Тихвинская икона Богоматери

Июня

Тихвинская икона Богоматери – в своем первообразе находится в Тихвинском (у уездного города Тихвина Новгородской губернии) монастыре.

Событие явления иконы произошло в 1383 году, в княжение великого князя Димитрия Донского.

Предание говорит, что раньше икона находилась в Царьграде, куда она была принесена в V веке императрицей Евдокией из Иерусалима. За 70 лет до падения Царьграда икона перешла в 1383 году в Новгородскую область.

Как-то на Ладожском озере рыбаки закидывали сети. Вдруг заблистал перед ними необыкновенный свет, и когда они посмотрели кверху, то увидели, что в воздухе над водою движется икона Богоматери с Предвечным Младенцем на Ее левой руке. Бросив сети, они с трепетом следили, пока икона не скрылась от их взора.

Рыбаки не видели, куда прошла икона. Она явилась в 30 верстах от озера. Там поставили для нее часовню, и было много исцелений. Вскоре икона невидимо отошла из этого места. Ее видели в двух местах стоявшею среди блистающих лучей в воздухе.

Жители той местности собрались к иконе и пораженные чудом всем сердцем молились Царице небесной. Тогда икона спустилась на землю, и много больных получили от нее исцеление. Для иконы устроили часовню, а потом и храм, но она и здесь пробыла недолго; явилась она в 19 верстах от того места и остановилась в 20 верстах от Тихвина. Построили и там часовню и затем храм. Но и оттуда икона вскоре перенеслась на гору близ Тихвина, идя в воздухе, как легкое облако. К месту нового явления ее собрались толпы народа; из соседних сел пришли священники с крестами, и все взывали к Богородице.

Во время общей молитвы икона сошла на руки молящихся, изливая чудеса. Тогда же и немедля приступили к устройству на этой лесистой местности храма.

Икона прославлена была великими чудесами – прозрением слепых, исцелением бесноватых. Чудеса, проявлявшиеся над людьми, получившими от нее помощь вдали, не приходя к ней, широко прославили ее по православной Руси.

Особенно прибегают к этой иконе при болезнях детей. Икона довольно значительных размеров; лик темный, почти черный. Замечательно, что одна из рук Богоматери отличается необыкновенною теплотою, ощутительной для губ при прикладывании.

* * *

Первое очевидное исцеление от этой иконы совершилось над двухлетним сыном Ершовых Анатолием, который был от рождения расслаблен, не мог ни ходить, ни сидеть и страдал английскою болезнию. Доктора не могли помочь ему. А по молитвам матери перед Тихвинской иконой ребенок стал ходить и совершенно выздоровел.

* * *

Двухлетняя дочь князя Ш. Ш. не могла ходить. Бабушка ее Б., услыхав об исцелении мальчика Ершова, послала денег на масло перед иконой. В тот день и час, когда в лампаду влили масло, купленное на эти деньги, и засветили, девочка стала ходить. Обрадованные родители приезжали служить молебен перед иконой и засвидетельствовали чудесное исцеление.

* * *

Купеческая жена Молчалова страдала несколько лет ногами, в которых чувствовала страшную ломоту. Врачи признали, по преклонности лет больной, ее недуг неизлечимым.

Чрез несколько дней по перенесении иконы в Исакиевский собор больная отправилась помолиться перед Тихвинской иконой, и вот ее рассказ: «При входе в собор я чувствовала что-то необыкновенное: точно все суставы трепетали во мне и колыхались… Ноги мои едва переступали с места на место; я боялась упасть. Я с верою подошла к чудотворной иконе, молилась перед нею Пресвятой Богородице и после молебна, приложившись к иконе, почувствовала легкость и бодро встала с колен на ноги».

* * *

В 1860 г. произошло исцеление лютеранки, дочери доктора медицины, 16-летней Екатерины Левестам.

От рождения она была слабого здоровья и страдала кровохарканьем, головною болью и беспамятством. Потеряв родителей, она была 14 лет помещена в частный пансион в Гатчине. На 16-м году разбил ее паралич правой стороны тела; появились спазмы и судороги. Тогда ее перевели к надзирательнице лазарета Гатчинского сиротского института. Тут и левая нога подверглась параличному состоянию, так что больная не чувствовала боли от пропускаемой в ногу иголки. 10 дней она была в бесчувственном состоянии, из которого доктора не могли ее вызвать. Только вечером она просила пить и после нескольких глотков опять впадала в забытье.

