К практическому занятию № 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ г.Семей

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ практического ЗАНЯТИЯ №1 (1 -15)

Специальность: 051102 «Общественное здравоохранение»

Дисциплина: Патологическая физиология

Кафедра: Кафедра физиологических дисциплин

Курс: 2, IV семестр

Кредит:1

Составители: профессор М.МУнисьянова

доцент Н.И.Распопина

и.о.доцента Н.М.Уразалина

старший преподаватель Канафина М.М.

Семей – 2008 г.

Кредит № 1

Методические рекомендации

К практическому занятию №1

Специальность: 051102 «Общественное здравоохранение»

1. Тема: Введение. Экспериментальный метод в патофизиологии

2. Цель:

- закрепить знания по предмету и задачам патофизиологии;

- научить студентов планировать и проводить эксперименты на животных;

- научить студентов определять фазы эксперимента;

- закрепить навыки обработки и анализа результатов опытов.

3. Задачи обучения:

- дать знания основ предмета и задач патофизиологии;

- научить студентов различать стадии эксперимента;

- формировать у студентов знания методов исследования, используемых в опыте;

- выработать у студентов навыки проведения научного эксперимента;

Основные вопросы темы

1. Патологическая физиология как фундаментальная наука и учебная дисциплина.

Понятие о клинической патофизиологии, ее задачи и перспективы.

2. Предмет и задачи патологической физиологии; ее место в системе высшего

медицинского образования.

3. Объект и методы патологической физиологии. Значение эксперимента в развития

патофизиологии и клинической медицины.

4. Моделирование: виды, возможности и ограничения патофизиологического

эксперимента на животных и людях.

5. Экспериментальная терапия как важный метод изучения заболеваний и разработки

новых способов лечения.

6. Краткие сведения из истории патофизиологии, основные этапы ее развития.

Методы обучения и преподавания

1. Презентация кафедры и аппаратуры, знакомство с порядком работы на кафедре.

2. Выполнение практической работы: Воспроизведение острой постгеморрагической гипотонии и её экспериментальная терапия.

Ход работы: Кролика фиксируют к специальному вивисекционному столу. По средней линии шеи производится анестезия 0,25% раствором новокаина. Затем отпрепаровываются сонная артерия и яремная вена, берутся на лигатуры, вводятся канюли. Регистрируют исходные данные артериального давления (посредством ртутного таблицу

Показатели Исходные данные После кровопотери После аутогемо-трансфузии ч/з 10-15 мин.
Ч/з 1мин. Ч/з 2мин. Ч/з 5 мин.
ЧДД          
АД          
Поведение          

В градуированный сосуд с раствором 5% лимонно-кислого натрия медленно выпускают кровь до снижения уровня артериального давления 50 мм.рт.ст. Наблюдают за состоянием животного ч/з 1 минуту, 2 минуты, 5 минут, после чего производят аутогемотрансфузию в сочетании (по показаниям!) с необходимыми фармакологическими средствами (адреналин). Спустя 10-15 минут повторно регистрируют АД и дыхание. Результаты анализируются, делается вывод.

ВЫВОД:

Литература

Основная

1. Патологическая физиология под ред. А.Д.Адо и Л.М.Ишимовой.-М.,1980 г. -С 4-18,

23-31,80-84.

2. Патологическая физиология под ред. А.Д.Адо и В.В.Новицкого. -Томск, 1994 г. –С 4-27, 31-33.

3. Лекция.

4. Граф «Патофизиология как наука».

5. Сборник тестовых заданий в 4-х томах.- Семипалатинск, 2002.

Дополнительная

1. А.Д.Адо. Вопросы общей нозологии.–М., “Медицина”, 1985 г.

2. М.Б.Славин. Системное моделирование патологических процессов –М., “Медицина”,1987 г -286 с.

3.“Патофизиология”, курс лекций под ред. П.Ф.Литвицкого. –М., “Медицина”, 1997 г.

7. Контроль знаний:Тесты, собеседование по вопросам темы занятия.

1. Назовите основной метод патофизиологии:

1. серологический

2. биохимический

3. сравнительно-эволюционный

4. физико-химический

5. экспериментально-физиологический

2. Назовите вторую фазу патофизиологического эксперимента:

1. изучение физиологических параметров интактного животного

2. изучение исходов морфофункциональных показателей экспериментального животного

3. моделирование патологического процесса

4. построение рабочей гипотезы о механизмах конкретного патологического процесса

5. диагностика болезней человека

3. Основное назначение третьей фазы патофизиологического эксперимента:

1. проверка рабочей гипотезы и построение теории, патогенеза изучаемого процесса

2. разработка принципов симптоматической терапии

3. изучение показателей, которые можно определить термином болезнь

4. поэлементное воспроизведение всей цепи причинно-следственных взаимоотношений

5. обоснование диагноза болезни

4. Кто является основателем патологической физиологии, как самостоятельной науки:

1. Мечников И.И.

2. Сеченов И.М.

3. Пашутин 3. 3.

4. Павлов И.П.

5. Сиротинин Н.Н.

5. Как называется опыт в исключительных случаях проводимый на человеке:

1. включение

2. парабиоза

3. сравнительной патологии

4. “экспериментум круцис”

5. выключение

Кредит № 1

Методические рекомендации

к практическому занятию № 2

Специальность: 051102 «Общественное здравоохранение»

1. Тема: Общая нозология

2. Цель:

- закрепить знания по общей нозологии;

- различать патологическую реакцию от патологического процесса и патологического состояния;

- закрепить навыки отработки и анализа результатов опытов.

3. Задачи обучения:

- дать знания основ общей нозологии;

- формировать у студентов знания методов исследования, используемых в опыте;

- выработать у студентов навыки проведения научного эксперимента.

Основные вопросы темы

1. Основные понятия общей нозологии. Здоровье, болезнь, переходные со­стояния организма

между здоровьем и болезнью (предболезнь) как формы жизни.

2. Понятие о патологической реакции, патологическом процессе, патоло­гическом состоянии.

Типовые патологические процессы, их признаки.

3. Болезнь как диалектическое единство повреждения и защитно-приспособительных

реакций организма, системный принцип в патологии. Номенклатура и классифи­кация

болезней. Критерии болезни. Стадии болезни.

4. Исходы болезни. Выздоровление полное и неполное. Ремиссии, рецидивы, осложнения.

Смерть как исход заболевания, виды смерти.

5. Терминальные состояния. Преагональное состояние, агония, клиническая смерть,

биологическая смерть. Патофизиологические основы реанимации

Наши рекомендации