Лексико – грамматические упражнения по теме. 1. «Один - много». Образование мн.ч
«Зима»
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Снег – много снега (зима, мороз, лед, звезда, день, узор, ночь, снежинка, снеговик, санки, буря, вьюга, стужа, холод, дерево, забава).
2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Зима – зимушка, мороз – морозец, холод – холодок и т.д.
3. «Каким бывает?» Поиск соответствующего понятия.
Снег – белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий.
Зима – холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная.
Снежинки – белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные.
Что могут делать снежинки – летать, кружиться, виться, танцевать, порхать…
4. «Подбери признак к предмету». Согласование ИС с ИП.
Снежный – ком …; снежная - …; снежные - заносы…; снежное – поле… .
5. «Чем похожи и не похожи». Построение монолога, развитие умения сравнивать понятия.
Лед и снег; лед и стекло; лед и зеркало; снег и вата.
6. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.
Коньки, скакалка, лыжи, санки; ворона, голубь, воробей, ласточка.
7. «Собери предложение». Связь слов в предложении.
Дети, снеговик, слепили.
Мальчики, на, санки, и, катаются, девочки.
Снежки, играют, в, мальчики.
Снежинки, падать, легкие, тихо.
8. «Отвечай-ка». Употребление падежных форм мн. числа ИС.
Что? – зима; снежная баба; снег; мороз.
Нет чего? – зимы; снежной бабы и т.д.
Рад чему? – зиме и т.д.
Вижу что? – зиму и т.д.
Доволен чем? – зимой и т.д.
Говорю о чем? – о зиме и т.д.
9. «Объясни, как ты понимаешь». Толкование пословиц и поговорок.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Береги нос в большой мороз.
10. Составить описательный рассказ о зиме, по плану:
Как ты заметил(а) наступление зимы?
Назови ее первые приметы в природе.
Зимние месяцы.
Повадки зверей и птиц зимой.
Зимние забавы и развлечения.
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Зимние забавы»
1. Отгадай загадку.
Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник)
Мчусь как пуля я вперед, лишь поскрипывает лед.
Да мелькают огоньки. Кто несет меня? (Коньки).
Все лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры – помчались с горы. (Санки)
По снегу покатите – я подрасту.
На костре согреете – я пропаду. (Снежный ком)
2. «Почему так назван?» Образование сложных слов.
Конькобежец – бегает на коньках; саночник – катается на санках; лыжник – катается на лыжах; хоккеист – играет в хоккей; фигурист – занимается фигурным катанием.
3. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Лыжник – лыжники – лыжников и т.д.
4. «Счет». Согласование ИС с числительными.
Один конькобежец – два конькобежца – пять конькобежцев.
Один саночник – два саночника – пять саночников.
Один лыжник - два лыжника – пять лыжников.
Один хоккеист – два хоккеиста – пять хоккеистов.
Один фигурист – два фигуриста – пять фигуристов.
Один снеговик – два снеговика – пять снеговиков.
Одна снежная баба – две снежные бабы – пять снежных баб.
5. «Кому что нужно». Употребление дательного падежа ИС.
Клюшка нужна хоккеисту; коньки нужны…; санки - …; лыжи - …; шайба - … .
6. «Закончи предложение». Склонение ИС в ед. числе.
Мы решили слепить снеговика.
Мы приделали нос-морковку нашему … (снеговику).
Мы показали соседям нашего … (снеговика).
Мы играли со … (снеговиком).
Мы рассказывали о …(снеговике).
6. «Исправь ошибку». Развитие логического мышления, слухового внимания.
Лыжнику нужна клюшка. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, стоят снежную крепость.
7. Пересказ рассказа. Развитие связной речи. Автоматизация поставленных звуков.
Снежная баба.
Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу. Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку.
8. Составить рассказ (из личного опыта) на тему «Как я играл(а) зимой.