Родные не могли без слез смотреть на ее страдания. В половине декабря начались у больной припадки сильной мигрени и признаки «пляски св. Витта»; в феврале открылась, кроме того, каменная болезнь. Четыре раза в день с больной происходили припадки такие сильные, что ее подбрасывало вверх аршина на полтора и на несколько аршинов в сторону.

Хотя лютеранка по вероисповеданию, девица Левестам любила обряды православной церкви. Она молилась перед иконами, осеняла себя крестным знамением, строго соблюдала посты. Особенно молилась она перед стоявшею в ее комнате иконою Богоматери и стоявшим через комнату образом Николая Чудотворца; приглашая также священника для совершения перед этими иконами молебна.

Вследствие усиления болезни осенью 1861 г. ее перевезли в больницу св. Ольги, у Смольного монастыря. Здесь припадки «пляски св. витта» стали повторяться каждые 5–10 минут. Малейший внезапный шум возбуждал судороги. Больную подбрасывало вверх почти на аршин. При этом тело представляло то вытянутую линию, то дугу, поднятую кверху; то тело изгибалось назад в виде колеса, так что затылок прикасался к пяткам. 12 дней больная не принимала никакой пищи.

18 октября в разгар этой невыносимой болезни больная увидела в забытьи старца монаха, сказавшего ей: «Встань, поезжай в Исаакиевский собор. Там есть чудотворная Тихвинская икона Богоматери. Отслужи ей молебен и поставь свечи: Ей, Николаю Чудотворцу и образу всех святых и при выходе из церкви подай всем нищим. Поспеши скорей, и исцелишься».

Больная рассказала свой сон своему брату, потом больничному священнику. Брат прислал для перевоза ее карету, куда ее и посадили вместе с фельдшером и двумя священниками. По дороге произошли два сильнейших припадка. Почти на руках в бесчувственном состоянии больную внесли в церковь. Во время службы больная пришла в себя и сидела, поддерживаемая сиделками. Затем просила священника отслужить молебен и стояла за ним с помощью сиделок, делая даже земные поклоны. При чтении евангелия она преклонила голову под священную книгу и почувствовала, что будто кто облил ее холодною водой. В это время ее члены прохватила дрожь. По окончании молебна, осененная священником крестом, она решилась сделать шаг вперед, приложилась ко кресту, затем без помощи подошла к иконе. Приложившись к священному лику, она почувствовала в себе силы и отошла от образа совсем здоровою. Затем прикладывалась она к местным иконам, подала милостыню всем нищим и вернулась в больницу, где ее ждали с нетерпением, зная, что она поехала в собор в надежде исцеления. Вскоре она вернулась к родным совершенно здоровою.

Икона Божией матери «Троеручница»

Июня

Прославилась во время иконоборчества. В 716 г. византийский император Лев Исаврянин, ярый противник икон, страстно желал извести преподобного Иоанна Дамаскина. Его оклеветали перед калифом, и тот велел отсечь у Иоанна правую руку и повесить ее на городской площади. Иоанн сильно страдал и просил калифа вернуть ему отсеченную руку. Просьба была выполнена. Затворившись у себя, Иоанн приложил отсеченную руку к кисти и ушел в глубокую молитву. Скоро он уснул, и во сне предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен. Трудись же прилежно твоею рукой». Тогда же, по преданию, благодарный Иоанн излил свою любовь к Божией Матери в дивной песне: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Весть об исцелении Иоанна разнеслась по Дамаску. Вскоре он удалился в монастырь Саввы Освященного и принял иноческий остриг.

* * *

Одна женщина страдала сильной болью в ногах, вследствие чего она не могла ходить. Горячо молилась она Пресвятой Богородице, да избавит ее от этой лютой болезни. Усердная молитва ее была услышана: три ночи подряд в сонном видении она слышала голос, который повелевал ей идти во Владимирский храм г. Тулы, что на Ржавце, и там отслужить молебен перед образом Троеручицы, обещая исцеление от болезни.

Родные исполнили просьбу больной и отвезли ее в Георгиевскую церковь; в течение двух дней она разыскивала икону, которую видела во сне, однако все ее поиски были напрасны. Больная, несмотря на это, не теряла надежды найти икону Богоматери; на третий день ее опять привезли в церковь, и здесь, по ее просьбе, ей были показаны все ветхие иконы, какие только были в храме. В числе других была принесена и икона Троеручицы, стоявшая в углублении над северными дверями храма. Больная сразу признала в ней икону, виденную ею во сне. Со слезами она упала перед иконою на колени и усердно помолилась Царице Небесной. Затем был отслужен молебен перед найденной иконой, во время которого больная сразу почувствовала себя лучше и бодрее. По возвращении своем домой она в скором времени совершенно выздоровела.

Наши рекомендации