Б) Систематическая ошибка (смещение)
Систематическая ошибка (смещение) принципиально отличается от случайной ошибки.
Систематическая ошибка (смещение) – это постоянное, неслучайное, однонаправленное отклонение результатов исследований от истинных характеристик генеральной совокупности.
Сначала рассмотрим, чем систематическая ошибка (смещение) отличается от случайной ошибки. Итак:
ü Систематическая ошибка (смещение) может появиться как при выборочном исследовании, так и при сплошном. При хорошо спланированном и выполненном исследовании этой ошибки может и не быть.
ü Систематическая ошибка (смещение) не связана с количественной репрезентативностью, ее величина почти не зависит от числа единиц наблюдения. В хорошо спланированном исследовании она может отсутствовать в малой выборке. В плохо спланированном исследовании она может быть огромной при изучении всей генеральной совокупности.
ü Систематическая ошибка (смещение) часто бывает связана с качественной репрезентативностью выборки.
ü Систематическая ошибка (смещение) искажает истинные характеристики генеральной совокупности только в одну сторону (либо в большую, либо в меньшую). Например, выборки, извлеченные из одной генеральной совокупности, снова и снова будут давать только завышенные оценки (либо только заниженные).
ü Величину систематической ошибки (смещения) в большинстве случаев определить (рассчитать) нельзя. Можно только предположительно судить о направлении смещения. Часто исследователю вообще остается неизвестным, являются ли полученные оценки смещенными или же нет.
ü Систематическая ошибка (смещение) обычно появляется в плохо спланированном и неаккуратно выполненном исследовании. Она может возникнуть на любом этапе работы – и при сборе материала, и при его разработке, и при его анализе, и при формулировании выводов. Исследователь должен стремиться так организовать и выполнить свою работу, чтобы вероятность систематических ошибок (смещений) была минимальной.
Теперь разберемся в причинах появления систематических ошибок (смещений). Рассмотрим следующий пример.
Проведено экспериментальное исследование с целью изучить эффективность нового лекарственного средства «А». Испытуемых разделили на две группы:
· первая группа в течение месяца принимала новое лекарственное средство «А»,
· вторая группа также в течение месяца принимала лекарственное средство «В» (в настоящее время именно оно обычно используется для лечения изучаемой патологии).
Выявлено, что лекарство «А» более эффективно, чем лекарство «В». Это может быть истиной. Но может оказаться и ложным выводом. На самом деле эти лекарства по своей эффективности могут быть примерно одинаковы, либо новое лекарство «А» даже менее эффективно, чем лекарство «В».
Посмотрим, какие систематические ошибки могли «обмануть» исследователя, привести его к ложному заключению:
1) Исследователь неправильно сформировал сравниваемые группы пациентов. Пациенты, получавшие новое лекарство «А», имели более благоприятную форму заболевания (менее тяжелую). Нарушенные процессы в их организме под влиянием лечения восстановились быстрее и надежнее.
2) Лекарство «А» приятнее на вкус, поэтому пациенты, получавшие его, строже соблюдали схему лечения, не пропускали время приема.
3) Лекарство «А» – это новое лекарственное средство, а лекарство «В» – старое. Многие люди больше доверяют всему новому. Поэтому и сами пациенты, и врач-исследователь, наблюдавший за изменением их здоровья, были склонны думать, что новое лекарственное средство непременно действует лучше.
4) Фирма-производитель лекарства «А» очень заинтересована в том, чтобы была научно доказана высокая эффективность разработанного нового препарата. Это позволило бы получать большую прибыль от его продажи. Поэтому фирма высоко оплачивала труд врачей-исследователей, дарила им ценные подарки, приглашала на праздничные мероприятия, помогала публиковать научные статьи и пр. В обмен на полученное материальное вознаграждение врачи-исследователи на этапе сбора или этапе обработки данных умышленно «откорректировали» собранные сведения, чтобы доказать эффективность и безопасность лекарства «А».
5) В процессе сбора первичного статистического материала или в процессе его обработки были допущены ошибки, например, были перепутаны учетные документы. В результате статистические карты пациентов, получавших лекарство «В», были обработаны как документация пациентов, получавших лекарство «А».
6) Исследователь допустил ошибки в ходе анализа собранных сведений – неверно сгруппировал данные, выбрал для расчета неверную формулу, неправильно интерпретировал результаты расчетов.
Перечень примеров можно продолжать и продолжать.
Рассмотрим самые частые причины появления систематических ошибок (смещений).