Список тем по НИРС, предлагаемых кафедрой. 1.Особенности предоперационной подготовки больных

1.Особенности предоперационной подготовки больных

2.Обработка полости рта, какие растворы

3.Правила введения зонда в желудок.

4.Показания к введению газоотводной трубки. Техника её выполнения.

5.Клизмы, их назначение. Техника выполнения

8.Рекомендованная литература по теме занятия:

№ п/п Наименование Издательство Год выпуска

Обязательная

1. Глухов А.А., Андреев, А.А., Болотских, В.И. [и др.] Основы ухода за хирургическими больными // учебное пособие Москва, «Гэотар Медиа»
2. Ослопов В.Н. Общий уход за больными в терапевтической клинике // учебное пособие М.: ГЭОТАР- Медиа

Дополнительная

31. Лопатин П.В. Биоэтика // учебник Москва, «Гэотар Медиа»
32. Красильникова И.М. Неотложная доврачебная медицинская помощь // учебное пособие Москва, «Гэотар Медиа»
33. Шевченко, А.А. Клинический уход за хирургическими больными «Уроки доброты»: учебное пособие М.: ГЭОТАР-Медиа
34. Петров С.В. Общая хирургия М.: ГЭОТАР- Медиа
35. Пропедевтика хирургии: учебное пособие /ред.В.К.Гостищев. М.: МИА

Электронные ресурсы:

1. Электронная библиотека Absotheue
БД Медицина
3. БД МедАрт
4. БД Гении Медицины
5. Ресурсы Интернет

Занятие № 8

Тема: «Техника манипуляций по уходу за хирургическими больными. Основы десмургии».

2.Форма организации учебного процесса: практическое занятие. Разновидность занятия: работа с наглядным пособием, демонстрация, наблюдение, опыт. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.

3.Значение темы: от практического освоения манипуляционных навыков во многом зависит благоприятное течение послеоперационного периода. Несвоевременное, грубое выполнение манипуляций может повлечь за собой серьезные, порой необратимые осложнения. Поэтому освоение практических навыков и приобретение опыта является одной из главных задач всего курса ухода за хирургическими больными

4.Цели обучения:

- общая

способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

- способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

- способностью и готовностью обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций (ПК-29).

- способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27);

- учебная:

Знать принципы проведения манипуляций у хирургических больных; уметь проводить клизмы, промывание желудка, подкладывание судна; владеть навыками постановки желудочного зонда, измерять температуру тела, артериальное давление, пульс.

5. План изучения темы:

Контроль исходного уровня знаний.

Основные понятия и положения темы.

ТЕХНИКА ВВЕДЕНИЯ ЖЕЛУДОЧНОГО ЗОНДА И ПРОМЫВАНИЯ ЖЕЛУДКА

Желудок промывают накануне, перед операцией и утром.

Для промывания желудка используются толстый желудочный зонд, шприц Жане, стеклянная воронка. Их «перед употреблением» стерилизуют в центральной стерилизационной путем обработки в автоклаве под давлением в 1,1 атмосферу в течение 45 минут, либо подвергают кипячению в дистиллированной воде 45 минут. Введение желудочного зонда в желудок может производиться в положении больного сидя или лежа. Предварительно конец зонда смачивают стерильным вазелиновым маслом. Конец зонда укладывают на корень языка больного. Предлагая делать глотательные движения, постепенно вводят зонд глубже. Если у больного возникают позывы на рвоту, временно прекращают введение зонда, рекомендуя больному редко и глубоко дышать, затем продолжают введение зонда. При попадании зонда в желудок по зонду начинает изливаться желудочное содержимое.

Промывание желудка производят у больных с нарушением эвакуации желудка (рубцовоязвенная деформация, рак выходного отдела желудка, острое расширение желудка).

После введения зонда в желудок по нему начинает выходить, содержимое, на зонд надевают воронку, заливают 250 мл воды температуры 22°С, постепенно поднимают воронку на 25 см выше уровня рта, вода уходит в желудок. Следует держать воронку в несколько наклоненном положении, чтобы не возник водоворот в центре воронки и не попал воздух в желудок. Затем воронку опускают, она постепенно заполняется промывной жидкостью с примесью желудочного содержимого, которое сливают в ведро. Вновь заливают в воронку воду и продолжают процедуру несколько раз до чистых промывных вод. С целью ликвидации процессов брожения и гниения в желудке в последнюю порцию воды добавляют 2 чайные ложки соляной кислоты на литр воды. Соляная кислота губительно действие на микробы, находящиеся в желудке. Промывание желудка можно производить 1–2 раза в сутки, его всегда нужно производить осторожно, не форсируя, чтобы не вызвать осложнений. Опорожнение желудка избавляет больного от чувства тяжести, распирания в верхней части живота, способствует восстановлению мышечного тонуса желудочной стенки, улучшает ее кровообращение.

ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ОЧИСТИТЕЛЬНОЙ И СИФОННОЙ КЛИЗМ

Цель очистительной клизмы: освободить кишечник от газов и каловых масс.

Для того, чтобы сделать очистительную клизму, нужна кружка Эсмарха – резиновый мешок с отходящей от него резиновой трубкой длиной 150 см, имеющей кран для регулировки поступления жидкости и пластмассовые наконечники. Вода для очистительной клизмы должна быть комнатной температуры (22°С). Для усиления эффекта к клизменной воде можно добавить 1/2 чайной ложки растертого в порошок детского или хозяйственного мыла, 1–2 столовые ложки поваренной соли, 2–3 столовые ложки глицерина и т. д. Перед постановкой очистительной клизмы под больного кладут клеенку, укладывают на левый бок, ноги приводят к животу. В кружку Эсмарка заливают 1–1,5 литра воды, в трубку вставляют пластмассовый стерильный наконечник, кружку поднимают кверху, открывают кран, чтобы выпустить с небольшим количеством жидкости воздух, находящийся в трубке, затем закрывают кран.

Наконечник смазывают стерильным вазелиновым маслом и осторожно вводят в прямую кишку на глубину 8 см. Кружку Эсмарха поднимают кверху, открывают кран, вода начинает поступать в ободочную кишку. Следят за тем, чтобы воздух не попал в просвет кишки, вовремя закрывают кран, вращательными движениями удаляют наконечник. Хорошо, если больной удержит воду в течение 10 минут. Если эффекта от клизмы нет, то ее можно повторить через 2 часа.

Сифонные клизмы делаются в тех случаях, когда очистительные клизмы неэффективны и у больных с кишечной непроходимостью. Используется принцип сифона, когда многократно промывается кишечник. Иногда это может привести к ликвидации кишечной непроходимости.

Для производства сифонной клизмы нужна резиновая трубка длиной 80 см, толщиной не менее 1,5 см, стеклянная воронка (емкостью до 500 мл), сосуд для воды, таз или ведро для слива промывных вод. Положение больного такое же, как для очистительной клизмы. Конец трубки, вводимый в прямую кишку, смазывают вазелиновым маслом, трубку вводят на 10–12 см в прямую кишку. Стеклянную воронку опускают ниже уровня больного и заполняют водой, затем медленно поднимают вверх, вода уходит в кишечник, затем ее опускают вниз, с жидкостью из кишечника выходят газы в виде пузырьков, с кусочками кала. Важно, чтобы количество вводимой жидкости было равно количеству выводимой. Воду сливают в ведро и заполняют воронку вновь. Так многократно, поднимая и опуская воронку, добиваются промывания до тех пор, пока не будет выходить чистая вода, прекратится отхождение газов. При заполнении воронки жидкостью, она должна быть в наклонном положении, чтобы не попал воздух в кишечник. Закончив промывание кишечника, воронку снимают, моют и кипятят, резиновую трубку на 15 минут оставляют в прямой кишке для эвакуации оставшейся жидкости. По указанию врача могут быть, рекомендованы клизмы гипертонические, глицериновые, вазелиновые и др.

Санитарная обработка больных. Полная санитарная обработка: осмотр волосистой части головы, лобка, одежды на педикулез; затем душ (температура воды 37-39°С), моют голову, тело, конечности. Частичная обработка: осмотр больного на педикулез, под больного подкладывают клеенку и губкой, смоченной в теплом мыльном растворе воды протирают все части тела, затем вытирают их насухо. В истории болезни на титульном листе делается отметка о характере санобработки.Перекладывание больного с операционного стола на каталку и с каталки на кровать.Для транспортировки больных нужны каталки, кресла - каталки, носилки с простынями и одеялами. Для перекладывания больного с операционного стола на каталку нужны три человека. Они подходят к нему со стороны каталки, подводят руки под больного и надежно его удерживают. Перекладывают больного плавно без толчков, сохраняя горизонтальное положение туловища и ног. Больной должен быть накрыт простыней или одеялом с пододеяльником. Вывозят каталку из операционной головным концом вперед. Перекладывание больного с каталки на функциональную кровать осуществляется также, как и с операционного стола на каталку. Персоналу лучше делать это со стороны кровати. Кормить тяжело больных в кровати Для кормления больного, имеющего постельный режим, используют прикроватный столик. Больной находится в полусидячем положении. Кормит медперсонал больных с ложки, для приема жидкостей используют поильники. Смена нательного и постельного белья Больной укладывается на боку кровати. Простыней, предварительно свернутой в виде валика по длине, застилается свободная поверхность кровати, затем больного переворачивают на противоположный бок и полностью застилают кровать. Смена рубашки: сначала освобождают одну руку, затем голову больного, а после другую руку. Брюки снимают сначала с одной ноги, потом с другой. Подавать подкладное судно, утку и производить их дезобработку Перед подачей судно и утка ополаскиваются теплой водой. Медперсонал левой рукой, подведенной под крестец, помогает больному приподнять таз, а правой рукой под ягодицы подводит судно так, чтобы промежность больного находилась над отверстием. При удалении судна таз больного слегка приподнимают, судно уносят в туалет, опорожняют, моют горячей водой и обрабатывают 1% раствором хлорамина. Измерять температуру тела в подмышечной впадине и в прямой кишке, делая графическую запись температуры.

