К практическому занятию № 2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ г.Семей
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ практического ЗАНЯТИЯ №1 (1 -15)
Специальность: 051102 «Общественное здравоохранение»
Дисциплина: Патологическая физиология
Кафедра: Кафедра физиологических дисциплин
Курс: 2, IV семестр
Кредит:1
Составители: профессор М.МУнисьянова
доцент Н.И.Распопина
и.о.доцента Н.М.Уразалина
старший преподаватель Канафина М.М.
Семей – 2008 г.
Кредит № 1
Методические рекомендации
К практическому занятию №1
Специальность: 051102 «Общественное здравоохранение»
1. Тема: Введение. Экспериментальный метод в патофизиологии
2. Цель:
- закрепить знания по предмету и задачам патофизиологии;
- научить студентов планировать и проводить эксперименты на животных;
- научить студентов определять фазы эксперимента;
- закрепить навыки обработки и анализа результатов опытов.
3. Задачи обучения:
- дать знания основ предмета и задач патофизиологии;
- научить студентов различать стадии эксперимента;
- формировать у студентов знания методов исследования, используемых в опыте;
- выработать у студентов навыки проведения научного эксперимента;
Основные вопросы темы
1. Патологическая физиология как фундаментальная наука и учебная дисциплина.
Понятие о клинической патофизиологии, ее задачи и перспективы.
2. Предмет и задачи патологической физиологии; ее место в системе высшего
медицинского образования.
3. Объект и методы патологической физиологии. Значение эксперимента в развития
патофизиологии и клинической медицины.
4. Моделирование: виды, возможности и ограничения патофизиологического
эксперимента на животных и людях.
5. Экспериментальная терапия как важный метод изучения заболеваний и разработки
новых способов лечения.
6. Краткие сведения из истории патофизиологии, основные этапы ее развития.
Методы обучения и преподавания
1. Презентация кафедры и аппаратуры, знакомство с порядком работы на кафедре.
2. Выполнение практической работы: Воспроизведение острой постгеморрагической гипотонии и её экспериментальная терапия.
Ход работы: Кролика фиксируют к специальному вивисекционному столу. По средней линии шеи производится анестезия 0,25% раствором новокаина. Затем отпрепаровываются сонная артерия и яремная вена, берутся на лигатуры, вводятся канюли. Регистрируют исходные данные артериального давления (посредством ртутного таблицу
Показатели | Исходные данные | После кровопотери | После аутогемо-трансфузии ч/з 10-15 мин. | ||
Ч/з 1мин. | Ч/з 2мин. | Ч/з 5 мин. | |||
ЧДД | |||||
АД | |||||
Поведение |
В градуированный сосуд с раствором 5% лимонно-кислого натрия медленно выпускают кровь до снижения уровня артериального давления 50 мм.рт.ст. Наблюдают за состоянием животного ч/з 1 минуту, 2 минуты, 5 минут, после чего производят аутогемотрансфузию в сочетании (по показаниям!) с необходимыми фармакологическими средствами (адреналин). Спустя 10-15 минут повторно регистрируют АД и дыхание. Результаты анализируются, делается вывод.
ВЫВОД:
Литература
Основная
1. Патологическая физиология под ред. А.Д.Адо и Л.М.Ишимовой.-М.,1980 г. -С 4-18,
23-31,80-84.
2. Патологическая физиология под ред. А.Д.Адо и В.В.Новицкого. -Томск, 1994 г. –С 4-27, 31-33.
3. Лекция.
4. Граф «Патофизиология как наука».
5. Сборник тестовых заданий в 4-х томах.- Семипалатинск, 2002.
Дополнительная
1. А.Д.Адо. Вопросы общей нозологии.–М., “Медицина”, 1985 г.
2. М.Б.Славин. Системное моделирование патологических процессов –М., “Медицина”,1987 г -286 с.
3.“Патофизиология”, курс лекций под ред. П.Ф.Литвицкого. –М., “Медицина”, 1997 г.
7. Контроль знаний:Тесты, собеседование по вопросам темы занятия.
1. Назовите основной метод патофизиологии:
1. серологический
2. биохимический
3. сравнительно-эволюционный
4. физико-химический
5. экспериментально-физиологический
2. Назовите вторую фазу патофизиологического эксперимента:
1. изучение физиологических параметров интактного животного
2. изучение исходов морфофункциональных показателей экспериментального животного
3. моделирование патологического процесса
4. построение рабочей гипотезы о механизмах конкретного патологического процесса
5. диагностика болезней человека
3. Основное назначение третьей фазы патофизиологического эксперимента:
1. проверка рабочей гипотезы и построение теории, патогенеза изучаемого процесса
2. разработка принципов симптоматической терапии
3. изучение показателей, которые можно определить термином болезнь
4. поэлементное воспроизведение всей цепи причинно-следственных взаимоотношений
5. обоснование диагноза болезни
4. Кто является основателем патологической физиологии, как самостоятельной науки:
1. Мечников И.И.
2. Сеченов И.М.
3. Пашутин 3. 3.
4. Павлов И.П.
5. Сиротинин Н.Н.
5. Как называется опыт в исключительных случаях проводимый на человеке:
1. включение
2. парабиоза
3. сравнительной патологии
4. “экспериментум круцис”
5. выключение
Кредит № 1
Методические рекомендации
к практическому занятию № 2
Специальность: 051102 «Общественное здравоохранение»
1. Тема: Общая нозология
2. Цель:
- закрепить знания по общей нозологии;
- различать патологическую реакцию от патологического процесса и патологического состояния;
- закрепить навыки отработки и анализа результатов опытов.
3. Задачи обучения:
- дать знания основ общей нозологии;
- формировать у студентов знания методов исследования, используемых в опыте;
- выработать у студентов навыки проведения научного эксперимента.
Основные вопросы темы
1. Основные понятия общей нозологии. Здоровье, болезнь, переходные состояния организма
между здоровьем и болезнью (предболезнь) как формы жизни.
2. Понятие о патологической реакции, патологическом процессе, патологическом состоянии.
Типовые патологические процессы, их признаки.
3. Болезнь как диалектическое единство повреждения и защитно-приспособительных
реакций организма, системный принцип в патологии. Номенклатура и классификация
болезней. Критерии болезни. Стадии болезни.
4. Исходы болезни. Выздоровление полное и неполное. Ремиссии, рецидивы, осложнения.
Смерть как исход заболевания, виды смерти.
5. Терминальные состояния. Преагональное состояние, агония, клиническая смерть,
биологическая смерть. Патофизиологические основы реанимации