К практическому занятию № 13
Специальность: 051102 «Общественное здравоохранение»
1. Тема: Нарушения водно- электролитного и кислотно- основного состояния
2. Цель:
- закрепить у студентов знания по патогенезу основных видов дисгидрий;
- закрепить знания по основным формам нарушений кислотно- основного состояния внутренней среды организма;
- научить студентов моделировать отек легких;
- закрепить навыки анализа результатов опыта.
3. Задачи обучения:
- формировать у студентов знания этиологии и патогенеза дисгидрий;
- научить студентов определять принципы патофизиологической профилактики и терапии гипогидратаций;
- формировать у студентов знание принципов профилактики и терапии отеков
- дать знание принципов определения и показателей нарушений кислотно- основного состояния
Основные вопросы темы
1. Нарушения внешнего водного баланса и распределения воды во внутренней среде
организма; основные виды дисгидрий.
2. Причины, патогенез, нарушения функций основных физиологических систем,
механизмы компенсации при гипер-, изо- и гипоосмоляльной гипогидратации.
Дегидратационная кома.
3. Принципы патофизиологической профилактики и терапии гипогидратации.
4. Причины, патогенез, нарушения функций основных физиологических систем,
механизмы компенсации при гипер-, изо- и гипоосмоляльной гипергидратации.
5. Отеки: патогенетические факторы, местные и общие нарушения, повреждающее и
защитное значение, принципы профилактики и терапии отеков.
6. Особенности нарушений водного обмена у детей.
7. Типовые формы нарушений электролитного обмена. Основные причины, механизмы
нарушений, расстройства обмена веществ и функций физиологических систем при
изменении содержания в организме натрия, калия, кальция, фосфора, магния и др.
8. Принципы классификации и основные формы нарушений кислотно-основного
состояния внутренней среды организма. Газовые ацидозы и алкалозы. Негазовые
ацидозы и алкалозы
9. Принципы определения и показатели компенсированных и некомпенсированных форм
нарушений кислотно-основного состояния.
10. Компенсаторные реакции при острых и хронических нарушениях кислотно-основного
состояния. Расстройства в организме при различных видах ацидозов и алкалозов.
11. Принципы коррекции расстройств кислотно-основного состояния.
Методы обучения и преподавания
1. Малые группы
2. Решение ситуационных задач
3. Работа в группе под руководством преподавателя, выполнение практических работ
А) Роль нервной системы в развитии токсического отека легких у крыс.
Ход опыта: Для опыта берутся две большие крысы. Одной из крыс вводят под кожу 5% раствор гексенала из расчета 1,2 мл на 100 гр веса. После наступления глубокого наркотического сна у первой крысы, обоим животным подкожно вводят 6% раствор хлористого аммония из расчета 0,7 мл на 100 гр массы. После этого каждые 20 минут записывают результаты по схеме.
Время | Отек без наркоза (контроль) | Отек на фоне наркоза | ||
цвет видимых слизистых | число дыхания | цвет видимых слизистых | число дыхания | |
Исходное | ||||
ч/з 20 минут | ||||
ч/з 40 минут | ||||
ч/з 60 минут |
Затем животных декапитирует, вскрывают грудную клетку, описывают цвет легких, извлекают их, взвешивают и вычисляют легочный коэффициент по формуле:
вес легких в гр х 100
----------------------------
вес тела в гр
Вывод
Б) Набухание фибрина в средах с различной концентрацией водородных ионов.
В 5 пробирок насыпают по 0,08 г высушенного порошка фибрина, затем в пробирки наливают по 5мл растворов с различной концентрацией водородных ионов (0,1 N и 0,01 N растворы HCI; 0,1 N и 0,01 N растворы KOH и воду (контроль). Наблюдают за набуханием фибрина.
Результаты:
Вывод
В) Набухание желатина в средах с различной концентрацией водородных ионов.
В чашки Петри наливают по 10-20 мл растворов с различной реакцией среды
(см.опыт № 1). После чего в каждую чашку помещают пластинки желатина и наблюдают за набуханием.
Результаты:
Вывод
Литература
Основная
1. Лекции
2. “Патофизиология ” под. ред. А.Д,Адо и Л.М.Ишимовой -М., 1980г. –С. 254- 267
3. “Патофизиология ” под. ред. А.Д,Адо и В.В.Новицкого – Томск, 1994г. –С.215-241
4. Патофизиология под. Ред. А.Д.Адо и В.В.Новицкого. –Томск, 1994г. –С.215-245.
5. Патофизиология под. Ред. А.Д.Адо и Л.М.Ишимовой. –М., 1980г. –С.223-226; -С. 254-
267.
6. Руководство к практическим занятиям по патофизиологии под ред. Лосьева И.Н. -М.,
-Медицина. 1985 г.-С.66-85.
Дополнительная
1. Уилкинсон А.У. Водного-электролитный обмен в хирургии –М., 1974 г.
2. Лакомкин А.М. Мягков И.Ф. Голод и жажда -М., 1975 г.
3. Уданов С.К. и др. Коррекция нарушений гомеостаза. –Курск., 1988 г.
4. Соболева А.Д. Реакция клеток и тканей при обезвоживании. –М., 1995 г.
5. Патофизиология под.ред. Д.Е.Альперна. –М., 1968г.
6. Кислотно - щелочное состояние Рут К. –М., 1985 г.
7. Голод и жажда. Лакомкин А.И. и др. –М., 1975 г.
8. Велтищев Ю.Е. и др. Обмен веществ у детей. М.: Медицина, 1983. –463 с.
9. Жалко-Титаренко В.Ф. Водно- элекролитный обмен и кислотно-основное состояние в
норме и при патологии. –Киев: Здоровья, 1989. 198 с.
10. Москалев Ю.И. Минеральный обмен М.: Медицина, 1985 г.
Контроль знаний
Групповая оценка в малых группах
Решение ситуационных задач
Проверка протоколов
Кредит № 2
Методические рекомендации