Перед термометрией подмышечную ямку предварительно протирают насухо. Чистый сухой термометр встряхивают, проверяя, упал ли столбик ртути ниже шкалы. Затем концом, содержащим ртуть, его вкладывают в подмышечную ямку и прижимают рукой больного. Температуру тела измеряют в течение 10 минут, заносят в температурный лист. Нормальная температура у взрослых не более Зб,8°С, в прямой кишке она на 0,5-1°С выше. Использованный термометр погружается в 1 % раствор хлорамина на 30 минут. Считать пульс, частоту дыхания, измерять АД

Пульс чаще всего прощупывают на лучевой артерии. Кисть больного захватывают правой рукой с тыльной стороны лучезапястного сустава так, чтобы первый палец располагался с локтевой, а остальные пальцы с лучевой стороны. Указательным и средним пальцами прощупывают лучевую артерию и прижимают ее к лучевой кости. Частота пульса в норме 60 - 70 уд/мин. Счет пульса производится в течение одной минуты. Кроме лучевой артерии исследование пульса можно производить на височной, бедренной, плечевой, сонной артериях. Измерение артериального давления производят сфигмоманометром по методу Короткова. Обнажают левое плечо больного, на него накладывают манжетку так, чтобы край манжетки с вделанной резиновой трубкой был внизу и на 2-3 см ниже локтевого сгиба. Между манжеткой и плечом должен проходить палец. В локтевом сгибе к точке пульсации плечевой артерии прикладывают фонендоскоп. Воздух накачивают баллончиком до полного прекращения кровоснабжения ниже манжетки. Начинают выпускать воздух, первое появление тонов будет соответствовать систолическому артериальному давлению. Измеряют АД 2-3 раза, за основу берут средние цифры. Число дыханий в норме 14-18/мин. Число дыхательных движений подсчитывается в течение 1 минуты. Создавать возвышенное положение больного в постели.

Больной укладывается на функциональную кровать и с помощью ручек у ножного конца кровати ему можно придать возвышенное положение (положение Фовлера).

5.3. Самостоятельная работа по теме:

1. Работа в хирургическом отделении.

5.4. Итоговый контроль знаний:

· ответы на вопросы по теме занятия;

· решение ситуационных задач, тестовых заданий по теме.

Домашнее задание для уяснения темы занятия.

Контрольные вопросы

1. Обработка полости рта, какие растворы

2. Правила введения зонда в желудок.

3. Показания к применению Фортранса.

4. Клизмы, их назначение. Техника выполнения

Тестовые задания

1. В СОСТАВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВХОДИТ

1) палаты

2) вестибюль

3) регистратура

4) сан.пропускник

5) смотровые кабинеты

2. В СОСТАВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВХОДИТ

1) вестибюль

2) процедурный кабинет

3) регистратура

4) сан.пропускник

5) смотровые кабинеты

3. В СОСТАВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВХОДИТ

1) вестибюль

2) регистратура

3) перевязочная

4) сан.пропускник

5) смотровые кабинеты

4. В СОСТАВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВХОДИТ

1) вестибюль

2) регистратура

3) сан.пропускник

4) манипуляционная

5) смотровые кабинеты

5. НА ОДНУ КОЙКУ В ПАЛАТЕ ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПРИХОДИТЬСЯ

1) 1,5-2,5 м2

2) 3,5-4,5 м2

3) 6,5-7,5 м2

4) не имеет значения

5) 5,5 м2

6. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЗИНФЕКЦИОННЫМИ И СТЕРИЛИЗАЦИОННЫМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ В СТАЦИОНАРАХ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПРОВОДИТСЯ

