Разъяснение недоумения о самозащите Ап. Павла. О возвращаемом письме

Схватили св. Апостола Павла за то, что он на люди и закон и на место сие всех всюду учит (21:27), еще же и еллины введе (28). Что будто еллинов ввел - это придаток. Враждовали же на него преимущественно за то, что учил о престатии силы закона ветхого, и о начале нового.

Когда схваченному Апостолу угрожала опасность смертная, тысячник вырвал его из рук их, и потом, по просьбе Апостола, позволил ему со ступеней говорить к народу. В этой речи (гл.22) св. Павел возвещал им, что он не мог иначе действовать, потому что из ревностного фарисея обращен к вере, которую гнал, явлением Самого Господа, а потом, когда возвратился в Иерусалим, Господом же, Ему явившимся в храме, послан на проповедь во языки. К концу речи иудеи вышли из себя, - и Павла отвели в полк Римляне. На другой день (гл.23) св. Павлу надо было опять говорить к Иудеям. Тут был и Анания первосвященник. Но лишь только св. Павел сказал несколько слов, как Анания велел бить его в уста. Из первых слов Апостола видно, что он имеет намерение, как и вчера, изобразить, как он Самим Богом обращен и послан на проповедь, и что потому не мог иначе проповедывать, как ему повелел Господь. И это вполне должно было бы оправдать его. Но как ему не дали говорить, и как он видел, что, что он ни говори, истины не послушают, то обратился к приемам самозащиты, сообразуясь с теми, в среде коих находился, и отвещая безумным по безумию их. Для сего отвлек их задор от себя, на их самих, указав им предмет всегдашних споров Фарисеев и Саддукеев. Сказав, что он суд приемлет о уповании и воскресении мертвых, не ложь сказал: ибо это был один из первейших предметов проповеди, как видно из послания св. Павла. Очень вероятно, что ему часто случалось отстаивать сей догмат, и что при этом ему удавалось брать верх и иметь успех. Он и воспользовался сим. На это надо смотреть, как на прием самозащиты. Как и почему он был схвачен, в эту пору уже все забыто. Его решили убить. Ему надо было спасать себя от сего. Возбудив спор судей между собою, он дал повод тысячнику взять его и отвести в безопасное место. Подобным приемом для Апостола служило и напоминание, что он Римлянин. В этом же обстоятельстве, он воспользовался им, когда его хотели бить. И в Филиппах тоже он выставлял его для окончательного утишения тамошней смуты против него.

Прилагаю прежнее письмо. На что же вам его переписывать. Его и держите у себя. Мне подробности не нужны. А главное я знаю. И часто буду теребить вас: ну, взялись за гуж, не говорите, что не дюж.

Благослови вас, Господи, всяким благословением.

Любите Господа! Любите Господа! Любите Господа!

Страх Божий и память смертного часа да не отходит от вас.

Спасайтесь!

Ваш доброхот Е. Феофан.

Наши рекомендации