен. заболело - Pобщ. х= 1,9 * 741 = 14,3
Из числа станд. жен. - хОжид.число болевших

Аналогично составляются пропорции для района 2.

Ожидаемые величины по каждому району суммируются.

Для района 1: 36,3+14,3=50,6.

Для района 2: 68,8+19,0=87,8.

4-й этап: вычисление стандартизованных величин. Расчет выполняется по принципам вычисления относительных величин, но на основе ожидаемых значений с помощью составления пропорции:

Из общего числа обслед. - болело число ожидаемых Рст.= Ожид.вел. * 100
Из 100 чел. - Рст. Общее число обслед.

Для района1:

Из 1515 чел - болело 50,6 Рст1.= 50,6 * 100 = 3,3      
Из 100 чел. - Рст.      

Для района 2:

Из 1515 чел - болело 87,8 Рст2.= 87,8 * 100 = 5,8      
Из 100 чел. - Рст.      

5-й этап: оценка достоверности стандартизованных величин, их сопоставление между собой и с относительными величинами (таблица 25) и формулирование вывода.

Вычисление критерия достоверности Стьюдента для относительных величин:
Пример вычисления стандартизованных показателей прямым методом стандартизации. - student2.ru   m1= 0,6372       Пример вычисления стандартизованных показателей прямым методом стандартизации. - student2.ru    
  m2= 0,8287            
где: q=100-P t= 2,3497 Различия достоверны        

Таблица 25

Сопоставление интенсивных и стандартизованных величин

Показатели Район 1 Район 2 Результаты сравнения
Интенсивные (PОбщ.) 4,2 3,8 Заболеваемость в 1-м районе > чем во 2-м районе
Стандартизованные (PСт.) 3,3 5,8 Заболеваемость в 1-м районе < чем во 2-м районе

Вывод: сравнение стандартизованных показателей выявления стенокардии по районам 1 и 2 позволяет сделать заключение, что, если бы состав обследованных по полу в этих районах был одинаков, то показатель заболеваемости стенокардией в 1-ом районе был бы значительно ниже, чем во 2-ом (уровень значимости p<0,05).

Из анализа общих интенсивных показателей такой вывод сделать нельзя, так как на общие показатели оказал влияние разный состав осмотренных по полу в этих районах. Из литературных данных известно, что стенокардия приблизительно в 2 раза чаще встречается среди мужчин, чем среди женщин. Поэтому в 1-ом районе, где были обследованы преимущественно мужчины, общий интенсивный показатель был завышен (4,2 на 100 обследованных), а во 2-ом районе – занижен (3,8 на 100 обследованных), так как были обследованы в основном женщины. Метод стандартизации позволил увидеть истинную картину заболеваемости, устранив влияние фактора, связанного с полом обследованных.

ЗАДАНИЯ

Запустите программу Excel, откройте файл в папке своей учебной группы под именем «Статистика–Фамилии студентов». На листе «Стандартизация», решите требуемый вариант заданий, сохраните изменения и покажите результат работы преподавателю.

Вариант 1

Проведено изучение заболеваемости населения в городах N и M. В городе N проживало 30000 человек, из них 20000 мужчин и 10000 женщин. В течение года болели 5000 мужчин и 4000 женщин. В городе М проживало 65000 человек (25000 мужчин, 40000 женщин). Болели в течение года 7000 мужчин и 14000 женщин. Рассчитать интенсивные и стандартизованные показатели заболеваемости (на 1000 жителей), проанализировать и оценить достоверность различий между ними, сделать вывод.

Вариант 2

Требуется сравнить физическое развитие учеников 8-10 классов в 2-х школах. В 1-й школе обследовано 195 человек, из них 31 мальчик и 164 девочки, выявлено, что отставание физического развития есть у 1-го мальчика и 5-ти девочек.

Во 2-й школе обследовано 182 человека, из них 125 мальчиков и 57 девочек, имели отставание 5 мальчиков и 4 девочки. Рассчитать интенсивные и стандартизованные показатели частоты отклонений физического развития детей в этих школах, сравнить их и оценить достоверность различий между ними, сделать вывод.

Вариант 3

Необходимо сравнить качество протезирования зубов в 2-х стоматологических поликлиниках. В 1-й поликлинике изготовлено 400 протезов, из них 35 мостовидных и 365 единичных; плохая фиксация протезов зафиксирована у 1-го пациента с мостовидным и 5-ти пациентов с единичными протезами. Во 2-й поликлинике установлено 350 протезов, из них 250 мостовидных и 100 единичных; нарушение фиксации обнаружено 5-и пациентов с мостовидными и 4-х с единичными протезами. Рассчитать интенсивные и стандартизованные показатели качества протезирования в поликлиниках, проанализировать и оценить достоверность различий между ними, сделать вывод.

Вариант 4

Сравнить загрязненность воздуха по количеству проб, не отвечающих санитарным требованиям, в 2-х районах города N. В 1-м районе взято 300 проб, из них 30 в жилых кварталах и 270 вблизи автомобильных дорог; обнаружено несоответствие требованиям в 2-х квартальных пробах и 5 у автодороги. Во 2-м районе взято 200 проб, из них 150 квартальных и 50 у дороги; имели отклонение от норматива загрязненности 5 квартальных и 4 пробы рядом с автодорогой. Рассчитать интенсивные и стандартизованные показатели загрязненности воздуха в 2-х районах, проанализировать и оценить достоверность различий между ними, сделать вывод.

Вариант 5

Требуется сравнить качество работы 2-х лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) по числу послеоперационных осложнений. В 1-й клинике проведено 600 хирургических операций, из них 55 полостных в общем отделении и 545 малоинвазивных в эндоскопическом отделении; послеоперационные осложнения зафиксированы у 20-и пациентов, перенесших полостную операцию, и у 5-ти пациентов из эндоскопического отделения. Во 2-й клинике выполнено 350 операций, из них 250 полостных и 100 малоинвазивных; осложнения были зафиксированы у 5-и пациентов общего отделения и у 4-х - эндоскопического. Рассчитать интенсивные и стандартизованные показатели послеоперационных осложнений в 2-х ЛПУ, проанализировать и оценить достоверность различий между ними, сделать вывод.

Вариант 6

Сравнить загрязненность 2-х водоемов по количеству проб, не отвечающих санитарным требованиям. В 1-м водоеме взято 300 проб, из них 30 поверхностных и 270 с глубины 3 метра; обнаружено несоответствие требованиям в 5-ти поверхностных пробах и 7-ми глубинных. Во 2-м водоеме взято 200 проб, из них 150 поверхностных и 50 глубинных; имели отклонение от норматива загрязненности 8 поверхностных и 3 глубинные пробы. Рассчитать интенсивные и стандартизованные показатели загрязненности водоемов, проанализировать и оценить достоверность различий между ними, сделать вывод.

Наши рекомендации