1) 1 раз в день

2) 2 раза в неделю

3) 3 раза в месяц

4) 5 раз в год

5) не реже 1 раза в квартал

7. ДЛЯ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ СМЫВЫ В СТАЦИОНАРАХ ДЕЛАЮТ

1) из расчета 1 смыв на 1 койку

2) 10 смывов на 1м2

3) 0,5 на 1 м2

4) 3 на 1 койку

5) из расчета 0,5 смывов на койку

8. К ДЕЗИНФЕЦИРУЮЩИМ СРЕДСТВАМ ДЛЯ САНИТАРНОЙ ОБРАБОТКИ В ХИРУРГИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ ОТНОСИТСЯ

1) физиологический раствор

2) аналит

3) гипертонический раствор

4) хлоргексидин

5) новокаин

9. К ДЕЗИНФЕЦИРУЮЩИМ СРЕДСТВАМ ДЛЯ САНИТАРНОЙ ОБРАБОТКИ В ХИРУРГИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ ОТНОСИТСЯ

1) физиологический раствор

2) хлоргексидин

3) хлорамин

4) гипертонический раствор

5) новокаин

10. К ДЕЗИНФЕЦИРУЮЩИМ СРЕДСТВАМ ДЛЯ САНИТАРНОЙ ОБРАБОТКИ В ХИРУРГИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ ОТНОСИТСЯ

1) физиологический раствор

2) гипертонический раствор

3) хлоргексидин

4) лизол

5) новокаин

Ситуационные задачи.

Задача 1

Больной М., 77 лет, прооперирован по поводу грыжи белой линии живота. Произведено снятие швов. После совершения больным резкого движения повязка стала обильно промокать серозно-кровянистой жидкостью, под повязкой появилось выбухание.

Вопросы:

1. Какое осложнение в послеоперационном периоде развилось?

2. Перечислите последовательность действий при данном осложнении.

3. У каких пациентов будет наблюдаться данное осложнение с большей вероятностью?

4. Назовите меры предупреждения данного осложнения в послеоперационном периоде.

5. Какие еще осложнения послеоперационного периода вы знаете?

Задача 2

Велосипедист, уворачиваясь от столкновения с внезапно выехавшим на дорогу автомобилем, не справился с управлением и упал на вытянутую руку. Доставлен в травмпункт. При осмотре выявлены локальная болезненность, припухлость, деформация в области ключицы, кровоизлияние и укорочение надплечья справа, плечо опущено и смещено кпереди. Больной удерживает левой рукой предплечье и локоть поврежденной конечности, прижимая ее к туловищу, движения в плечевом суставе ограничены из-за боли.

Вопросы:

1. Какая травма у велосипедиста?

2. Какую повязку и с какой целью необходимо применить в данном случае?

3. Механизм наложения данной повязки.

4. Каковы требования к готовым бинтовым повязкам?

5. Какие еще повязки на плечевой пояс и грудную клетку вы знаете?

Задача 3

Скорая помощь прибыла на место происшествия. У пострадавшего ножевое ранение в грудную клетку слева. Больной лежит на левом боку, плотно прижимая рану. Общее состояние тяжелое, резкий цианоз, одышка, слышен шум присасывания воздуха в рану при каждом вдохе. Из раны выделяется пенистая кровь. Левая сторона грудной клетки отстает при дыхании.

1. Какая травма у пострадавшего?

2. Какую повязку и с какой целью необходимо применить в данном случае?

3. Механизм наложения данной повязки при наличии ИПП.

4. Какие подручные материалы можно использовать для оказания помощи больному?

5. Расскажите классификацию повязок по назначению.

Задача 4

Больному К., 60, находится в хирургическом стационаре с диагнозом флегмона голени. Проведена операция по вскрытию флегмоны. На следующий день после операции медсестра заметила, что повязка обильно промокает кровью. Известно, что до этого момента медсестра к больному не заходила.

1. Какую повязку необходимо применить для закрытия послеоперационной раны?

2. Техника наложения данной повязки.

3. Какое послеоперационное осложнение возникло у больного?

4. Какая ошибка по уходу за операционной раной была допущена? Дальнейшие действия медсестры?

5. Расскажите классификацию повязок по направлению туров бинта.

Задача 5

Больному Д., 55 лет, назначен строгий постельный режим после резекции желудка. В течение 10ти часов после операции больной не мочился, жалуется на позывы к мочеиспусканию и невозможность опорожнения мочевого пузыря.

1. Каковы возможные причины развития данного осложнения?

2. Какие мероприятия следует провести для облегчения состояния больного?

3. Техника катетеризации мочевого пузыря у мужчин.

4. Какие еще осложнения послеоперационного периода вы знаете?

5. Назовите основные факторы развития осложнений послеоперационного периода.

Наши рекомендации