Текущая организация сознания-внимание.
Тема 2.3.Внимание. Изменения внимания у инвалидов и лиц пожилого возраста.
Текущая организация сознания-внимание.
Централизация в сознании того, что имеет наибольшую значимость для деятельности человека, оптимальная организация сознания, проявляющаяся в его направленности и сосредоточенности на актуально значимых объектах, называется вниманием.
Направленность сознания – это отбор человеком объектов, существенных для его деятельности.
Сосредоточенность внимания – отвлечение от побочных раздражителей и централизация объекта деятельности в поле знания.
Уровень внимательности – показатель уровня деятельностной организованности сознания, саморегуляци всей психической деятельности.
Виды внимания. Психические процессы могут иметь произвольную и непроизвольную (независимую от воли) направленность. Основная форма организации психических процессов – произвольное (преднамеренное) внимание. Способность произвольно направлять психическую деятельность – одна из основных особенностей человека. Произвольное внимание связано с вычленением значимой информации.
В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное, не требующее постоянных волевых усилий.
Различаются также внешненапрвленное внимание – выделение значимых объектов во внешней среде, и внутринаправленное – выделение идеальных объектов из фонда самой психики.
К свойствам, или качествам, внимания относятся: активность, направленность, объем, широта, распределенность, концентрация, устойчивость и переключаемость.
Свойства внимания связаны со структурной организации деятельности человека. На первоначальном этапе деятельности основной особенностью внимания является широта – равномерная распределенность сознания и нескольких объектов. На этой стадии деятельности еще нет устойчивости внимания.
Но устойчивость внимания приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности. В зависимости от этого психические процессы становятся более интенсивными, возрастает и объем внимания – количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.
Направленность сознания на параллельное выполнение нескольких действий – распределенность внимания. Распределения внимания обозначает способность одновременно воспринимать и обрабатывать несколько источников информации. Многие задания на оперативную память попадают в эту категорию. Можно предположить, что в связи с общими нарушениями функционирования ЦНС пожилые люди не могут одновременно воспринимать и обрабатывать то количество источников, которое было доступно им в молодые годы.
Интенсивность направленности сознания на наиболее значимые объекты – концентрация внимания. Концентрация внимания определяется, как способность концентрироваться на предлагаемой задаче без отвлечения на что-либо еще. Эта характеристика внимания достаточно хорошо сохраняется в старости, хотя незначительное ухудшение существует. При этом пожилые люди предпочитают, чтобы зрительные задания занимали узкое поле зрения.
Внимание – это организованность сознания индивида. Отсутствие четкой направленности, структурированности сознания означает его дезорганизованность.
Одним из состояний частичной дезорганизованности сознания является рассеянность. Рассеянность может возникнуть в результат быстрой смены впечатлений, когда человек не имеет возможности сосредоточиться на каждом из них в отдельности, а также в силу действия однообразных, монотонных, малозначимых раздражителей.
Длительная непрерывная работа в одном направлении вызывает переутомление – нейрофизиологическое истощение.
Одним из видов временной дезорганизации сознания является апатия – состояние безразличия к внешним воздействиям. Это пассивное состояние связано с резким понижением тонуса коры мозга и субъективно переживается как тягостное состояние. Апатия может возникнуть как в результате нервного перенапряжения, так и в условиях «сенсорного голода».
В целом можно говорить о снижении выраженности всех основных свойств внимания. Последствия этого явления на бытовом уровне Э. Смит иллюстрирует рядом примеров. Пожилой человек может направиться к буфету за ложкой, но, увидев там помимо прочего и вилку, вернуться к столу с ней. Сходные проявления наблюдаются и в разговоре, когда вместо одного имени или названия места говорится другое, при этом человек находится в полной уверенности, что сказано именно то, что нужно. Выступая перед аудиторией, пожилой человек нередко теряет ход мысли и может перескакивать по ходу изложения с одного на другое, нарушая тем самым последовательность изложения.
Очевидные признаки неряшливости в одежде, легко замечаемые в белые годы, особенно в дни молодости, теперь остаются без внимания.